Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельности у детей с ТНР»
консультация (старшая группа)

Данная консультация для воспитателей, работающих с детьми сатршего и подготовительного  дошкольного возраста с ТНР, раскрывает основыне коррекционно-развивающие задачи, принципы коррекционного обучения и методы коррекционно - развивающей работы по развитию элементарных матетмматических представлений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_femp_dlya_detey_tnr.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование математических представлений и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельности у детей с ТНР»

Составила воспитатель

первой квалификационной категории Десятова Л.П.

С/П  «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевск

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Закон «Об Образовании» ориентирует педагогов на преемственность дошкольного и начального школьного образования. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ, дошкольнику необходим достаточный уровень развития и математических способностей  тоже.

Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков.

У детей с ОНР выявляются многочисленные особые нарушения когнитивной деятельности, вызванные речевым недоразвитием, так и низкой мыслительной работоспособностью, т.е. недостаточная выраженность познавательных интересов, нарушение и замедление анализа и синтеза сенсорной и речевой информации, поэтому многие дети с ОНР отстают в овладении математическими умениями и навыками.

Речевые нарушения ведут к затруднениям в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста:

  • затруднения при освоении сенсорных эталонов;
  • затруднения при освоении пространственного расположения вещей;
  • затруднения в целостном восприятии предметов, ошибки при их сравнении, сопоставлении, выявлении сходства и различия между предметами;
  • затруднения в понимании, речевом оформлении и решении арифметических операций.

Поэтому формирование математических навыков у детей с ОНР должно быть направленно на исправление и речевой патологи и совершенствование познавательной сферы, т.е. прорабатываются одновременно задачи обучения, коррекции и воспитания.  Дети с ОНР должны овладеть таким же объемом знаний, умений и навыков, что и дети массовых детских садов с нормальным речевым развитием. На педагогов коррекционных речевых групп возлагается ответственная задача по совершенствованию у детей с ОНР знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени. Конкретнее о специфике работы педагогов разберем на примере формирования временных понятий у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи при формировании временных понятий:

  • практически различать и называть времена года, части суток;
  • иметь представления о годе, месяцах и их последовательности, названиях;
  • знать названия и последовательность дней недели;
  • понимать значение и уметь правильно употреблять слова-понятия вчера, сегодня, завтра, быстрее, медленнее, сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время;
  • определение времени по часам, понятия минута, час, развивать чувство длительности отдельных временных интервалов (минута, 10 минут, 1 час)

Задачи воспитательного характера могут реализовываться педагогом в ходе разбора жизненных ситуаций и развития у детей морально-волевых основ личности (прилежности, точности, организованности, собранности, дисциплинированности).

Коррекционно-развивающие задачи

В ходе формирования временных понятий у детей с ОНР предполагается решать следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие познавательных возможностей;
  • Совершенствование сенсорного и интеллектуального развития;
  • Совершенствование словесно-логического характера мышления, произвольного внимания и памяти;
  • Совершенствование понимания речи; речевого подражания;
  • Обогащение пассивного и активного словарного запаса;
  • Работа по совершенствованию правильных лексико-грамматических структур;
  • Работа над связной речью;
  • Работа по закреплению правильного звукопроизношения и слогонаполнению.

Именно в ходе формирования временных представлений дети с речевыми проблемами усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их, рассказывают о действиях, свершаемых в определенный временной отрезок.

Решение всех этих задач предполагает специфичную, отличительную методику обучения для детей с ОНР. Она имеет ряд отличительных особенностей от методов обучения детей массовых детских садов, учитывает как общедидактические, общепринятые принципы обучения, методы, средства, так и специальные подходы к обучению.

Принципы коррекционного обучения.

  • Не только развивающий, но и воспитывающий характер обучения. Необходимо определенное направленное формирование личности обучаемого. А при работе с детьми с ОВЗ говорим не только о развивающем, а о коррекционно-развивающем обучении.
  • Научный характер коррекционно-развивающего обучения, т.е освоение детьми некоторого объема общечеловеческой культуры.
  • Активное и деятельное познание.
  • Систематичная последовательность и очередность преподавания учебного материала.
  • Полезная, прикладная составляющая в процессе коррекционно-развивающего воздействия.
  • Доступное, понятное и прочное коррекционно-развивающее обучение.
  • Разумное соединение обще групповых форм коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных качеств воспитанников и индивидуальных форм коррекционно-развивающего обучения
  • Связь речевого развития и познавательного развития каждого ребенка.

Методы коррекционно-развивающей работы по развитию математических представлений у детей с ОНР

  • Ведущим методом коррекционно-развивающего обучения будет – проблемное изложение материала (проблемные вопросы, использование заданий, которые заставят детей решать проблемную задачу, находить ответы на вопрос, узнавать и подбирать правильное выполнение задания).

