Деловая игра для педагогов: «Метод проектов в воспитании экологической культуры у дошкольников»
проект

Половинчук Надежда Николаевна

Деловая игра позволяет проверить педагогам знания о проектном методе , о его этапах, основоположниках, специфике, формах и методах работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов: «Метод проектов в воспитании экологической культуры  у дошкольников»

                                                           Подготовила

                                                    воспитатель Половинчук Надежда Николаевна

Цель игры: Развитие  творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими «метода  проектов» в воспитании экологической культуры у дошкольников.

Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашей деловой игры «Метод проектов в воспитании экологической культуры у дошкольников»

(Слайд 1) У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Основы формирования экологической культуры необходимо закладывать с раннего детства, так как именно в этот период формируются отношения с природой и обществом.

(Слайд 2) Федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое внимание развитию творческих способностей дошкольников, формированию интереса к активной созидательной деятельности. Эта работа требует использование обновленных методов и приемов, направленных на освоение основ экологической культуры. Именно проектный метод развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, когда и где возник метод проектов?

(Слайд 3) Он разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи во второй половине 19 века. По мнению Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «Делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом восхождения от частного к общему.

Следующий вопрос: Кто является основоположником метода проектов в России?

(Слайд 4) В России метод проектов внедрялся в образовательную практику в 1905 году группой педагогов под руководством С.Т.Шацкого, но был осужден, а использование его было запрещено. И только в настоящее время, когда возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

Что такое Метод проектов как педагогическая технология?

 (Слайд 5) Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (определение профессора Е. С. Полата).

В чем, по вашему мнению, заключается специфика проектного метода?

 (Слайд 6) Педагог взаимодействует с ребенком непосредственно через совместную деятельность, опираясь на его опыт. В одном экологическом  проекте можно реализовать несколько мини-проектов, в каждом из которых дети получают информацию, проводят эксперименты, делают записи и зарисовки. Например, в проекте «Березка» были реализованы такие мини-проекты: «Деревья», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Снег», «Дождь», «Почва», «Камни»

Проектная деятельность представляет особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и состоит из нескольких  этапов .

 Перечислите их.

 (Слайд  7 ) Этапы работы над проектом

1.Существующая проблема влечет за собой выбор темы проекта. Она может быть предложена как самим педагогом, так и детьми.

2.Планирование  включает в себя несколько шагов.

Шаг1. Совместное составление детьми и педагогом плана реализации проекта.

Сначала воспитатель задает детям вопрос «Что мы знаем?», записывая их ответы на лист, затем задается  второй вопрос «Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?», снова записывая ответы детей.  Ответы определяют содержание проекта. Далее дети определяют  основные шаги по достижению намеченной цели: к кому обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности пригодятся для выполнения проекта.

2 Шаг :Подготовительная работа педагога. Воспитатель изучает ответы детей на вопрос «Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?», составляет план реализации проекта и подбирает необходимые материалы для оснащения развивающей среды в группе.

3.Реализация проекта– конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели. Педагог подключает к реализации проекта родителей, специалистов. Реализация проекта предполагает самостоятельный выбор центров активности и тех видов деятельности, которые для них привлекательны, а так же получение определенного результата (выставка детских работ, издание книги, спектакль, выпуск плакатов и т.п.).

4.Подведение итогов. Заканчивается проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками, проводится презентация проекта, оценивается работа.

Внедряя в работу проектный метод, необходимо правильно подобрать формы и методы работы.

Назовите формы и методы работы в реализации экологических проектов?

(Слайд 8) Экскурсии– одна из основных форм работы в реализации проектов. Экскурсии позволяют знакомить с животным и растительным миром при непосредственном взаимодействии с ним (потрогать, понюхать, посмотреть), способствуют формированию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Во время экскурсии дети собирают природный материал для коллекций, исследуют  растения, почву, воду, камни и т.д.

Прогулки  позволяют знакомить детей с изменениями в природе в разные времена года. На прогулках организуется  исследовательская деятельность с использованием природного материала (песок, вода, снег, семена). В процессе наблюдения за окружающим дети учатся  переживать доброе и злое; «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Формированию познавательного интереса, развитию мыслительной деятельности способствуют опыты. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети учатся рассуждать, делать умозаключения.

Познание окружающего мира происходит легче, если ребенок познает этот мир в игре. В игре дети систематизируют знания о животных, растениях, временах года, объектах живой и неживой природы. Игры позволяют поставить перед детьми такую задачу, которая требует последующего осмысленного действия ребенка, активизирует его мыслительную деятельность, учат  слышать не только себя, но и своих сверстников, развивают положительные эмоции по отношению к природе.

Чтение художественной литературы о природе позволяют ребенку  найти выход из создавшихся трудных ситуаций, проявить сочувствие, заботу о братьях наших меньших. В работе можно использовать произведения В. Драгунского, Н.Некрасова, М.Пришвина, М.Горького, В.Одоевского, Л.Толстого, Х.К.Андерсена, русские народные сказки

Оформление выставок способствует организации совместной деятельности детей и  родителей, проявлению  творчества, фантазии, индивидуальности, воспитанию  бережного отношения к природе.

- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

- создание педагогических ситуаций

- викторины, сочинение загадок;

- инсценирование и драматизация

Организация экологических проектов на разных этапах развития дошкольников имеет свои особенности. Рассмотрим их.

(Слайд 9) Осуществление проекта в средней группе проходит на подражательно-исполнительском уровне. Результаты своих исследований дети  обобщают в основном в виде поделок, рисунков или небольших рассказов. Так, в результате работы над  проектом «Лаборатория неживой природы» малыши получили не только обогащенное представление об объектах неживой природы, но и освоили простые формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

(Слайд10)Роль педагога в работе над экологическим проектом в старшей группе незначительна и дифференцирована: педагог подключается к реализации идей воспитанников, помогает достичь цели и решить поставленные задачи. А ребенок напротив, ощущает себя главным, видит свой вклад в общее дело, радуется своими успехами и успехами своих сверстников.

(Слайд11) Роль педагога в работе с детьми подготовительной группы заключается в создании таких условий, при которых дети самостоятельно определяют цель и содержание предстоящей деятельности.

Так, выдвинутая детьми проблема: что делать с мусором? позволила им выдвинуть гипотезу: если использованные ранее бытовые предметы загрязняют окружающую среду, необходимо придумать, как можно использовать их. В ходе работы над решением возникшей проблемы дошкольники пытались показать значимость на первый взгляд не нужных, уже использованных материалов (природных и рукотворных), доказать, что ненужные вещи, от которых все стремятся избавиться, несут в себе множества возможностей для творчества.

 

  Таким образом, можно сделать вывод, что использование метода проектов в экологическом образовании формирует и экологическую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов ДОО "Мультимедийные презентации в работе с дошкольниками"

Деловая игра для педагогов ДОО "Мультимедийные презентации в работе с дошкольниками"...

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...

Деловая игра для педагогов «Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»

Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение художественного слова в работе с детьми....

Презентация :Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Данная презентация может быть полезна педагогам для семинаров, педсоветов или в качестве консультации...

Деловая игра для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы - граждане России»

Цель: расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Деловая игра для педагогов " Природа - главное средство в экологическом воспитании дошкольников".

Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.Задачи:1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои зн...