«Коммуникативная компетентность педагога ДОУ»
консультация

Тинякова Светлана Александровна

Консультация для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ»

      ОБЩЕНИЕ - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

    В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек обнаруживает свои индивидуальные особенности.

    Функции общения:

1) контактная, цель которой — установление контакта как готовности к приему и передаче сообщения;

2) информационная, цель которой - прием — передача каких-либо сведений;

3) побудительная, цель которой — стимуляция активности партнера;

4) координационная, цель которой — взаимное согласование действий при организации совместной деятельности;

5) понимания, цель которой —адекватное восприятие и понимание смысла сообщения;

6) амотивная, цель которой —обмен эмоциональными переживаниями;

7) установления отношений, цель которой — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8) оказания влияния, цель которой — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Виды общения:

По критерию пространственного существования
1. Непосредственное общение - это вид общения, при котором происходит прямой контакт между субъектами общения.

2. Опосредованное общение - это вид общения, противоположный непосредственного общения, и является таким, при котором субъекты общения не контактируют друг с другом, но одновременно вступают в коммуникативные связи.
По критерию мотивации к общению
1. Желательно общение - это вид общения, к которому мы стремимся, которого желаем.

2. Нежелательное общение - это вид общения, от которого человек избегает, уклоняется, убегает. Например, вы заходите в общественный транспорт в «час пик»; много людей, тесно, люди стоят близко друг к другу, держат малую дистанцию между собой, безусловно, что это для людей является определенным дискомфортом.
По критерию ориентации на собеседника

1. Межличностное общение - этот вид общения наиболее распространен в жизни человека, а конкретно - это непосредственные общественные связи людей в контексте «субъект-объектных» и «субъект-субъектных» отношений.
2. Массовое общение - это вид общения, которое направлено не на конкретного человека, а на массу людей. Такое общение осуществляется через телевидение, средства массовой коммуникации. Через такой вид общения происходит обмен информацией от поколения к поколению, от одной нации к другой.
По критерию временного ограничения
1. Кратковременное общение - этот вид общения ограничен во времени.

2. Длительное общение - это вид общения, при котором люди испытывают дискомфорт в отношениях, если не получат удовольствие от общения.  

По критерию количества участников
1. Монологическое общение - это вид общения, которое предусматривает одностороннее движение информации, когда только один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, то есть отсутствует обратная связь. При таких условиях происходит субъект-объектное общение.
2. Диалогическое общение - это вид общения, в основе которого лежит гуманное отношение к другому человеку с которой общаются. При таком общения оба являются активными участниками процесса общения, происходит обратная связь.
По критерию результативности
1. Конфликтное общение - это особый вид общения, для которого характерно столкновение взглядов людей, их интересов и действий. Такое общение негативное, поскольку сопровождается отрицательными эмоциями, стрессами, переживаниями, разочарованиями.
2. Манипулятивное общение - это вид общения, при котором один из коммуникантов хочет преобладать, иметь доминирующую позицию, подавляя интересы, желания и потребности другого участника коммуникативного процесса.

По использованию средств общения

1. Вербальное общение — это общение с помощью языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех остальных видов общения, хотя и не в состоянии их заменить.

2. Невербальное общение — это общение с использованием неречевых средств — мимики, жестов, через сенсорные и телесные контакты.

3. Проксимальным называют общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг друга. Э. Холл (Hall, 1959) установил, что расположение людей на определенном расстоянии друг от друга отражает информацию об отношениях между людьми. Он выделил четыре расстояния (зоны), свидетельствующие о различных взаимоотношениях людей:

Публичная зона. Она составляет от 3,5 м и больше и указывает на то, что в процессе общения находятся люди, не имеющие какихлибо личных или деловых отношений, и что они не намерены идти на сближение друг с другом или установление личных взаимоотношений. Это зона, в пределах которой относительно друг друга располагаются люди во всех случаях их публичного общения.

Социальная зона. Она составляет от 1,2 до 3,5 м и указывает на то, что общающиеся люди являются знакомыми, партнерами или коллегами по работе и между ними сложились не только деловые взаимоотношения.

Личная зона. Она равна примерно 45 см — 1,2 м. В пределах этой зоны располагаются люди, между которыми сложились личные взаимоотношения, не переходящие, однако, в интимные.

Интимная зона. Она составляет от 0 до 45 см. В эту зону допускаются только самые близкие люди, между которыми сложились интимные отношения или которые готовы пойти на установление таких отношений.

Вторжение в личное пространство приемлемо только в некоторых ситуациях и только тогда, когда все, кто участвует в этой ситуации, следуют неписаным правилам. Например, люди терпимо отнесутся к другим в переполненном лифте или метро, и их даже не беспокоят прикосновения окружающих, при условии, что другие следуют определенным «правилам»: стоят неподвижно, смотрят на пол или указатель над дверью и не оглядываются на тех, кто стоит рядом. Встретившись взглядами, в этой ситуации люди могут обменяться смущенными улыбками или как - то иначе признать взаимное вторжение в интимное пространство.

