Планирование деятельности старшего дошкольника как залог его успешного обучения в школе
материал (старшая группа)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на «ста­новление самостоятельности, целенаправ­ленности и саморегуляции собственных действий» дошкольников. Вследствие это­го уместно говорить, что в дошкольном возрасте складываются пред­посылки, способствующие формированию у ребёнка умения воспринимать задачу, пла­нировать свою деятельность, самоконтроля, самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planing_doklad_lastanova.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД «МЕТЕЛИЦА»

(МАДОУ  «ДС «Метелица»)

Планирование

деятельности старшего дошкольника как залог

его успешного обучения в школе

Подготовила:

Ластанова Лиана Хасановна,

воспитатель МАДОУ «ДС «Метелица»

г. Новый Уренгой

2020

            Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» дошкольников. Вследствие этого уместно говорить, что в дошкольном возрасте складываются предпосылки, способствующие формированию у ребёнка умения воспринимать задачу, планировать свою деятельность, самоконтроля, самооценки.

Планирование собственной деятельности дошкольника - это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу.

Способность планировать свои действия у детей  развивается постепенно:

- в 3 года – это отсутствие какого-либо планирования;

- в 4-5 лет – это ступенчатое планирование;

- в 6-7 лет – это целостное планирование.

Формирование умения планировать проходит несколько этапов:

первый этап (средняя группа) – детей приучают принимать план взрослого (где взрослый выступает в роли  организатора и показывает детям модель планирования познавательной деятельности, т.е. ставит цель занятия, определяет содержание знаний, выбирает и аргументирует необходимые для познавательной деятельности условия, выстраивает последовательность действий). Например: Сегодня мы будем «Сегодня мы будем читать рассказ «Лев и собака»; будем лепить, рисовать и т.д.  

второй этап (старшая группа) – совместное планирование деятельности ребенка с воспитателем (Постепенно, снижается доминирующая позиция взрослого и повышается степень активности детей, т.е. педагог вместе с детьми ставит цели занятия) 

Например: на занятии на тему «Животные. Рыбы» цель была поставлена посредством действия превращения: «Мы изучили животных, которые живут на суше. Как вы думаете, каких животных надо изучать дальше?» Ответы детей: «Животных, которые живут в воде». 

Дети предложили для достижения поставленной цели использовать энциклопедию, посмотреть в компьютере, некоторые дети предложили сначала прочитать о рыбах и только потом использовать компьютер. Некоторые вспомнили, что у нас в зимнем саду стоит аквариум с рыбками, предложили туда пойти и провести наблюдение за рыбами. Дети научились при планировании рассуждать, делать вывод. 

Таким образом, дети постепенно переходят на третий этап (подготовительная группа), где они учатся самостоятельно ставить цель, составлять план действий, достигать цели, анализировать свою деятельность, видеть свой результат, испытывать чувство гордости и  удовлетворения от проделанной работы. 

Понятно, что детям дошкольного возраста этим умением овладеть нелегко, и поэтому на помощь приходят педагоги.

Расскажу, как проходила работа по формированию умения планировать свою деятельность у детей в нашей группе.

В средней возрастной группе в практику мы ввели технологию формирования навыков детей по планированию своей деятельности. Она предполагает работу с таким пособием как «планинг». Википедия дает следующее определение планинга – это настольный блокнот для планирования рабочей недели.

В нашей работе суть этого планинга сохранилась, но была несколько адаптирована для работы с дошкольниками. Планинг для работы с детьми приобрел следующий вид: это таблица, где в первом столбце указаны центры развития (конструирование, развитие речи, безопасность, изо-деятельность и т.д.), а в  верхней строке указано время суток (утро, день, вечер). В нижней части планинга размещены фишки с картинками (маркировка полотенец).

Как велась работа? Как правило, после утренней зарядки мы собирались в утренний круг, где воспитатель либо проводила д/игру, либо беседу, затем сообщала план работы на день и давала модель своей предполагаемой деятельности на ближайшее время. То есть педагог говорит «сегодня утром я буду читать книгу детям».После этого детям предлагалось подумать и спланировать свою самостоятельную деятельность.

В средней группе, когда мы только начинали эту работу, план составлялся только на один режимный момент, например, на утро. Затем, примерно перед вторым завтраком, мы с детьми собирались для анализа и следующего планирования. Здесь мы обсуждали, кто выполнил запланированное, у кого не получилось и почему, кто будет продолжать свою работу, а кто планирует новый вид деятельности. И такая работа проводилась три раза в день. Нужно отметить, что это занимало много времени. Но результаты были положительные, и это радовало. По мере того, как дети научались этой работе, количество встреч для обсуждения сокращалось.

В старшей группе в начале года мы освежили знания по планингу (прибывших детей познакомили), а затем уже не требовались частые встречи по анализу планирования деятельности. Большинство детей уже самостоятельно с утра выбирали себе занятия, выполняли намеченный план в течение дня. Мы, педагоги, уделяли больше внимания тем детям, кто испытывал трудности, и новичкам. Обязательными совместными обсуждениями оставались в утреннее и вечернее время.

Сейчас, в подготовительной группе, работа по планингу продолжается. И для нас, воспитателей, уже интересно наблюдать за  деятельностью детей: мы видим их ведущие интересы (например, склонность к СРИ), наблюдаем сложное планирование (например, конструирование + СРИ, безопасность + конструирование и т.д.), прослеживаем ответственных и не очень ответственных детей, с которыми необходимо работать дополнительно. Сейчас мы учим детей планировать свою деятельность на весь день (по 3 номерка у каждого).

           Хочется отметить, что трудоемкая, кропотливая работа дала свои положительные результаты: дети научились организовывать свои рабочий день, у них повысилась самооценка, они чувствуют свою важность и значимость.

Таким образом, обучение планированию способствует:

- умению составлять план;

- ставить цель;

- анализировать, обобщать, сравнивать знания об объекте;

- переносить приёмы планирования из одной ситуации в другую;

- развитию учебной мотивации, познавательных процессов;

- развитию речи, собственной самооценки.

Обучение детей дошкольного возраста основам планирования также является важным моментом в развитии не только его способностей, но и в подготовке к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного обучения в школе"

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного  обучения в школе"...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе. Использование дидактических и математических игр в работе педагога.

Мышление — основной познавательный процесс. Несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал в школе. Поэтому особенно важно в старшем дошкольном...

Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников, как залог успешного обучения в школе.

В материале раскрывается предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей “Эмоционально – волевая готовность старшего дошкольника с ОНР – залог успешного обучения в школе “

Понятие «готовность ребёнка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка. Ребёнок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отноше...

Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе

Нарушение фонематического восприятия является частой причиной школьных неудач . В статье даются рекомендации и  некоторые игровые приёмы по развитию фонематического восприятия и профилактики дисг...