Перспективный план « Ребенок в семье и сообществе» для детей 3-4 лет (Картотека)
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Герасименко Елена Сергеевна

  Перспективный план       «Ребенок   в  семье и сообществе» для детей 3-4 лет (Картотека)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план   «  Ребенок   в  семье и сообществе» для детей 3-4 лет

Тема

Колво часов

1

Беседа «Человек среди людей»

1

2

Беседа  «Давайте познакомимся»

1

3

Чтение рассказа Е. Янковская «Я хочу в детский сад»

1

4

Беседа  «Я-мальчик, а ты-девочка»

1

5

Чтение стихотворения С. Маршак «О девочках и мальчиках»

1

6

Беседа  «Чем играют мальчики, чем играют девочки»

1

7

Чтение рассказа Л. Толстого «Была у Насти кукла»

1

8

Игра «Одень куклу»

1

9

Беседа «Отношения между мальчиками и девочки»

1

10

Дидактическая игра «Я - мальчик, я - девочка»

1

11

Дидактическое упражнение «Комплименты»

1

12

Разучивание  потешек «Пальчик - мальчик», «Наша Маша»

1

13

Беседа  «Моё настроение»

1

14

Дидактическая игра «Эмоции».

1

15

Беседа: «Как понравиться людям»

1

16

Беседа: «По одежке встречают»

1

17

Беседа «Моя семья»

1

18

Беседа по сюжетной картине «Семья»

1

19

Ситуативный разговор «Кто мы»?

1

20

Игра-ситуация «Карусели».

1

21

Беседа « Мамина красота»

1

22

Игра « Найди свою маму».

1

23

Чтение стихотворения Я Акима «Родня»

1

24

Игра «Назови ласково».

1

25

Беседа  «Папы – Вы наши Защитники»

1

26

Игра «Добрые слова»

1

27

Игра «Солнышко и тучка»

1

28

Беседа «Мы – маленькие граждане большой страны»

1

29

Чтение стихотворения В. Степанов «Что мы Родиной зовём»

1

30

Беседа «Мой любимый город»

1

31

Чтение стихотворения В. Орлов  «Здравствуй, Родина моя»

1

32

Дидактическое упражнение «Скажи со словом «городской»

1

33

Беседа: «Мой дом  - Саратов»

1

34

Дидактическое упражнение «Кто подберет больше слов»

1

35

Фотовыставка «Прогулки по любимым местам нашего города»

1

36

Игровое упражнение «Продолжи»

1

Итого

36

Литература: «Дорогою добра. Занятия для детей  3-5 лет по социально – коммуникативному развитию». Л.В.Коломийченко

Тема

Цель:

Автор, стр., картотека

1

Беседа «Человек среди людей»

становление эмоционально положительного отношения к людям

Л.В.Коломийченко стр.24

2

Беседа  «Давайте познакомимся»

изучение правил речевого поведения во время знакомства, продолжать учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве

картотека

3

Чтение рассказа Е. Янковская «Я хочу в детский сад»

способствовать развитию интереса к сфере взаимоотношений со сверстниками в детском саду.                                                                                                                                                            

4

Беседа  «Я-мальчик, а ты-девочка»

 помочь детям осознать, что люди бывают разного пола: мужского и женского (дети - мальчики и девочки, взрослые - мужчины и женщины);

картотека

5

Чтение стихотворения С. Маршак «О девочках и мальчиках»

способствовать осознанию детьми уважения к противоположному полу, преимуществ доброжелательного отношения друг к другу.

6

Беседа  «Чем играют мальчики, чем играют девочки»

активизация и расширение знаний детей о совместных и расходящихся предпочтениях по полу.

картотека

7

Чтение рассказа Л. Толстого «Была у Насти кукла»

формировать первоначальные представления  о собственной половой принадлежности, аргументируя её по ряду признаков (одежда, причёски, игрушки)

8

Игра «Одень куклу»

психологическая разгрузка; закрепить на практике знания детей об особенностях внешнего вида мальчиков и девочек.

картотека

9

Беседа «Отношения между мальчиками и девочки»

способствовать осознанию детьми уважения к противоположному полу, преимуществ доброжелательного отношения друг к другу.

картотека

10

Дидактическая игра «Я - мальчик, я - девочка»

развивать у детей умение ориентироваться в стереотипах женского и мужского поведения.

