Сообщение к педсовету на тему: «Педагогическое мастерство воспитателя»
методическая разработка

Чугунова Ольга Леонидовна

В становлении личности  человека важное значение имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности каждого человека, его самобытности. Важной стороной профессионального становления педагога является постижение им педагогического мастерства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professiya_pedagoga_odna_iz_drevneyshih_v_mire.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  городского округа  Подольск

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МДОУ детского сада №64  «Непоседа»

Сообщение к педсовету на тему: «Педагогическое мастерство воспитателя»

Подготовила и провела  

воспитатель средней группы №11

Чугунова О.Л. 

(март 2020 г)

Профессия педагога одна из древнейших в мире. В становлении личности  человека важное значение имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности каждого человека, его самобытности . Важной стороной профессионального становления педагога является постижение им педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство –это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане педагогическое мастерство- выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно заниматься педагогической деятельностью.

Сколько бы ни говорили, что воспитывать детей надо чутко, бережно, умело,- ошибок в воспитании как правило не избежать К сожалению воспитатели часто совершают их из-за неопытности, а часто по нежеланию вникнуть в суть воспитания детей. Почему важно избежать ошибок в деятельности воспитателя? Хотя бы потому, что перед воспитателем стоит задача сформировать из ребенка личность с собственным характером, интересами, моральными нормами. О каком правильном развитии можно говорить, если воспитатель допускает одну за другой педагогические ошибки и не спешит их исправлять.  Задача воспитателя не просто вовремя исправить их, но и избегать., хотя иногда это бывает очень сложно .Никто не станет оспаривать тот факт, что воспитывать  одного ребенка очень сложно, а что говорить о воспитателе, которой поручено воспитание одновременно большого количества детей? Какие же ошибки наиболее распространены в воспитании детей?

1. Отсутствие индивидуального подхода к детям. Уже сколько раз твердили, что каждый ребенок уникален, у него масса особенностей, отличающих его от других, множество интересов, которые надо развивать, но воспитатели далеко не всегда помнят об этом .Хотя воспитатели осведомлены об индивидуальном подходе  к детям, всестороннем развитии гармонической личности. Однако на деле, когда воспитателю  приходится уследить сразу за всеми детьми, этот самый индивидуальный  подход к каждому ребенку оказывается крайне затруднительным. В конце концов , что легче: стараться подбирать «ключик», или «причесывать всех под одну гребенку?», следя только за тем, чтобы дети были накормлены, тепло одеты и находили для себя определенное занятие? Однако проще- не означает правильнее.

На самом деле именно сложный путь является правильным .Воспитатель должен со всей ответственностью отнестись к тому, что  у него на руках находятся все возможности формирования привычек. Именно воспитателю  следует обращать внимание на то, к каким занятиям склонен ребенок и сообщать об этом родителям .Но даже если отвлечься от  выявления способностей ребенка, (что возможно только в том случае ,если воспитатель найдет  индивидуальный подход  к каждому ребенку) следует помнить  о том, что и в воспитании детей есть немало моментов, в которых без индивидуального подхода не обойтись. Чаще всего воспитатели считают индивидуальный подход излишним. Между  тем воспитательная мера воздействия  на каждого ребенка должна быть разной. Что делать воспитателю, если ребенок совершил какой-то проступок7 Чаще всего воспитатель сгоряча наказывает его, делает замечания, ставит в угол. А между тем, если учитывать характерные особенности каждого ребенка, такой ошибки можно было бы избежать. Если внимательно присмотреться к каждому ребенку, станет ясно, что одному достаточно  объяснить его неправоту, другому поставить в пример товарища, третьему постараться разъяснить все на эмоциональном уровне. Это сложнее, но зато это и правильно! Чтобы исправить эту ошибку, надо изменить свои взгляды на детей. Воспитателю придется приглядываться к каждому ребенку, руководствоваться основной задачей  -выявить отличия конкретного ребенка  от других детей в группе .Если идти по  этому пути, то скоро воспитатель сможет разглядеть в каждом из детей незаурядную личность с яркой индивидуальностью и непременно найдет подход к каждому. Это поможет избежать ошибок.

2. Внимание к одним детям, за счет невнимания к другим. Речь идет о так называемых «любимчиках» .Часто воспитатель и сам не замечает, как это происходит: просто оказывается, что к некоторым из детей –самым симпатичным, послушным, способным, часто незаметно для себя успеваешь привязаться. У каждого из нас есть свои симпатии и антипатии, кто-то из окружающих нам нравится больше, кто-то меньше. Однако, когда речь идет о воспитании в детском саду, демонстрация своих симпатий и антипатий может плохо сказаться на воспитании Следует помнить, что дети чрезвычайно чутки  и у них, как правило обострено чувство справедливости. Чего достигнет воспитатель, если станет выделять из половины одних детей , уделяя им больше внимания, тогда как другие будут этим вниманием обделены? Важно и то, что в разделении детей на категории, педагог вдвойне не прав, хотя бы потому, что относясь к детям с разной степени внимания , он тем самым разобщает коллектив, ссорит детей между собой.

