Речь как форма общения детей младшего возраста
статья (младшая группа)

Влияние семьи на развитие личности ребенка имеет огромное значение. Его воздействие осуществляется постоянно и незаметно. Обычно, основное внимание уделяется обеспечению жизненно важных условий содержания – это является обязанностью родителей. Родителями считается, что если ребенок сыт, одет, имеет огромное количество игрушек, то этого достаточно. На самом деле имеет огромное значение общение ребенка с мамой и папой, и родителям необходимо больше времени проводить со своим чадом. Понятно, что в современном мире и с развитием технологий дети даже младшего дошкольного возраста мало играют с обычными игрушками, а некоторые, не представляют как это делать, потому что из-за занятости родителей они все чаще проводят время за планшетами и телефонами.

Именно семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. Семья как источник, который питает ребенка  с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ему первые знания и умения. Поэтому, важно сказать, что только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. И один из важнейших процессов развития ребенка это – речь.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_kak_formv_obshcheniya_detey_mladshego_vozrasta.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: Познакомить с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; вовлечь родителей в педагогический процесс  жизнь группы.

1 часть:     «Немного  теории и науки!»

Влияние семьи на развитие личности ребенка имеет огромное значение. Его воздействие осуществляется постоянно и незаметно. Обычно, основное внимание уделяется обеспечению жизненно важных условий содержания – это является обязанностью родителей. Родителями считается, что если ребенок сыт, одет, имеет огромное количество игрушек, то этого достаточно. На самом деле имеет огромное значение общение ребенка с мамой и папой, и родителям необходимо больше времени проводить со своим чадом. Понятно, что в современном мире и с развитием технологий дети даже младшего дошкольного возраста мало играют с обычными игрушками, а некоторые, не представляют как это делать, потому что из-за занятости родителей они все чаще проводят время за планшетами и телефонами.

Именно семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. Семья как источник, который питает ребенка  с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ему первые знания и умения. Поэтому, важно сказать, что только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. И один из важнейших процессов развития ребенка это – речь.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

1) Речь  ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

2) Речь становится основной перестройки мыслительных процессов  и превращается в орудие мышления.

При этом нельзя забывать про основные задачи речевого развития детей:

·         Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

·         Развитие у детей способности общаться (коммуникация).

Проблема развития речи волнует многих родителей. Есть дети, которые уже говорят к трем годам, назовем их «Говорящий» ребенок, и есть дети которые пока еще плохо выражают свои мысли и действия с помощью слов. «Говорящий» не только более понятен, но и более «удобен» взрослому. С помощью слов, родителю легче узнать о самочувствии ребенка, его желаниях, а так же можно направить действия ребенка в полезное русло и даже оградить его опасностей, не мало важно расширять знания об окружающем мире.

Но, оговоримся сразу, в раннем детстве речь как средство общения и познания проходит стадию своего становления. И второй - третий год малыша на этом пути имеет свои отличительные черты и нюансы.

Малыш узнает названия многих предметов, игрушек, а также действий с ними. Но главное, он учится обобщать предметы, ориентируясь на их признаки.

Уровень речевого развития у детей от 2 до 3 лет зависит от ситуации, в которой ребёнок находится. Его пониманию недоступны отвлечённые категории, обозначаемые словами типа дружба, болезнь, страх. Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой. 

Чтобы развитие речи у детей 2 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие. Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период:

  • Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
  • Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.
  • Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
  • Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
  • Использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки.

Итак, как развивать речь ребёнка, чтобы в 3 года она соответствовала норме? Полноценное развитие детей 2 лет невозможно без сенсорной базы – усвоения малышом понятий о цвете, форме, размере, количестве предметов. Накапливая эти знания, нужно использовать игры с предметами: цветные пирамидки, кубики различной величины и фактуры, сортеры, конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры. Манипулируя с ними под руководством взрослого, дети развивают мелкую моторику и запоминают качества предметов.

 Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Причинами  отсутствия речи  являются:

·                     у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны);

·                     артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (дети не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);

·                     недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

А сейчас мы приглашаем Вас в необыкновенное путешествие по стране

«РАЗВИТИЕ  РЕЧИ».