картотека

11

Дидактическое упражнение «Комплименты»

создание благоприятной атмосферы в группе, осознание преимуществ уважительного отношения друг к другу.

картотека

12

Разучивание  потешек «Пальчик - мальчик», «Наша Маша»

продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание потешек; развивать образность речи. Способствовать развитию произвольной памяти. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

13

Беседа  «Моё настроение»

Знакомство с понятиями «хорошее настроение», «плохое настроение».

картотека

14

Дидактическая игра «Эмоции».

Формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка - умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Развивать воображение

картотека

15

Беседа: «Как понравиться людям»

Создать единство внешнего облика и внутреннего состояния маленького человека. Развивать самостоятельность.

картотека

16

Беседа: «По одежке встречают»

Создать единство внешнего облика и внутреннего состояния маленького человека. Воспитание бережного отношения к вещам, самостоятельности в создании собственного имиджа

картотека

17

Беседа «Моя семья»

формирование у детей представлений о семье, её членах.

картотека

18

Беседа по сюжетной картине «Семья»

дать представление о различных родственных отношениях в семье (я, внук, сын, брат и т.п.) ;

картотека

19

Ситуативный разговор «Кто мы»?

показать отличие от других людей ( по имени, возрасту, полу и др.);

картотека

20

Игра-ситуация «Карусели».

вызвать у детей интерес к собственной личности.

картотека

21

Беседа « Мамина красота»

воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

картотека

22

Игра « Найди свою маму».

воспитывать любовь и уважение к самому родному человеку – маме.

картотека

23

Чтение стихотворения Я Акима «Родня»

формировать представление детей: о семье, родственных отношениях и взаимосвязях.

24

Игра «Назови ласково».

формировать у детей представление о семье, продолжать развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

картотека

25

Беседа  «Папы – Вы наши Защитники»

Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство  гордости и радости за благородные поступки родного человека; развивать речь, воспитывать желание читать и слушать стихи; играть.

картотека

26

Игра «Добрые слова»

активизировать словарный запас детей по теме «Семья»,воспитывать чувство любви ребенка к семье

картотека

27

Игра «Солнышко и тучка»

воспитывать чувство любви ребенка к семье, желание заботиться о своих близких, радовать их.

картотека

28

Беседа «Мы – маленькие граждане большой страны»

Довести до сознания детей, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. Закрепить знания детей о символах России

картотека

29

Чтение стихотворения В. Степанов «Что мы Родиной зовём»

расширять представления детей о родине, стране.

картотека

30

Беседа «Мой любимый город»

познакомить детей со своим родным городом, в котором они живут.

картотека

31

Чтение стихотворения В. Орлов  «Здравствуй, Родина моя»

формировать у детей представление о малой родине, о родном городе

картотека

32

Дидактическое упражнение «Скажи со словом «городской»

формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам; развивать память, речь; воспитывать уверенность в себе.

картотека

33

Беседа: «Мой дом  - Саратов»

формирование чувства сопричастности к родному дому.

картотека

34

Дидактическое упражнение «Кто подберет больше слов»

формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города  Саратов; воспитывать любовь к родному городу.

картотека

35

Фотовыставка «Прогулки по любимым местам нашего города»

воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой город, желание сохранять чистоту, порядок в своем городе.

картотека

36

Игровое упражнение «Продолжи»

формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях  города Саратова; воспитывать уверенность в себе.

картотека

Итого

36

 Картотека

2.Беседа  «Давайте познакомимся».
Цель:
 изучение правил речевого поведения во время знакомства, продолжать учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.                                                            

 Задачи: продолжать развивать у детей элементарные представления об этикете. 
Ход: Ребята к нам сегодня пришел гость. 
Петрушка: Здравствуйте ребята. 
Дети: …
Петрушка: Давайте познакомимся.
Я веселая игрушка, а зовут меня Петрушка! А вас как зовут?
Игра: «Знакомство» (Перекидывая  мяч: «Меня зовут Петрушка, а тебя?   Приятно познакомиться!»
Петрушка: Теперь мы знакомы. 
В-ль: Молодец Петрушка! Ты умеешь правильно знакомиться. Нужно сначала назвать свое имя и предложить познакомиться. И закончить знакомство словами: «Приятно познакомиться»
Послушайте стихотворение о том, как звери знакомились в лесу.
Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши   представиться!»
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомца
«Приятно познакомиться!»    
- Как вы думаете, кабан правильно знакомился с лисой?
- Почему вы так считаете?
Петрушка: ребята, теперь вы тоже умеете знакомиться. Что нужно сделать сначала? А потом? Правильно. Вы воспитанные дети. Мне у вас очень понравилось, но пора прощаться. До свидания!