Так как формирование правильной речи предполагает работу по анализу и синтезу, сравнению речевых единиц, выделению и обобщению языковых правил, овладение высоким уровнем вербально-логической и аналитико-синтетической деятельности головного мозга в целом. Каждый ребенок учится понимать логику и последовательность поиска решения проблемной задачи, участвовать в совместной опытнической, экспериментальной, исследовательской деятельности.

  • Мышление ребенка – дошкольника постепенно переходит от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому, поэтому в начале работы педагог должен использовать более простые мыслительные операции: анализ, классификация предметов, с опорой на наглядный материал, используя наглядно-образное мышление. Постепенно педагог включает более сложные мыслительные процессы (обобщение, абстракция) опираясь на образное и на словесно-логическое мышление.
  • Объяснять новый материал педагог начинает с актуализации уже имевшегося.
  • Не забывайте, как педагог, так и ребенок должен комментировать ход выполнения задания. Это позволит вести работу по обогащению активного словарного запаса детей, приучает ребят грамотно и правильно высказывать свои мысли. И самое важное, педагог тем самым, помогает ребенку перейти от перцептивной деятельности к речевому высказыванию в ходе выполнения действий и операций в уме.
  •  Педагогам в ходе коррекционно-развивающей работе нужно использовать такие задания, которые будут стимулировать заинтересованность и активное участие детей в процессе освоения новых знаний. Что будет способствовать переводу определенного действия из зоны ближайшего развития детей в зону их актуального развития.
  • Обогащение учебного процесса различными наглядными пособиями, играми, игровыми приемами с речевым сопровождением , включая их в различные виды детской деятельности.

Упражнения, задания, рифмовки, игры на развитие и уточнение временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год). Наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо событий (после, перед, сейчас, потом).

  • «Помоги закончить фразу»

Если сегодня среда, то завтра будет…. Если сегодня вторник, то вчера был….

  • «Слушай, не зевай, время года отгадай»

Сейчас прохладная, погода. На улице не жарко. Ветер дует сильно, идет небольшой дождь, но на деревьях уже распустились почки и даже зацвела черёмуха.

  • «На мою загадку подбери отгадку»

Снег на полях……

Тает снежок…….. и т.п.

  • Игры с мячом в кругу по типу «Лови-кидай на вопросы отвечай»
  • «Что на свете происходит, человек легко находит»

 Взрослый кидает мяч и говорит слово по теме «Времена года». «Весной солнце что делает?» (Дети отвечают или по очереди, или кто-то один) светит, припекает, пригревает, освещает…..

«Весной снег  какой?» И т.п.

  • «Думай, думай, не зевай. Что же лишнее узнай»

Взрослый бросает мяч и называет 3-4 слова.

Суббота, вторник, лето, четверг. И т.п.

  • «Кидай-лови, дни недели назови»
  • «Мяч по кругу передай, вчера что делал называй. Дальше мяч передавай, днём, что делал называй. Мы ещё узнать хотели, что ты завтра будешь делать.»

Высказывания могут быть реалистичными, а могут быть выдуманными детьми.

  • «Календарь вспоминай, зимы месяц называй» и т.п.
  • «Мяч другому передай, день недели, (время суток), (зимний месяц) называй». Можно начинать с любого дня недели.
  • «Может так, а может нет, поскорее дай ответ».

Взрослый бросает мяч ребенку и называет время года и характерное изменение или явление в природе. Например: зима, снегопад. Ребенок ловит мяч и говорит так или не так. (Так. Зимой бывает снегопад). Взрослый может назвать часть суток и характерное дело, день недели и характерное дело и т.п.

  • «Дружно месяцы встают, время года назовут».

Таким образом, работа педагогов в этом направлении способствует положительной динамике в речевом развитии детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы консультация для педагогов «Формирование математических представлений у детей в разных видах деятельности»

laquo;Формирование математических представлений у детей в разных видах деятельности»(из опыта работы)...

Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений дошкольников через использование информационных компьютерных технологий»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...

Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений средствами музыки».

laquo;Формирование математических представлений средствами музыки».Музыка и математика – чувства, эмоции и холодная точность. Казалось бы, что может быть общего? Оказывается, может.В исто...

Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»

       К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с пом...

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия...

Консультация для воспитателей: "Формирование математических представлений через комплекс дидактических игр и упражнений"

В данном материале указаны трудности, которые возникают у дошкольников с ОВЗ при формировании математических представлений. Предложены специальные игры и упражнения, которые помогут детям успешно овла...