ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья (младшая, средняя группа)

Григорьева Анна Сергеевна

Построение развивающей среды, обеспечивает воспитанникам чувство психолоическй защищёности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Данная статья раскрывает особенности организации развивающей среды в ДОУ, познакомит с задачами, требованиями, а также методическими рекомендациями по оснащению развивающей среды в младшей и средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_razvivayushchey_predmetno.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила

Воспитатель ГБОУ школы-интерната № 68

Пушкинского района СПб

(отделение дошкольного образования)  

Григорьева Анна Сергеевна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. 

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

содержательно-насыщеннойвключать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости           от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; В качестве примеров таких материалов можно назвать разнообразные модели, стеллажи-лотки для сюжетно-ролевых игр, детскую мебель-трансформер (например, диванчик из мягких модулей, преобразующийся в машину), ширмы, несущие в себе дополнительные функции (например, ширма, состоящая из множества скрепленных между собой рамок, в которые можно вставлять картинки по изучаемым темам или детские рисунки), и т.п. Конструктор Лего «Ферма» интересен детям как игрушка, но одновременно они знакомятся с домашними животными, считают их; в игре с конструктором у дошкольников развиваются творческое воображение, конструктивное мышление. Трансформацию среды обеспечивают также разнообразные подвижные элементы (передвижные тумбочки, столики, небольшие стеллажи и ящики на колесах, откидные столики, навесные полки, палатки, мебельные столы и стулья по типу «матрешки» и пр.), разграничители пространства (передвижные и переносные ширмы, жалюзи, ленты, ткань, подвесные рамки, знаки, шнуры и т.п.).

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими, как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Определяя наполняемостьразвивающей среды, следует помнить о целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областейсоциально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети:

  • физкультурные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • лаборатории;
  • кабинеты (с книгами, играми, диафильмами, слайдами и пр.)
  • творческие мастерские, конструкторские;
  • кухни;

В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает и познавательные,  и интеллектуальные,  и эмоциональные, и волевые способности ребенка.

Избежать перенасыщенности среды поможет сменяемость игровых материалов, частота которой определяется возрастом детей: чем младше дети, тем чаще педагог производит смену игровых материалов и пособий. Идеально, если в группе находятся только те материалы, которые доступны детям и востребованы ими. Все остальные игры и пособия, неиспользуемое оборудование следует разместить в иных помещениях и вносить только при смене материалов или за ненадобностью вовсе изъять из образовательного процесса.

Организуя среду, педагогам следует исходить из особенностей своих воспитанников, их интересов и возможностей, предпочтений и потребностей. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей исследовать, взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка, обеспечивая ему разнообразные и меняющиеся впечатления.

Чтобы понять, какие материалы и оборудование «загромождают» среду группы, воспитателю достаточно несколько дней понаблюдать за тем, что выбирают дети из представленных в среде игр, какие места группы они предпочитают для самостоятельной деятельности, к каким материалам и играм не обращаются по собственной инициативе. То, что не востребовано детьми, стоит убрать хотя бы на некоторое время, а возможно, и насовсем. Смена материалов обязательна, поскольку ребенок дошкольного возраста сильно реагирует на новизну предмета. Новое всегда притягивает внимание ребенка, стимулирует его деятельность. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает.  Чем младше дети, тем чаще должна проводиться смена материалов.

Можно отвести в группе место для «Волшебного сундучка» или «Ящика сюрпризов», в которых периодически (но не реже 2-х раз в неделю) появляются новые игры, задания, загадки и пр.

Игровое оборудование и предметы, которые находятся в группе в течение года, надо время от времени организовывать в сюжетные композиции. Например, в 1 младшей группе воспитатель рассаживает кукол за стол, ставит перед ними пустые тарелки. Обращает внимание детей на то, что куклы проголодались. Предлагает детям  «сварить» кашу куклам и покормить их.

В средней группе можно положить на пол синюю ткань в виде «реки», поставить несколько машин. Машинам надо переехать на другую сторону, а моста нет. Его надо построить, чтобы машины смогли переправиться на противоположный берег.

Развивающую среду конструирует для детей воспитатель. При этом он старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что среда станет для ребенка комфортной и привлекательной только в случае активного участия в ее создании и изменении. Все игровые зоны должны быть открытыми не только для доступа, но и для их вариативного оформления. Взрослые лишь намечают игровую ориентацию, а дети вносят свои идеи, приспосабливая имеющееся оборудование, игровой материал. Чем старше возраст детей, тем большее участие они могут принимать в оформлении среды.

С детьми можно обсуждать размещение оборудования, придумывать значки для обозначения разных центров (зонирования), создавать эстетику среды, украшая ее продуктами детской деятельности, придумывать перестановки мебели, оформление игровых мест. Среда, включающая продукты  детской деятельности, становится  эмоционально значимой, привлекательной, приятной, близкой.  

Методические рекомендации по конструированию оптимальных моделей предметно-развивающей среды для второй младшей группы и средней группы д/с

                                                          Младшая группа

Младший возраст - важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главные задачи этого этапа: - обеспечение эмоционально-положительного самочувствия маленьких детей, поощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной в совместной со взрослым деятельности.

Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности.