способствовать развитию интереса к сфере взаимоотношений со сверстниками в детском саду.                                                                                                                                                            

4. Беседа  «Я-мальчик, а ты-девочка»

Цель и задачи:

- помочь детям осознать, что люди бывают разного пола: мужского и женского (дети - мальчики и девочки, взрослые - мужчины и женщины);

- развивать умение ориентироваться в стереотипах женского и мужского поведения и в выборе половых ролей

Ход:                                                                                                                                           Воспитатель:

- Здравствуйте, дети. А кто это к нам пожаловал? ... Да, это наша знакомая из сказки по имени Одюдюка.

- А можем ли мы по этому имени узнать - мальчик это или девочка? ...

- Давайте поздороваемся с Одюдючкою и расскажем ей, кто вы (мальчик или девочка) и какие имена у вас.

Упражнение «Я - мальчик, меня зовут ... Я - девочка, меня зовут ...»

Цель: развивать у детей навыки соотношения имени и пола.

Дети, держа Одюдюку в руках, рассказывают ей свои имена.

- Дети, а еще какие девичьи и мальчишеские имена вы знаете?

Дети называют имена мальчиков ... потом имена девочек ...

- Дети, а Одюдюка не знает, чем отличаются девочки от мальчиков. Давайте ей объясним ... (дети объясняют, воспитатель помогает)

- Все люди делятся на мужчин и женщин. А детей называют: мальчик и девочка. Мужчины - они сильнее, мужественные, проворнее, а женщины - мягче, хрупкие. Мальчики смелые, любят технику, а девочки - нежные, они любят украшения, бантики и тому подобное.

- А чем любят играть мальчики, а чем девочки?                                                                                

6.Беседа  «Чем играют мальчики, чем играют девочки»

Цель: активизация и расширение знаний детей о совместных и расходящихся предпочтениях по полу.

Дети в свободном порядке сначала называют предпочтения в играх и игрушках относительно девочек, а затем мальчиков.                                                                                                                   Упражнение «Одежда для мальчиков и девочек»

Цель: активизация и расширение знаний детей о похожем и непохожем в одежде, в соответствии с полом человека.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки «Мальчик» и «Девочка». Акцентирует внимание детей на различиях в одежде.

Дети в свободном порядке называют, в какую одежду могут одеваться девочки, и во что могут одеваться мальчики. Воспитатель акцентирует внимание детей на совместных вариантах одежды и когда это уместно.  

8.Игра «Одень куклу»

Цель: психологическая разгрузка; закрепить на практике знания детей об особенностях внешнего вида мальчиков и девочек.

Оборудование: кукла Маша, кукла Ваня, рубашка, штаны, платье, бантик.

Дети, объединившись в две команды, должны соответственно одеть кукол. Кто быстрее,

Обсуждение: почему надели именно так, а не иначе.

9.Беседа «Отношения между мальчиками и девочки»

Цель: способствовать осознанию детьми уважения к противоположному полу, преимуществ доброжелательного отношения друг к другу.

Мы уже говорили о том, что мальчики отличаются от девочек тем, что они сильнее. Но это не значит, что мальчики могут оскорблять и обижать девочек. Ведь они будущие мужчины, которые должны защищать, оберегать девушек и женщин, заботиться о них и никогда не говорить обидных слов. Поэтому наши ребята уважают девочек, уступают им, помогают ... не так ли? ... Потому что они хотят стать настоящими мужчинами.

10.Дидактическая игра «Я - мальчик, я - девочка»

Цель: развивать у детей умение ориентироваться в стереотипах женского и мужского поведения.

Дети в свободном порядке говорят от своего имени - «я - мальчик, я - сильный, смелый, мужественный, ответственный, ловкий, выносливый, терпеливый, воспитанный ...», «я - девочка, я - хрупкая, нежная, ласковая, ответственная, терпеливая, застенчивая, воспитанная ... »

- Дети заметили вы, что-то похожее между тем, что говорилось о девочках и о мальчиках? ...

