Мастер-класс по экологическому воспитанию «Путешествие в экологию»
материал

Мещерякова Леокадия Аркадьевна

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

 Задачи:

Обучающие:

 Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

 Развивать продуктивную деятельность.

 Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора.

 Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

Воспитывающие:

 Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам.  Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_puteshestvie_v_ekologiyu_.docx95.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида

Мастер-класс 

по экологическому воспитанию

«Путешествие в экологию»

Выполнил:

воспитатель старшей группы

Мещерякова Леокадия Аркадьевна

Дата: 14.02.2019










2018 – 2019 год

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

 Задачи:

Обучающие:

 Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

 Развивать продуктивную деятельность.

 Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора.

 Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

Воспитывающие:

 Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам.  Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.

Материалы и оборудование:

 Мультимедийное оборудование, ноутбук, карандаши, конверты с заданиями, ромашка, презентация.



Ход мастер-класса:

 Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в Экологию», он позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

 "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

 - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 На этапе дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми.

Для того, чтобы было удобно нам сегодня общаться вы разделились на две команды. Цветные листочки будут означать название вашей команды. А сейчас предлагаю несколько приёмов работы по экологическому воспитанию.

1. Разминка - Блиц-вопросы. Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось).
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб)
– Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

 – Наука о животных. (Зоология)
– Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятел).
– Какое животное называют “кораблём пустыни” (Верблюд)

– Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

– Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

– Какую траву любят кошки? (Валериана)

– Самая высока трава? (Бамбук)

–  Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле)

– Где у кузнечика уши? (На ногах)

– Лесной петух. (Глухарь)

–  Наука о растениях. (Ботаника)

– Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

– Трава от 99 болезней. (Зверобой)

– Пингвин птица или животное? (Птица)

– Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

– Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

– Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности)

2. Д/И: «Собери правильно»

Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты! –

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы). На доске картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разделить.

 Для этого задания я приглашаю команду-зелёных. 

А пока команда работает мы с вами вспомним правила поведения на природе. (Воспитатели по очереди перечисляют правила поведения на природе)

   Команда готова, пожалуйста, назовите, что входит в понятие живая и неживая природа.

Следующее задание для команды –жёлтых

 4. Отгадай фамилию.

 (конверт с заданием у вас на столе)

  1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е.Чарушин)
  2. Разнообразие и музыкальность голосов птиц широко используется в музыкальном творчестве известны многие песни про кукушку с подражанием голосу этой птица. Известный композитор делал нотные записи птичьих голосов и вводил их в звучание большого симфонического оркестра. В опере «Снегурочка» можно услышать голоса кукушки, снегиря и других птиц. Кто композитор этой оперы? (Н.Римский-Корсаков)
  3. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В.Бианки)

 А мы пока поиграем.

  Шуточная игра «Концовки обманки». 

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).  

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

Команда желтых готова отвечать.

  5. Музыкальная пауза. 

Командам поочередно предлагается исполнить отрывок из песен о цветах.

 6. Творческое задание. Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другая команды смогли ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.  2. Готовь сани летом, а телегу зимой.

7. Я предлагаю вам волшебный цветок- Ромашку с интересными фактами. По очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов

 «А знаете ли вы, что…?»

1) Бумага, брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

3) Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5) Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)

6) Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

7) Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

8) Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.

10) Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.

9. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно – тематическое планирование дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»

Наша планета Земля в опасности, ей необходима помощь. Но экологическое самосознание детей сформировано еще недостаточно; в большинстве случаев преобладает потребительское отношение к природе, и оно ус...

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Январь 2018 год. Выступление с видеопрезентацией. Отчёт по экологическому воспитанию к году экологии за 2017 год.

Выступление с видеопрезентацией.  Отчёт по экологическому воспитанию к году экологии. 2017 год...

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников "Юный эколог"

Содержание  ПРОГРАММыПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,  ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬРАЗДЕЛ  1Пояснительная записка41.1.Актуальность проблемы.4-51.2.Нормативные документы.5-61.3.Образо...

Конспект НОД по экологическому воспитанию « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ ВЕСНОЙ»

Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.  ...

Парциальная программа экологического воспитания дошкольников «Юный Эколог» С.Н.Николаева,

Программа экологического воспитания дошкольников «Юный Эколог»  С.Н.Николаева,...