Нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка

Сизых Виктория Вячеславовна

В настоящий момент педагоги дошкольных образовательных учреждений ставят перед собой задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Сизых Виктория Вячеславовна

Организация: ГБДОУ «Детский сад №53 Красносельского района г.Санкт-Петербург»

Населенный пункт: Санкт-Петербург

В настоящий момент педагоги дошкольных образовательных учреждений ставят перед собой задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым , а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств.

Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Не трудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм не достаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.

Цель исследования – проанализировать особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования – развитие нравственности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Проведение игр и занятий на формирование нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Регулярное, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной чувственностью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения,подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом – формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

– гуманности;

– трудолюбия;

– патриотизма;

– гражданственности;

– коллективизма.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений – процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать,не завидовать, делать добро искренне и охотно – в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива – воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет важное значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются главными характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. [2]

 

Список литературы:

  1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой»: Просвещение. 2013.
  2. Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте» 2011.
  3. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2011. - N 5. - С. 16-17.
  4. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
  5. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011. - 289с
  6. Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс До и После. – 2012. - № 7– С. 50-54
  7. Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. - М,: Просвещение. - 2010. - 298с.
  8. Тонковая-Ямпольская Р.В. Шмидт-Кольмер Е. Хабинакова Э. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. – М., 1984.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении

Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...

"Нравственно-патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении"

      Дошкольный возраст – важнейший период в нравственном становлении личности, период закладки всех человеческих начал. Этот возраст является наиболее сензитивным для эмоционал...

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ( Статья для издания в РГПУ им. А. И. Герцена)

Одна из важных задач воспитателя – понять индивидуальные особенности духовно-нравственного опыта ребёнка: какие предметы и события вызывают переживания прежде всего; насколько они сильны; в каких усло...

Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Доклад из опыта работы на городском семинаре "Физическое воспитание детей"...

Нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

В настоящий момент педагоги дошкольных образовательных учреждений ставят перед собой задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобр...

«Духовно – нравственное воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения »

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленнос...

Методическая разработка: «Нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении»

Методическая разработка: «Нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении»В настоящий момент педагоги дошкольных образовательных учреждений ставят перед собой задачи ...