Культурно-историческая теория Л. С. Выготского в контексте современного дошкольного образования
статья

Кондратьева Оксана Борисовна

Материал содежрит полезную информацию для всех практикующих педагогов дошкольного образования о культурно-исторической теории Л.С. Выготского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kondrateva_teoriya_vygotskogo.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция культурно-исторического развития Л.С. Выготского

1

Авторы концепции

Концепция была разработана Львом Семеновичем Выготским в конце 1920х годов, далее теорию развивали его ученики и последователи как в России, так и во всем мире.

2

Определения, необходимые для осмысления сущности концепции

Высшие психические функции (ВПФ) - Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.

Интериоризация  - превращение внешних средств-знаков во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.)

Социальная ситуация развития – это условия, специфические для каждого возрастного этапа, в которых происходит поведенческое и психологическое развитие человека.
Зона ближайшего развития – особое пространство взаимодействия взрослого и ребенка, в котором ребенок с помощью взрослого осваивает образцы человеческой культуры. Характеризуется содержанием, которым ребенок способен овладеть, подражая действиям взрослого.

3

Сущность концепции, основные положения

1) Основой психического развития человека выступает качественное изменение социальной ситуации или, говоря терминами Леонтьева, изменение деятельности человека.

2) Главными моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание, причем обучение должно «вести за собой» развитие (важно общение).

3) Социальная ситуация развития  меняется при переходе от одного возрастного этапа к другому и в отношении к развитию высших психических функций выступает как основной источник развития.

4) Психологические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности.

5) Существенная роль в процессе интериоризации лежит в различных знаковых и символических системах.

6) Важное значение в деятельности сознания человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

Концепция называется

культурной, потому что под влиянием взаимодействия со взрослыми ребенком происходит усвоение систем культурных знаков (жесты, речь, живопись и т.д.). Это усвоение, в свою очередь, формирует высшие психические функции. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком.

исторической, потому что в онтогенезе отражается становление ВПФ таким же образом, как и в истории становления ВПФ в принципе: в процессе труда появились первые знаки, обозначающие «приказы»: «принеси то», «сделай это». Изначально они были опредмечены: зарубка на дереве, «узелок на память». Они выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операцией. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий. Эти первые слова-приказы по своей сути были словесными знаками.

4

Значение для дошкольного образования

Появление культурно-исторической теории символизировало новый виток развития личности, т.к. было доказано социальное происхождение личности человека, Практическое значение данной теории для дошкольного образования отражено в следующих позициях:

- диагностика психологического развития;
- прогнозирование ближайших перспектив развития;
- ЗБР - основа для разработки новых методов в диагностике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему "Вода - волшебница" (старшая группа, 4-я неделя апреля)Образовательные области по ФГОС; Виды детской деятельности (ФГОС); Содер...

Нормативно - правовая база современного дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО)

В презентации освещены актуальные нормативные документы дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО), а также локальные акты дошкольного учреждения...

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования...

Нормативно - правовая база современного дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО)

Нормативно - правовая база современного дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО)...

III Всероссийская научно-практическая конференция « Современное дошкольное образование: теория и практика»

   Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, по...

Электронный журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

Электронный журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»...