Кризис 7 лет
статья (подготовительная группа)

Ирина Павловна Леонтьева

Особенности развития ребенка 6-7 лет . Психологи о кризисе 7 лет и путях его преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_7_let.docx15.37 КБ
Файл ispolzovannye_materialy.docx11.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Дошкольный этап взросления знаменуется кризисом 7 лет у ребенка. Данное понятие ввел в возрастную психологию Л.С. Выготский. Ведущий советский психолог проводил исследования в 1920-1930 годах и отметил период стремительного развития ребенка в течение короткого срока. Во время него происходит формирование готовности к обучению в школе, самооценки, изменяется стиль общения и поведения под влиянием нового окружения, повышенных требований взрослых людей. в. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, внутрисемейной ситуации, социальной среды начаться кризис может в 6-8 лет. Его продолжительность составляет около 1 года. По его завершению ребенок обретает на мир новый взгляд и переходит на следующий уровень развития.  Определение Л.С. Выготский в статье «Кризис семи лет» и работе «Проблема возраста» изложил теорию о стабильных и критических этапах взросления. Во время стабильных периодов ребенок постепенно накапливает изменения, в кризисные меняется резко. Главную роль в этом процессе ученый отводил социальной среде, которая, по его мнению, выступает в роли источника развития. Кризис связан с появлением у ребенка новых способностей, которыми он учится владеть. Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология расценивает как уход от ситуативного поведения к поведению, ориентированному на будущие последствия от совершенного действия. В своих трудах Д.Б. Эльконин отмечает, что ребенок получает доступ к более осознанному выбору. Он становится способен заранее оценивать результаты собственных действий и заранее переживать возможные огорчения или чувство удовлетворения. У его поступков появляется эмоционально-смысловая нагрузка. Психолог А.Н. Леонтьев описывает кризис как результат перехода от игровой ведущей деятельности к обучению. В своих работах он утверждал, что под влиянием обучения у ребенка происходит перестройка частных психических процессов, которые вызывают изменения в его личности. Ученый расходился во мнении с Л.С. Выготским об обязательном остром течении кризиса. Он считал, что развитие ребенка может носить бескризисный характер в случае правильного воспитания. Л.И. Божович исследовала периоды взросления и процессы формирования личности ребенка. Она дала определение кризису – как внешнему проявлению внутреннего неудовлетворения ребенка. Психолог указывала, что если вовремя не происходит перехода ребенка на новое положение, то возникает противоречие между внутренней позицией и объективным положением ребенка в обществе. С ее точки зрения, подрастающий человек стремится занять новое место в жизни, стать школьником, потому что связывает это с доступом к более взрослому образу жизни. Он воспринимает обучение в качестве общественно значимой деятельности. Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология в изложении К.Н. Поливановой рассматривает как форму пробы. По ее мнению, ребенок формирует способности в стабильный период, на этапе кризиса он пробует применять их на практике, и получает разрушительные или плодотворные результаты. Он нарушает семейные правила, проявляет упрямство, другие характерные для этого этапа черты поведения, и приобретает новое для него видение ситуаций. Известный современный психолог и педагог Л.В Петрановская считает кризис естественным этапом взросления ребенка. При благоприятном течении его срок составляет несколько месяцев. Если условия неблагоприятные, период длится 1-2 года. Психолог объясняет, что родители, воспитатели сохраняют воспитательную позицию по отношению к ребенку, но у него к возрасту 6-7 лет уже сформирован «внутренний родитель». Всплески раздражительности и другие перемены в его характере связаны с тем, что у него исчезла потребность в постоянных внешних подсказках. Ребенок к этому возрасту запоминает установки, способен предсказывать реакцию родителей, других людей на собственное поведение или поведение другого человека, желает сам принимать важные для него решения. Характеристики Если до наступления дошкольного кризиса ребенок открыт и понятен родителям, то с его наступлением он утрачивает прежнюю непосредственность. Психологи выделяют несколько характерных особенностей, которые свойственны кризису 7 лет.  Раньше ребенок испытывал желание и сразу приступал к осуществлению задуманного. Теперь он сначала обдумывает – к чему его приведет действие. Он начинает скрывать от взрослых внутренние переживания, использовать в собственных целях ложь. Кризис 7 лет у ребенка Осмысливание переживаний. Ребенок перестает ориентироваться на предпочтения значимого взрослого. Он начинает понимать свои эмоции и ориентироваться в них, отдавать себе отчет в том, что ему самому нравится. Появление карикатурного, манерного или натянутого поведения. Ребенок проявляет интерес ко всему новому, пробует новые социальные роли, поэтому начинает копировать интонации и манеру поведения окружающих людей. Стремление к обязательной полезной деятельности. Подрастающий человек испытывает желание занять в обществе престижное место, приступить к деятельности, которую общественное мнение оценивает как значимую. Он открывает для себя такое понятие как «статус» человека. Изменение к своему месту в отношениях со взрослыми людьми. Ребенок старается на серьезной основе вступать в межличностные отношения. Возникновение негативного отношения к незаслуженной похвале или положительной оценке. Ребенок перестает радоваться одобрению, которое получил нечестным путем, стремится соблюдать общепринятые правила. Обесценивание «детского» образа жизни. Ребенок начинает нарушать ранее установленные правила, желает занять позицию взрослого, утвердиться в новой для себя роли. Он стремится сделать по-своему, противопоставить себя в первый момент взрослому, чтобы убедиться в том, что действует по собственной воле. Изменение характера общения со сверстниками. Ребенок во время общения и игр начинает руководствоваться правилами справедливости, очередности. У него возникают устойчивые дружеские контакты с другими детьми. Кризис 7 лет возрастная психология связывает не только с изменением отношений к ребенку взрослых людей и предстоящим обучением в школе, но и с преобразованиями его организма на физиологическом уровне. Перестройкой иммунной системы. Уровни иммуноглобулинов соответствуют параметрам взрослого человека, но слизистые оболочки еще не обеспечивают защиту организма на достаточном уровне. В 6-7 лет множественные стрессовые факторы провоцируют формирование аллергических и многих хронических заболеваний. Созреванием лобных долей головного мозга. Эти участки отвечают за логическое мышление. Благодаря им ребенок получает возможность планировать свои действия, предполагать последствия действий, создавать и удерживать целостные образы. Он перестает ориентироваться только на желания, становится способным делать то, что необходимо. Обострением эмоциональных реакций. Из-за подвижности нервных процессов ребенок проявляет непоседливость, внезапную агрессию. Он не может управлять или сдерживать чувства, поэтому демонстрирует резкие перепады настроения. Если взрослые мешают ребенку на этом этапе жизни самостоятельно совершать действия, пробовать свои силы, делать ошибки, они не дают ему научиться пользоваться новыми возможностями. Разумный подход при воспитании позволит ребенку заложить основу для самоуправления, независимости, активности, ценностных ориентаций и личностных смыслов. Формы проявления Новые симптомы и негативные проявления в поведении ребенка являются обратной стороной положительных преобразований его личности. Каждое из них скрывает действия, которые имеют большое значение для развития ребенка.



Предварительный просмотр:

  1. Л.С. Выготский «Кризис семи лет» // Собр. соч.:В 6 т. - М, 1984. - Т. I. - С. 376-385. и работа «Проблема возраста» // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984 - с. 244-268
  2. Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики.М.1981.594 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском детском возрасте/ Л.И. Божович Санкт-Петербург: 2009
  4. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....