2 часть:    (Игра – «В стране Речи!»)      

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за  природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

1.       Остановка «Знайка».

Подберите прилагательные к словам (признаки предметов):

Снег (какой?)   -  белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.

Человек (какой?)   -  вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.

Ветер  (какой?) -  сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.

Машина  (какая?)  - быстрая, большая, удобная и т.д.

2.     Остановка «Страна речи!»   (проводится вместе с родителями)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время,  познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Мы призываем Вас,  читайте и рассказывайте детям сказки.  А в хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из ненужных лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту. Чтение сказок, стишков, потешек, оречевление действий совершаемых ребенком приводит к формированию импрессивной речи, т.е. ее понимание.

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.       (Колобок)

 

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать.      (Теремок)

 

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел?  («Волк и семеро козлят»)

 

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил. («Репка»)

 

Добрый доктор говорит:

- Побеждаем мы бронхит,

Корь, простуду и ангину,

Дифтерит и скарлатину,

И конечно, с Бармалеем

Тоже справиться сумеем! («Айболит»)

 

3.    Остановка «Наши волшебные пальчики!».

Все специалисты заявляют, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр, тем самым,  улучшается развитие речи. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость.

Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) Потереть ладони, похлопать.

3) Использование инструмента Су-Джок.

Пальчиковые игры  

4.    Остановка «Играй со мной»

(игры для формирования звукопроизношения)

Есть простые упражнения, помогающие наработать  подвижность артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут (провести с родителями артикуляционную гимнастику).

«Цокает лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Индюки болтают». Предложите ребёнку изобразить  рассерженного индюка. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей,  так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить скудность словаря, а вот не правильное произношение шипящих или сонорных звуков родителей беспокоит.

Очень важно с детьми ясельной группы играть в игры на звукоподражание. Например, «Убаюкай куклу» - пропевание гласного звука – А-А-А;   «Малыш капризничает» - УА-УА;    «Дети заблудились в лесу» - АУ-АУ;   «Ослик плачет» - ИА-ИА;   «Катер сигналит» -  У-У;  «Поезд мчится»  - ТУ-ТУ;    «Прятки» - КУ-КУ; игра «Вьюга». «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»;  по  сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга  кончается  говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.

 Речевая игра «Прогулка в лес».  

(чтение чистоговорок).   Вы можете и сами  придумывать шутливые фразы, типа:

"Да-да-да - в огороде лебеда",

"Ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"Ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"Ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

"Жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"Чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"Жу-жу-жу - я на солнышке лежу".  И т.д.

       Словесная игра «Почемучка».

Она научит ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую (желательно новую) игрушку перед ребёнком, и предложить её рассмотреть, а затем ответить на ваши вопросы.

- Что это? (Кто это?)

- Какого цвета?

- Что есть у зайки? (Что это у зайки)

- Как можно назвать зайку?

- Что можно с ним делать?

Итог (рекомендации для родителей):

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых правил:

• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, ненавязчиво поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).

• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

• Используйте различные игрушки для обучения использования в речи предлогов. (Н/Р: Ребёнок может ответить  на вопрос «Где игрушка?» с  используя предлогов).

Проводится рефлексия.   Перед вами пустая поляна. Её нужно украсить красивыми цветами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, посадите на нашей поляне красный цветок; если у вас остались вопросы, вы не поняли некоторые моменты – посадите желтый цветок; ну а если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что зря потеряли время, посадите на поляне зеленый цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игр на развитие речи и речевое общение детей дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете  21.02.2013 г. P.S.   Данные восстановлены с сайта   dou654@edusite.ru...

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Исследования педагогов и психологов обращают наше внимание на важную роль межличностного общения детей дошкольного возраста в контексте формирования полноценной личности и ее взаимоотношений с другими...

«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Тема самообразования: « Развитие речи и мышление у детей младшего возраста »

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении обучение русскому языку - одна из главных....

Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем для развития у детей младшего возраста навыков общения

Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. Посредством речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимо...