Конспект ООД «О послушании в семье (по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать» (или «Петушок и курочка») для детей средней группы
план-конспект занятия (средняя группа)

Терешкина Наталья Анатольевна

Цель: Донести до детей идею, что старшие люди (родственники) могут помочь советом, уберечь от беды.

 

Задачи:

Обучающие: дать детям представление о доброте и заботе между родственниками в семье.

Развивающие: развивать логическое мышление и моральное сознание детей через установление причинно-следственных связей между свойствами характера и последствиями: непослушание приводит к беде, забота о ближнем утешает в горе. Помочь детям определять на картинках возраст людей.

 

Воспитательные: воспитывать у детей послушание и почитание взрослых, смиренно принимать советы и наказы родителей. Воспитывать сдержанность и преодоление упрямства и своеволия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД «О послушании в семье (по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать» (или «Петушок и курочка») для детей средней группы

Подготовила: Терешкина Наталья Анатольевна

Цель: Донести до детей идею, что старшие люди (родственники) могут помочь советом, уберечь от беды.

Задачи:

Обучающие: дать детям представление о доброте и заботе между родственниками в семье.

Развивающие: развивать логическое мышление и моральное сознание детей через установление причинно-следственных связей между свойствами характера и последствиями: непослушание приводит к беде, забота о ближнем утешает в горе. Помочь детям определять на картинках возраст людей.

Воспитательные: воспитывать у детей послушание и почитание взрослых, смиренно принимать советы и наказы родителей. Воспитывать сдержанность и преодоление упрямства и своеволия.

Речевые задачи: выразительно читать стихи, использовать пословицы.

Словарная работа: послушание.

Методические приемы: Словесный, наглядный, игровой, практический.

Материал и оборудование:  игрушки курочки и петушка; иллюстрации к сказке; картинки по возрастам от младшего к старшему расположены на двух столах, на одном столе мужская линия (м. р.), на другом столе женская линия (ж. р.); маска петушка для игры «Горошина»; рисунки детей; макет дома на доске.

Предварительная работа: беседы о послушании; заучивание стихотворений, пословиц; рисунки детей вместе с родителями; чтение рассказов и сказок о послушании. Обыгрывание музыкальной игры «Горошина». Разучивание песни «Песенка друзей», слова Я. Акима, музыка В.П. Герчик.

Ход занятия.

 

Вводная часть. Дети входят в группу. Посмотрите друг на друга: какие вы симпатичные и добрые дети. Кому вы обязаны этим? Ответы: родителям.

- Сегодня мы поговорим о послушании.

- Присаживайтесь на стульчики.

Днем волшебнику не спится,

Он наденет маску,

Тихо скрипнет половица,

И вновь к нам входит сказка.

Основная часть. 

Воспитатель. – Я знаю сказку о послушании и хочу вам рассказать.

- А о ком сказка узнаете, если отгадаете загадки.

1. Встаёт на заре,

Поёт во дворе.

На голове гребешок.

Кто же - это? (петушок). Правильно. Показываю игрушку петушка.

2. «Ко-ко-ко…

Куд - куда…

Вы откуда и куда?» -

Квохчет целый день она. (курочка). Правильно. Показываю игрушку курочки.

- Загадки дети отгадали, теперь слушайте сказку К.Д. Ушинского «Умей обождать». Внимательно слушайте и запомните правила послушания. 

Рассказ сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» с использованием иллюстраций.

Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! - кричит петушок- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.

Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:

- Не пей, Петя, обожди, пока остынешь.

Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.

Беседа по сказке.  Вопросы и ответы детей.

- Дети, как называется сказка, которую вам рассказали? («Умей обождать»)

- Как относилась курочка к петушку? (заботилась о петушке, давала полезные советы)

- Какие советы давала курочка петушку?

- не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет.

- не пей, Петя! Обожди, пока остынешь.

- Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь ещё лёд очень тонок, утонешь!

- Правильные советы давала курочка?

Почему же петушок не послушался курочки? (потому что торопился)

Вывод: значит, сказка учит: умей обождать и слушать советы старших.

Народная игра «Горошина».

По дороге Петя шёл

И горошину нашёл,

А горошина упала,

Покатилась и пропала.

Ох, ох, ох, ох!

Где-то вырастет горох?

(дети стоят по кругу, «петушок» - внутри круга)

«Петушок» проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками-«крыльями». Останавливается около любого ребёнка, который становится «горошиной».

«Петушок» кружится на месте, а «горошина» пробегает через центр круга и прячется (присаживается на корточки) за любым ребёнком.

Все дети медленно присаживаются, а «горошина» встаёт, поднимает руки вверх, - «выросла».

Дети продолжают сидеть на корточках, а «петушок» ловит «горошину».

Воспитатель.  

- Предлагаю детям сесть на стульчики и продолжить беседу.