 Межличностные проблемы возникают, когда человек нарушает ожидания другого, связанные с конкретным пространством. К сожалению, иногда один человек намеренно нарушает пространственные ожидания другого. Когда нарушения возникают между представителями противоположного пола, это может рассматриваться как сексуальное домогательство. Чтобы не создавалось впечатления домогательства, людям нужно особенно чутко относиться к интимному пространству окружающих. Многие люди определенным образом помечают свою территорию. Например, если вы рано пришли в класс на первое занятие, поставили рюкзак на пол у свободной парты, повесили куртку на стул и вышли в коридор, а кто - то появился, пока вас нет, отодвинул ваш рюкзак и сел за парту, то этот человек вторгся на территорию, которую вы отметили как свою.

      Изменения в сфере образования обусловили возникновение новых требований к профессиональным качествам педагога. Кроме того, на государственном уровне (в тексте ФГТ) определено обязательное решение задач развития личности ребенка в условиях ДОУ, в том числе задач коммуникативного развития.  Для успешной их реализации педагогу необходимо самому обладать развитой коммуникативной компетентностью, готовностью к сотрудничеству с воспитанниками, родителями, коллегами.

    В отечественной педагогической литературе понятия коммуникация, компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность - понятия относительно новые. Обсуждается вопрос, в чем отличие коммуникации от общения?

   Понятие «общение» близко соотносится с понятием «коммуникация». Обсуждается вопрос, в чем отличие коммуникации от общения? Одни ученые разводят эти понятия, другие отождествляют их.
Коммуникация (от лат. communicatio: общение, сообщение, связь) представляет собой процесс односторонней информационной связи, которая носит безответный и монологичный характер.
       Коммуникация включает: продуцирование (создание) сообщения (послания); его передачу отправителем (адресантом) и получение адресатом. Коммуникация между людьми - это частный случай общения.
       Акт коммуникации (продуцирование - передача - получение сообщения) может быть разовым или многократным, но при этом она по-прежнему остается однонаправленной и монологичной до тех пор, пока коммуникатор и реципиент не поменяются ролями, т. е. пока не будет получен осознанный ответ.
       После того, как будет получен осознанный ответ, коммуникация  превращается во взаимный обмен посланиями. Это и есть общение между людьми.
       Таким образом, отличие коммуникации от общения состоит в том, что первая является односторонней информационной связью, которую могут устанавливать и животные, и технические устройства, а второе - информационный обмен между людьми.

    Коммуникация — это одно из важнейших условий объединения людей для любой совместной деятельности.

    Компетенция (от лат. «competo»—добиваюсь, соответствую, подхожу) включает в себя: круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.

    Компетентность - способность человека найти оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами. Другими словами, это результативные позитивные действия в различных ситуациях.

В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных характеристик, а ее развитие — как особая задача профессионального становления и развития личности специалиста.

Коммуникативную компетентность - способность и готовность к владению технологиями устного и письменного общения на разных языках, взаимодействию и сотрудничеству с коллегами по работе, незнакомыми людьми, работодателями, а также умение обосновать собственное высказывание и правильно воспринимать критику коллег.

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности:

овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);

овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);

овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);

овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);

овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).

компетенции информационных технологий и др.

    Модель развития коммуникативной компетентности учителя.

       Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности выполняет три основные функции:

- коммуникативную, включающую обмен информацией;

- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

     Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему;

умение эффективного говорения и слушания;
и качества:

- толерантность – терпимость, снисходительность;
- эмоциональная стабильность - уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом;
-  аффилиация - стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений;
- рефлексия – самопознание человеком собственного внутреннего мира
- эмпатия - способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию.

Правила эффективного слушания

1. Повернитесь к собеседнику лицом. Очень важно, чтобы ваши глаза находились на одном уровне

2. Перестаньте сами говорить.                                          

3. Помогите говорящему раскрепоститься.

4. Покажите собеседнику, что Вы готовы слушать.

5. Устраните раздражающие моменты.

6. Сопереживайте партнеру по общению.

7. Наберитесь терпения.

8. Сдерживайте свои эмоции.

9. Не допускайте споров и критики.

10. Задавайте вопросы.

10 правил о том, как не надо слушать

1. Не принимайте молчание за внимание.

2. Не притворяйтесь, что слушаете.

3. Не перебивайте без надобности.

4. Не делайте поспешных выводов.

5. Не дайте «поймать» себя в споре.

6. Не задавайте слишком много вопросов.

7. Никогда не говорите: «Я хорошо понимаю Ваши чувства», лучше – «Вы чем-то разочарованы?».

8. Не будьте слишком чувствительны к эмоциональным словам.

9. Не давайте совета, пока не просят.

10. Не прикрывайтесь слушанием как убежищем.

Литература:

1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. - Ярославль: Ярославский государственный университет, 2009.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Прогресс, 1988.

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М: Смысл, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"

Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....

Педагогический практикум для педагогов "Культура речи- основа коммуникативной компетентности педагога"

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - лучшая опора, самое верное подспорье, самая надежная ...

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. Культура речевого общения педагога»

Великий мудрец Эзоп, говорил «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! Что ...

Практическая консультация для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС»

Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невер...