С учетом этого пространственно обстановка организуется для одновременной деятельности 2-3 детей и взрослого. Целесообразно разделить площадь игрового помещения на две части: меньшую – для занятий и еды, большую – для игр и двигательной активности. Но большое пространство для маленьких детей обязательно должно быть «разбито» на небольшие, связанные между собой крупными предметами (модулями, ящиками с игрушками, большими машинками, кубами и пр.) части.

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Для стимулирования двигательной активности необходимо включить в обстановку оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Например, хороши для этого пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты, подойдут также и трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах. Можно использовать большой матрас или мат, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать, слушать сказку. Внесение в группу 2-3 очень крупных, разноцветных надувных мячей и несколько мячей меньших размеров будет способствовать стимулированию ходьбы. Можно также иметь 1-2 большие коляски для кукол, 1-2 больших автомобиля (на которых может кататься сам ребенок). Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться. Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок".

Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, - нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Также в младшем дошкольном возрасте основное внимание уделено освоению приема сравнения величин, предметов по количеству, свойствам. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. А также мозаика, паззлы из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры ( «Сложи узор», «Сложи квадрат»). Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.

Стимулирует самостоятельные игровые действия игрушка. Игрушки для малышей должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка пока незначимо. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.).Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы подбираются внешне привлекательные, яркие, и довольно часто их надо менять (не реже одного раза в неделю).

Большие возможности для развития детей заложены в игре-экспериментировании. Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования. Лучше размещать материалы для таких «неопрятных» игр ближе к источнику воды, обязательно в этом месте постелить пластиковый коврик или клеенку, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники).

Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию, следам на бумаге. Для поддержания и развития этого интереса, накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования лучше использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски.

Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе себя. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, воспитатель помогает ему научиться сопереживать самым близким людям - родителям, сверстникам, понимать их настроение. В группе с этой целью надо на уровне глаз детей  прикреплять фотографии, картинки с изображением людей разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеются, плачут) Можно вывешивать фотографии семьи ребенка и его самого. Воспитатель обращает внимание ребенка на разные эмоциональные проявления человека, учит находить общее и отличное во внешнем виде людей. Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах (не менее 4-5), поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид (кстати, маленькие дети забывают про слезы, когда видят свое отражение в зеркале).

В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки»«Игры и занятия детей»«Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. В музыкальном уголке присутствует музыкальный центр, с помощью которого дети прослушивают музыку. В фонотеке собраны сборники музыкальных сказок, классической музыки, детских песен, музыки для релаксации.  Из инструментов могут быть: металлофон, шумовые игрушки, ударные и т.д.

В уголке театрализованной деятельности  представлены разные виды театра (настольный, пальчиковый, игрушек би-ба-бо, театр на магните и т. д. ) где дети  знакомятся с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы, которые вызывают  положительные эмоции и воспитывают умение сопереживать героям сказок.

Методические рекомендации по конструированию оптимальных моделей предметно-развивающей среды для второй младшей группы и средней группы д/с

Средняя группа

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Средний дошкольный возраст - время расцвета сюжетно-ролевой игры, оказывающей огромное влияние на развитие ребенка, если сюжет игры воспроизводится с увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Сигналом о необходимости изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. В этом случае необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздники, моряки, цирк, путешествие на дачу...

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и «профессий» и мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.), лучше не очень крупных размеров – чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на стопе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр.; все это найдет применение в игре, будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Важно привлекать к оформлению игровых мест самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора, и пр.

Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняется форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы ("«Город», «Поезд» и др.). Время от времени фотографируйте постройки и создавайте фотоальбомы, чтобы показать детям значимость их достижений.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты, шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов можно узнать по запаху. Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», паззл из 12 - 24 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к нему примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно. В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По возможности, надо приобрести в группу технические средства (диапроектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон или проигрыватель). Также большое место уделяется книгам: должны быть представлены не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради. Воспитатели записывают творческие рассказы детей в альбомы, дети могут иллюстрировать их рисунками.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка усиливается интерес к познанию себя, определению своего места в этом мире. Важно помочь ребенку осознать свои особенности, умения; уточнить его представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности, профессии, эмоциональных состояниях людей.В этом может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий. Например, плакаты «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь».

К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогически, гигиенические, эстетические. Каждое пособие должно быть прочным, надёжным, пригодным к эксплуатации. С помощью физкультурного уголка  воспитатель ежедневно проводит индивидуальную работу по  профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки, укреплению мышц и т.д.

Музыкальный уголок - это место где дети  познают музыку, ее красоту и язык. В нем имеются ударные инструменты, шумовые, духовые, а также обязательно должны быть иллюстрации музыкальных инструментов и картотека музыкальных игр; магнитофон и фонотека (классическая музыка, колыбельные, звуки природы, аудио-сказки, и  музыка которая может быть  использована для занятий и релаксации); а ленточки и платочки для танцев.

Развитие индивидуальности, общение, уверенность в себе, развитие речи, постановка голоса и многое-многое другое. Все это - о театре! Именно театральная деятельность помогает детям дошкольного возраста добиться успехов в школе и в дальнейшей жизни. В уголке театрализованной деятельности могут быть представлены следующие виды театра: би-ба-бо, театр теней, настольный и пальчиковый, театр масок, театр на фланелеграфе.

В средней группе большое место уделяется книгам: должны быть не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература.

Построение развивающей среды обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"

Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...