- Расскажите курочке и петушку: вы слушаете советы своих мам, пап, бабушек и дедушек.

- Какие советы дают вам взрослые?

- А если взрослые на вас сердятся за плохой проступок, что вы, дети, делаете? (вы должны попросить прощения за то, что их обидели)

- А как вы разговариваете с родителями? Назовите их ласково.

- мама – мамочка, мамуля;

- папа – папочка;

- бабушка – бабуленька;

- дедушка – дедуля.

Дидактическая игра «Собери возрастную цепочку». 

Нужно разложить картинки последовательно, согласно возрасту, от младшего к старшему.

- мальчик - юноша - мужчина - дедушка;

- девочка – девушка – женщина - бабушка.

Дети делятся на две подгруппы, подходят к столам и раскладывают картинки по возрастам – от младшего к старшему. После выполнения задания идет обсуждение.

- Кто самый младший на картинках? (мальчик)

- Что может делать мальчик в семье?

- Кто старше мальчика? (юноша)

- Какие обязанности может выполнять юноша? (учиться, служить в армии, помогать родителям)

- Кто старше юноши? (мужчина)

- Чем занимается мужчина? (работает, заботится о семье)

- Кто старше мужчины? (дедушка)

- Что мы можем сказать о дедушке хорошего? (многие дедушки воевали на войне и имеют награды: ордена, медали)

Дети в первой подгруппе справились с заданием. Обсуждение задания во второй подгруппе.

- Кто на картинках младшая? (девочка)

- Какие обязанности у девочки?

- Кто старше девочки? (девушка)

- Что может делать девушка?

- Кто старше девушки? (женщина)

- Чем занимается женщина? (воспитывает детей)

- Кто старше женщины? (бабушка)

- Что мы можем сказать о бабушке?

- Все дети справились с заданием. А теперь прочитаем стихи, которые мы знаем.

Стихи о маме, папе, бабушке, дедушке.

Мамин труд я берегу,          

Помогаю, чем могу.

Нынче мама на обед

Наготовила котлет

И сказала: «Слушай,

Выручи, покушай!»

Я поел немного,

Разве        не        подмога?
М. Грозовский.

Не терпит мой папа безделья и скуки,       

У папы умелые сильные руки!

И если кому-нибудь надо помочь

Мой        папа        всегда        поработать        не        прочь.
Е. Серов

 

Песенка о бабушке. Слова Михаила Танича.

Ходит в садик на собранье,

Варит бабушка бульон,

Ей за это каждый месяц

Носит деньги почтальон.

 

Если бабушка сказала:

То не трогай, то не смей,

Надо слушать, потому что

Дом наш держится на ней.

 

Стихи о дедушке Александра Чурбанова.

 

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я стараться,

На него во всём равняться!

 

Семью почитали с давних времён, народ сложил много пословиц.

 

- При солнышке тепло, при матери – добро.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

 

Заключительная часть.

Воспитатель. Мы с вами беседовали о послушании.

- Кого дети должны любить и слушаться? (слушаться и почитать своих родителей: маму, папу, бабушек и дедушек, помогать им во всем).

- Подойдем к дому. (макет дома) Дети нарисовали рисунки, как помогают дома мамам, папам, дедушкам и бабушкам. Дети рассказывают, что они нарисовали и прикрепляют рисунки к макету.

- Вот какой у нас получился дом, в нем живет семья. Бывают семьи большие, где много детей. Показываю картинку семьи священника. Объясняю, что они живут дружно, доверяют друг другу и соблюдают законы Божии.

- А вы, ребята, живете в детском саду большой дружной семьёй, и стараетесь не ссориться. Мы знаем песенку, которая так и называется «Песенка друзей». Дети исполнят песенку.

«Песенка друзей». Слова Я. Акима, музыка В. Герчик.


1. Всем советуем дружить,

Ссориться не смейте!

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете!

Припев: Ни за что, ни за что,

Ни        за        что        на        свете! –        2        раза
2. Не бросай друзей своих,

Будь за них в ответе.

Не давай в обиду их

Никому на свете!

Припев: тот же.

В.: Все молодцы, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованной деятельности по мотивам сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» для детей дошкольного возраста 4-5 лет

Сценарий театрализованной деятельностипо мотивам сказки К.Д. Ушинского«Умей обождать»для детей дошкольного возраста 4-5 летОО «Социально-коммуникативное развитие» Безопасность ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Познакомить детей с содержанием сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать», продолжить развитие речи детей, образного мышления, внимания, памяти, творчества, воспитывать умение слушать советы ...

Конспект занятия в средней группе по теме: «Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать»

Конспект занятия по Развитию речи в средней группе по теме: «Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Познакомить детей с содержанием сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать», продолжить развитие образного мышления, внимания, памяти, творчества, воспитывать умение слушать советы окружающих....

Конспект совместного мероприятия родителей и детей в старшей группе по теме «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и кул...