- Да, и девочки и мальчики могут быть - сильными, смелыми, терпеливыми, добрыми ...

11.Дидактическое упражнение «Комплименты»

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, осознание преимуществ уважительного отношения друг к другу.

Упражнение выполняется по кругу. Дети, называя соседа по имени, говорят ему комплимент.

Воспитатель. Дети, вы были очень внимательны и добры друг к другу!

13. Беседа  «Моё настроение»

Цель: Знакомство с понятиями «хорошее настроение», «плохое настроение».

Задачи:

Обучающая: учить распознавать положительные и отрицательные эмоции по мимике, графическому изображению, познакомить с понятиями «хорошее настроение», «плохое настроение» через анализ конкретных ситуаций

Развивающая: развивать понимания эмоционального состояния и поступков другого человека с помощью введенных персонажей и умение выражать это словами.

Воспитательная: воспитывать уважение к чувствам других людей

Оборудование: 1. «Волшебное» зеркальце (карманное)

2.Мягкая игрушка «Цветочек», игрушка «Старик Боровик» (или иллюстрации)

3. Атрибуты леса: деревья, листья, цветы (для оформления кабинета)

-Ритуал приветствия

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

Здравствуй, небо голубое! Руки поднять вверх.
здравствуй, солнце золотое! Руками над головой описать большой круг.
Здравствуй, свежий ветерок! Руки в стороны.
здравствуй, маленький цветок! Плавно опустить руки на ковер.

здравствуй, милый мой дружок!

Воспитатель пожимает руку каждому ребенку.

Воспитатель: Ребята давай те посмотрим по сторонам, что необычного в нашем кабинете?

Ответы детей.

Кабинет украшен деревьями, листьями, цветами.

Воспитатель: Мы сегодня попали с вами в лес. Но лес необычный, он волшебный.В нем происходят разные чудеса, необычные встречи. Кого же мы встретим?

 За ширмой имитирующей лесной массив находятся игрушки.

Появляется первый герой – старик Боровик. Играет грустная музыка (Иоган Себастьян Бах – дождь)

Воспитатель знакомит с первым героем: ребята, это старик Боровик. Как вы думаете, какое у него настроение? Правильно, плохое настроение. Как вы догадались? Давайте посмотрим на лицо. Он улыбается? Правильно он не улыбается. А какие у него глаза? Молодцы, глазки грустные, хмурые, невеселые. И брови нахмурил. И головку наклонил. Как вы думаете что у него случилось, ребята? Хотите узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте встанем ребята. И вместе поиграем и узнаем что же у него случилось.

Дети встают в круг возле психолога

Воспитатель проводит физкультминутка «Король Боровик» В. Приходько (с имитацией движений)

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Воспитатель: Вот что оказывается у него случилось. Давайте пожалеем его.

Дети по кругу выражают свое сочувствие: добрыми словами или действиями: гладят игрушку, обнимают.

Воспитатель: Теперь старик Боровик повеселил, а нам пора дальше. Продолжим наше путешествие по волшебному лесу. Ой, кто это? Раздается смех из-за кустов.

Появляется игрушка «Цветочек» с  веселым выражением лица.

Воспитатель: ребята, познакомитесь это цветочек Смешинка, как вы думаете, почему его так называют?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете какое у него настроение? Как вы догадались? Правильно, хорошее настроение. Давайте посмотрим на лицо. Он улыбается? Правильно он смеется. А  какие у него глаза? Молодцы, глазки веселые, добрые, счастливые, солнечные. Головка приподнята, листочки –ручки радостно приветствуют нас.

Правильно, а он вам нравится? Почему?

Ответы детей.

14. Дидактическая игра «Эмоции».

Цель: Формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка - умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Развивать воображение

Ход игры:

Воспитатель:

Бывают чувства у зверей,

У рыб, цветов и у людей

Влияет без сомнения

На нас всех настроение!

-У всех у нас случается так, что нам бывает весело, или мы наоборот мы грустим или злимся, это называется настроение или эмоции. Как вы думаете, от чего меняется наше настроение?

-Настроение меняется от ситуаций, в которых мы с вами можем оказаться. Например, вас похвалили, и у вас стало хорошее настроение, а если вдруг вы плохо поступили и вас за это наказали, то и настроение, скорее всего у вас испортится.