К ним, как правило, перестают хорошо относиться другие дети. Конечно, воспитывать послушных детей одно удовольствие. Однако, ошибка здесь в том, что воспитатель не стремится подойти индивидуально к каждому ребенку: разве в каждом из них не заложено то, за что его можно подюбить? Воспитателю надо осознать, что любить надо не за то, что они послушные, а просто за то, что они есть, причем такие, какие есть. Если воспитатель возьмет себе за труд  внимательно приглядеться к детям, то он обнаружит, что один из них способен на настоящую дружбу, второй, которого считают хулиганом- доводит воспитателя до «белого каления» -не по злобе, а потому что в нем много энергии, которая ищет выход. Он не всегда  ясно  отдает себе отчет, что хорошо и что плохо. И наоборот, часто бывает, что  « любимчик» далеко не всегда  ведет себя так, как следовало бы. Часто такие дети, пользуясь своей избранностью , совершают поступки, которые никак не назовешь  хорошими. Воспитатель должен быть одинаково добр и строг ко всем детям . Только таким отношением можно добиться   что между воспитателем и наставниками возникнут настоящая дружба и доверие.

3. Несправедливое наказание. Суть этой ошибки можно сформулировать как нежелание воспитателя разобраться в поступках детей. В этот момент им движет стремление побыстрее исчерпать инцидент, назначив наказание. Ошибка допускается очень часто, но не всегда воспитатели стремятся к тому, чтобы полностью разобраться в детских проблемах  и и причинах поступков. Объяснять, насколько серьезна эта ошибка не требуется. Достаточно упомянуть,  что, стремясь назначить наказание, не вникнув в возникшую ситуацию, воспитатель совершает несправедливый поступок, вследствие которого  подрывает свой авторитет, теряя доверие детей. Что говорить о благоприятном психологическом климате в коллективе? Этой ошибки легче избежать, чем исправлять. Прежде чем назначить наказание, следует досконально разобраться  в возникновении конфликтной ситуации и постараться справедливо рассудить стороны и в первую очередь помирить  детей между собой. Если оказывается, что ребенок все же заслуживает наказания, воспитателю следует избрать такое, чтобы оно не ущемляло чувства достоинства ребенка. А что делать, если воспитатель проявил несправедливость? Лучше всего признать неправоту перед детьми, хотя для этого нужно определенное мужество. Некоторые думают, что признание неправоты само по себе ошибка, ведущая к подрыву авторитета. Но авторитету воспитателя будет  нанесено меньше ущерба в этом случае, если бы он проигнорировал свою собственную ошибку.

Многие воспитатели считают вполне педагогичным –поставить провинившегося ребенка перед всеми, рассказать им о проступке, который тот совершил, вызывая смех и издевательства перед другими  детьми.

Унижение достоинства маленького человека – это неприменимо! Результатом такого воздействия является то, что этого ребенка дразнят другие дети, прекращают с ним общаться.

4. Повышение голоса-чего нежелательно допускать Замечания делать нужно, но важно учитывать, в какой форме они будут сделаны. Иногда воспитателю приходится подавлять желание «сорваться» на детях. Это достаточно часто происходит в реальности. Если ребенок совершает проступок, следует ему разъяснить, в чем он провинился. Тогда он осознает отрицательные моменты своего действа. Окриком мало чего добьешься. Повышение голоса часто травмирует его нервную систему, он замыкается в себе, продолжает поступать плохо, когда  этого не видит воспитатель. Кроме того , он становится нечувствителен  к замечаниям педагога, которые делаются в таком тоне. Как исправить ошибку? Не повышать голос. Можно говорить строго. Если возникает такая ситуация, лучше взять себя в руки, мысленно сосчитать до 10. Роль воспитателя- помочь ребенку научиться осознавать  хорошие и плохие поступки. Терпимое и уважительное отношение к каждому ребенку поможет в этом. Если воспитатель научится контролировать свои действия, он застрахует себя от многих ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете на тему:"Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников".

       Воспитатель – это не «урокодатель», он – постоянный эталон для детей, родителей и окружающих. Он – актер, который может перевоплощаться в любую роль. Работая в дошкольном учреждении, главное - ...

Педсовет в форме деловой игры "Педагогическое мастерство воспитателя"

Цель: дать возможность педагогам самовыразиться и показать свои потенциальные возможности. Задачи:  - выявить уровень профессиональной подготовленности     ...

Педсовет в форме деловой игры "Педагогическое мастерство воспитателей"

Цель: дать возможность педагогам самовыразиться и показать свои потенциальные возможности. Задачи:  - выявить уровень профессиональной подготовленности     ...

Педсовет "Педагогическое мастерство воспитателя"

Цель: дать возможность педагогам самовыразиться и показать свои потенциальные возможности...

Педсовет - деловая игра «Педагогическое мастерство педагога»

Педсовет - деловая игра «Педагогическое мастерство педагога»...

Педагогический совет на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

Педагогический совет на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ....

Педсовет на тему: «Повышение педагогического мастерства воспитателей ДОУ через овладение нетрадиционными формами организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта в области нетрадицион...