План по самообразованию " Развитие математических способностей посредством дидактических игр"
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)

Харрасова Лилия Ирековна
для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Дошкольная группа  

                                                        « Ляйсан»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа д. Таштимерово  муниципального района

               Абзелиловский район    Республики Башкортостан

План по самообразованию

«Развитие математических способностей посредством

дидактических игр»

(старшая группа)

                                                                                  Воспитатель: Харрасова                    

                                                                                                                  Лилия Ирековна                                            

План по самообразованию воспитателя

Тема:

«Развитие математических способностей посредством дидактических игр»

(старшая группа)

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального

мастерства и компетентности по данной теме.

 создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • У детей:

- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

 - формирование элементарных математических представлений.

  • У воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области математики;

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

- оформление центра «Занимательная математика».

Форма самообразования:  индивидуальная.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме;

Посещение НОД у воспитателей своего ДОО ;

Посещение педсоветов, семинаров, конференций;

Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

Отчет о проделанной работе: сообщение на педсовете;

Перспектива: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

-игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.

 «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

«Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (в течение года).

3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

4. Работа с детьми и родителями
Перспективный план мероприятий на 2022-2023 уч. г.

Месяц

Формы работы

С детьми

С родителями

Сентябрь

1 нед Дидактическая игра «Геометрическое лото». Беседа «Как люди научились считать».

Консультация «Игрушки – развивалки

2 нед Конструирование «Башни для принцесс»

Консультация «Учим ребёнка математике». «Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков».

3 нед Дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек».

Рекомендации по созданию игр математического содержания. Дидактическая игра «Укрась рукавичку»

4 нед Математическое развлечение «Игры с лисой

Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке. «Семья из геометрических фигур».

Октябрь

1 нед Дидактическая игра «Сложи из треугольников». Геометрические фигуры в загадках.

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики.

2 нед Сюжетно ролевая игра «Путешествие на поезде»

Методические рекомендации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

3 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы».

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Консультация «Поиграйте в цифры с детьми».

4 нед Игры с крышками от бутылок: «Подбери колеса для машины».

Консультация для родителей «Давай поиграем, мама!» Открытое занятие НОД.

Ноябрь

1 нед Дидактическая игра «Построй ворота».

Тест с родителями «Что мы знаем о математике». Предложить для чтения детям «Стихотворение про дырки».

2 нед Беседа «Где мы встречаем цифры».

Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Рекомендации по созданию игр математического содержания.

3 нед Дидактическая игра «Красивые узоры». Игровое упражнение «Бабочки и цветы».

Беседа «Что мы видим на прогулке».

4 нед Развлечение «Страна Считалия». Беседа «По дороге в детский сад»

Предложить родителям сделать «Бусы для Машеньки».

Декабрь

1 нед Дидактическая игра «Считай - не ошибись!». Конструирование из кубиков.

Предложить математические загадки для детей

2 нед Сказка «Лягушка Ляга»

Консультация для родителей «Поиграйте в цифры с детьми».

3 нед Дидактическая игра «Построим башенки».

4 недСюжетно – ролевая игра «Зоопарк». Игровое упражнение «Где дорожка длиннее» Дидактическая игра: «Где находится игрушка».

Рисование дома геометрических фигур. Физкультминутка «На болоте».

Январь

1 нед Сказка С. Иванова «Зайка – незнайка». Веселый счет с Буратино. Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары».

2 нед Рисование геометрических фигур на снегу. Составление из счетных палочек разнообразные фигуры

Консультация «Учим ребёнка математике».

3 нед Беседа «Когда это бывает» - части суток.

Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Дидактическая игра: «Машенькин день» - части суток.

4 нед Дидактическая игра «Геометрическое лото». Игровое упражнение: «Найди такой же и положи в корзинку» Чтение стихов о цифре.

Февраль

1 нед.Сюжетно – ролевая игра «Мы строители». Беседа «По дороге в детский сад». Физкультминутка «На болоте»

2нед.Загадываем математические загадки.

Рисование дома «Обведи по штриховке» Конструирование «Построим башенки».

3 нед Аппликация составление из геометрических фигур «Кораблик для папы». Чтение дома сказки С. Иванова «Зайка – незнайка». Считалки с иллюстрациями

4 нед Дидактическая игра «Один - много». Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки» Составление из счетных палочек разнообразные фигуры.

Март

1нед.Аппликация составление из геометрических фигур «Цветок для мамы» Дидактическая игра: «По какому мостику катится колобок».

Игры с крышками от бутылок «Солнечная поляна».

2 нед Сюжетно ролевая игра «Поедем в гости к Солнышку». Веселый счет с Буратино. Физкультминутка «Аист, аист длинноногий».

3 нед Веселый счет с Буратино. Беседа «По дороге в детский сад». Рассматривание иллюстраций о частях суток.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета»

4 нед Дидактическая игра «Кто скорее свернет ленту?». Считалки с иллюстрациями Беседа «Сравниваем предметы мебели»

Апрель

1 нед Подвижная игра «Цветные автомобили». Изготовление дидактических пособий по ФЭМП.

Рекомендации по созданию игр математического содержания

2 нед Дидактическая игра «Уголки». Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. Дидактическая игра «Нарядные зверюшки».

3 нед Беседа «Как люди научились считать». Находить предметы в окружающей обстановке. Беседа «Когда это бывает»

Рисование дома «Обведи по штриховке» Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары».

4 нед Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы»

Май

1 нед Игра «Собираем шишки»

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. «Помоги найти Верблюжонку юрту»

2 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы». Беседа «Любимая игрушка Верблюжонка» Дидактическая игра «Конструктор».

«Как научить детей определять свойства предметов».

3 нед Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»

Консультация для родителей

«Как заинтересовать ребенка конструированием из кубиков» Физкультминутка «Аист, аист длинноногий».

4 нед Математическое развлечение «В гостях у бабушки Наташи». Беседа «Сравниваем предметы мебели»

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Практические выходы:

1. Оформление папки-передвижки. Тема: «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»;

2. Выставка работ. Тема: «Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»;

3. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»;

4. Проект. Тема: ««Дидактические игры и игровые упражненияв обучении количеству и счету старших дошкольников»;

5. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Перспективы на 2023-2024уч. г.

1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений» (согласно возрастной группе).

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.

3. Изучить новинки методической литературы.

4. Распространение опыта работы.

5. Публикации на сайте «МААМ» и др. сайтах. Представление своего педагогического опыта.

6. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

7. Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала 2023-2024 уч. г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - самообразования " Развитие внимания посредством дидактических игр"

В этой работе я проводила самоанализ с детьми посредством дидактических игр....

Самообразование по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»

повышение качества развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посредством дидактической игры....

Отчет по самообразованию Тема: « Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр».

Моя тема по самообразованию « Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр».Цель: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих младшему дошкольнику в...

План по самообразованию «Развитие речи посредствам дидактических игр детей дошкольного возраста»

План по самообразованию  «Развитие речи посредствам дидактических игр детей дошкольного возраста»...

План по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие математических способностей посредством дидактических игр» (старшая группа)

План по самообразованию воспитателя Тема:«Развитие математических способностей посредством дидактических игр»(старшая группа)...

Самообразование на тему "Развитие математических способностей посредством дидактических игр"

самообразование на те му"Развитие математических способностей посредством дидактических игр"...