-Посмотрите, на этой странички стоят человечки, которые повернулись к нам спиной, у них у всех разное настроение. Что бы узнать какое, кто- то из вас аккуратно достанет человечка, посмотрит на него, никому не показывая, и постарается изобразить ту эмоцию, которую выражает человечек, а нам с вами ребята надо будет её отгадать. (Ребёнок достаёт человечка, изображает эмоцию, остальные дети отгадывают.)

Воспитатель: Мы открыли с вами всех человечков, давайте, теперь изобразим все вместе эти эмоции.

Дети изображают:

-Радость

-Злость

-Веселье

-Грусть

-Удивление

-Застенчивость

15. Беседа: «Как понравиться людям»

ЦЕЛЬ: Создать единство внешнего облика и внутреннего состояния маленького человека. Развивать самостоятельность.

Содержание:

Каждый человек нуждается в любви людей и желает им нравиться. Взрослые придумали правила, помогающие человеку быть приятным и привлекательным для себя и окружающих, и назвали их «искусством нравиться». Главные правила этого искусства: любить людей; быть красивым и привлекательным; быть добрым и веселым; внимательным и заботливым к людям; уметь слушать своих собеседников; говорить людям комплименты. При этом следует быть искренним в проявлении любви к людям.

Работа над понятиями: вежливость, доброта, искренность, искусство нравиться, комплимент, любовь, собеседник, умение слушать.

Вопросы:

Что значит любить? Кого вы любите?

Что вы делаете для того, чтобы вас любили: мама, папа, друзья, ребята в группе?

Какие добрые слова мы говорим друзьям и близким?

Надо ли проявлять внимание и заботу к воспитателю?

Какими словами мы приветствуем своих знакомых при встрече?

Игра: «Поменяйтесь местами»

 Цель: Развивать ловкость, быстроту реакций, храбрость; воспитывать доброжелательное отношение к миру вообще и отдельным его представителям, близким ребенку.

 Ход:

Дети сидят на стульчиках, выставленных по кругу. Воспитатель стоит в центре круга и говорит: «Поменяйтесь местами те, кто хочет, чтобы его любила мама». Дети пересаживаются. Затем (кто любит своих друзей) и сам садиться на стульчик. Ребенок, оставшийся без места, становится ведущим.

В игре меняются местами по самым различным поводам: любят животных и птиц, помогают бабушке, дружат с дедушкой и т.д.

16. Беседа: «По одежке встречают»

ЦЕЛЬ: Создать единство внешнего облика и внутреннего состояния маленького человека. Воспитание бережного отношения к вещам, самостоятельности в создании собственного имиджа.

Содержание:

Быть аккуратно и чисто одетым – значит уважать людей. Находящихся вокруг. С красиво и хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Соблюдая этикет, мы надеваем тот вид одежды, который наиболее соответствует возрасту, занятию, сезону, компании. Виды одежды: легкая и теплая; весенняя и летняя; осенняя и зимняя; верхняя и нижняя; нарядная и праздничная; ежедневная; спортивная, вечерняя. Одежда также может быть красивой и некрасивой, чистой и грязной, удобной и неудобной, опрятной и неопрятной. Также разделяется и обувь. За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит за сам. Сочетание различной одежды, которую надевает человек, называется костюмом, например пиджак и брюки, жакет и юбка, платье и жакет. Требования костюму: назначение, цветовое решение, сезон года, дополнения, чистота, аккуратность.

Работа над понятиями: аккуратность, внешность, виды и характеристика одежды, костюм, порядок, сезон, цветовое решение.

Вопросы:

Для чего нужна одежда? Какая одежда есть у вас?

Почему платья, рубашки, пиджаки вешают в шкаф на плечики? Где висят пальто и куртки?

Можно ли ходить в стоптанных, рванных тапочках?

Что такое костюм? О чем следует подумать, составляя костюм?

Игра: «Выбери костюм»

Цель: Учить детей правильному выбору костюма. Воспитывать у детей вкус к красивой одежде.

Ход:

Из предложенных иллюстраций и рисунков дети выбирают костюмы для лыжной прогулки, визита в гости, игры и т.п.

Закрепление:Обратить внимание на внешний вид и одежду детей, отмечая, что она красивая, чистая, аккуратная, соответствует сезону. Воспитанников надо приучать следить за чистотой своих шкафчиков, складывать аккуратно одежду. Чтение и обсуждение стихотворений («Модница» А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского) обратит внимание детей на то, как важно для человека совершать красивые и добрые поступки, следить за своей одеждой и внешностью.

17. Беседа «Моя семья»

Цель: формирование у детей представлений о семье, её членах.

Задачи:

1.Учить составлять рассказ о членах своей семьи.

2.Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье.

3.Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас в нашей дружной группе.

Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, от нашей встречи

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент.

Ребята, тема недели у нас «Моя семья» Вы знаете что такое семья?

Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра. Но ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья и сёстры. Если у человека много родственников – значит у него большая семья.

Семья должна учить, любить!

Жалеть и вежливыми быть!

Когда семья такою станет,

Другая жизнь сразу настанет

Ребята, а у меня для вас есть ромашка. А ведь ромашка – это символ семьи и она не простая, а с загадками. Давайте сорвём лепесток и отгадаем загадку:

1.Кто всегда со всеми ладит, шьёт, пирог готовит, гладит.

Никогда не отдыхает, ни о чём не забывает, поцелует, приласкает.

За плохое поругает

А потом сто раз простит

Когда болеешь, то не спит?

(мама)

А расскажите ребята, какая у вас мама?

Давайте сорвём лепесток, хочется услышать про кого будет следующая загадка?

2.Он за меня готов сразиться с драконом огнедышащим, большим

И если надо будет биться

С морским чудовищем самим

Я так ценю его заботу

Я с ним как будто в ярком сне

Жаль, в понедельник на работу

Пора ему, и в садик мне.

(папа)

Ребёнок рассказывает о папе и о своей семье.

У моей ромашки есть ещё лепестки.

3.У неё уже с утра очень сложная пора

Внуков в садик разбудить

Завтрак приготовить

И прибраться не забудь

И не хмурить брови.

(бабушка)

Сколько лепестков осталось у ромашки? (3)

Прочитаем, что написано на этом лепестке.

4.Он такой заводной

И совсем не старый

Он гуляет со мной

Утром по бульвару

Он приходит за мной

В садик вечерами

Он такой озорной

С белыми усами.

( дедушка)

Ребёнок рассказывает о дедушке и о своей семье.

Ребята, а чей рассказ мы ещё не слушали о семье?

Дети рассказывают о своей семье.

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

Ну а это-я,

Вот и вся моя семья!

Итог. У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого – то меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы - самые счастливые дети на свете.

18. Беседа по сюжетной картине «Семья».  Цель: дать представление о различных родственных отношениях в семье (я, внук, сын, брат и т.п.) ;

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о самом

дорогом, что может быть у человека, о семье. Кто может из вас объяснить,

что означает слово «семья»? (ответы детей).

Воспитатель: Да, семья - это близкие, родные друг другу люди, чаще всего

они живут вместе. Поговорим о том, с кем вы живете. Пусть каждый по

очереди расскажет о своей семье, о близких ему людях. ( Рассказы детей).

А теперь, посмотрите и скажите, что нарисовано на картине?

Что за люди здесь изображены?

Можно ли назвать их семьей?

Каждого из этих людей связывают с другими невидимые ниточки,

называются они родственными отношениями. Например, мальчик и девочка

называют эту женщину – «мама», а мужчину « папа».

 А как называет мама мальчика?

Дети: Сын, сынок.

Воспитатель: А девочку?

Дети: Дочка, доченька.

Воспитатель: А кем доводиться бабушке этот мальчик?

Дети: Внуком, внучком.

Воспитатель: А девочка?

Дети: Внучкой, внученькой.

Воспитатель: Все правильно, молодцы!

19. Ситуативный разговор «Кто мы»? Цель: показать отличие от других людей ( по имени, возрасту, полу и др.);

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришла кукла Маша. Наша гостья хочет

выяснить, хорошо ли вы знаете самих себя. Куклу Машу, например,

интересует кому, сколько лет, кто из вас мальчик, а кто девочка, кто сынок, а

кто дочка, кто внук, а кто внучка, кто похож на маму, а кто на папу.

 А теперь расскажите, кому вы кем доводитесь.

Ребенок: Я девочка Вика, мне 4 года, я папина и мамина дочка, дедушкина и

бабушкина внучка.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо рассказали о себе, кукла Маша

благодарит вас за приятно проведенное время и прощается с вами. (Кукла

уходит).

20.Игра-ситуация «Карусели». Цель: вызвать у детей интерес к собственной личности.

Воспитатель: Представьте, что мы с вами отправились кататься на

каруселях вместе с родителями.

Я буду выполнять роль мамы, а самого смелого мальчика выберем на роль

папы. Мама и папа приглашают вас на карусели. ( «Папа» вместе с

воспитателем подходит по- очереди к каждому из детей и спрашивает:

«Сашенька, сынок, хочешь кататься на каруселях? Тогда иди к нам».

Сашенька дает руки воспитателю и они уже втроем дают руку следующему

ребенку. Так собираются в общую цепочку « родители» и все дети. Цепочка

замыкается и образуется круг.)

Ели- ели, ели- ели

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

 Карусель остановите.

Раз- два, раз- два,

Вот и кончилась игра.

( Затем, на роль папы и мамы выбираются другие дети и игра повторяется

снова. После окончания игры, дети благодарят своих родителей.)

21. Беседа « Мамина красота». Цель: воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

Воспитатель: Даже если мама не похожа на первую красавицу, все равно она

самая красивая. Послушайте строчки из песни:

Красивые мамы, на свете вас много,

В глаза вы глядите открыто и прямо.

В какую бы даль не звала нас дорога,

Нас всех провожают красивые мамы…

(А. Богомазов)

Воспитатель: Но для нас не очень важно, чтобы у мамы было красивое лицо.

Гораздо важнее, чтобы она была доброй, понимала и любила нас. А когда

мама улыбается, она красивая?

Улыбка, которая идет от души, всегда украшает человека.

Этюд «Маме улыбаемся».

Воспитатель: Давайте и мы с вами улыбнемся маме. Вставайте в кружок.

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся - вот так!

Маме улыбаемся - вот так!

(В. Агафонников)

22. Игра « Найди свою маму». Цель: воспитывать любовь и уважение к самому родному человеку – маме.

Воспитатель: А теперь встаньте парами: мальчик и девочка. Запомните свою

пару. Девочка из пары будет мамой. Пока звучит музыка, вы можете свободно

двигаться по комнате, танцевать. Как только музыка умолкнет, вы должны

быстро найти свою «маму». (Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель: Наверняка каждый из вас хочет, что бы его мама была добрая,

улыбчивая, ласковая. Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы

помочь маме?

Дети: Помыть посуду, сложить аккуратно свою одежду, поставить на место

игрушки.

Воспитатель: А еще чем мы можем порадовать маму? (ответы детей).

24. Игра «Назови ласково». Цель: формировать у детей представление о семье, продолжать развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Дочь – доченька, дочурка.

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка, сестричка.

Брат – братишка.

Внук – внучок.

Внучка – внученька

Педагог: Молодцы, ребята! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.

25. Беседа  «Папы – Вы наши Защитники»

Цель:

- Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство  гордости и радости за благородные поступки родного человека; развивать речь, воспитывать желание читать и слушать стихи; играть.

Ход:

Воспитатель: Ребята, скоро мы будем отмечать праздник « День Защитника Отечества». Этот праздник  настоящих мужчин, наших защитников.

- Как вы думаете, кто такие защитники? (ответы детей)

 Правильно, это ваши папы, дедушки, которые в свое время мужественно защищали нашу Родину, служили в армии.

- Сейчас Катя прочитает стихотворение об Армии (читает стихотворение)

Нашей  Армии любимой

День рожденье в Феврале,

Слава ей, непобедимой,

Слава миру на Земле!

- Ребята, посмотрите на плакат, кого вы видите на этих фотографиях? (папы, дедушки)

- Дима, покажи фотографию своего папы, как его зовут? (спросить 3-4 детей).

- Ребята, у ваших пап разные имена, но у них не только разные имена и фамилии, у них разная внешность. И одеты они в разную одежду, которая называется «военная форма».

Посмотрите, она отличается друг от друга: у Диминого папы морская форма - он служил на флоте. А у папы Дениса форма пограничника – он, служил на границе нашей Родины.

- Молодцы, все о папе знаете. Очень вы своих пап любите! А как вы думаете, ваши папы любят вас? (Да)

 - А как  вы об этом догадались ? (Они нас обнимают, целуют, играют.)

- А в какие игры играют с вами папы? (Футбол, читают книги, играют с машинками.) 

- А чем еще интересно заниматься   с папой? (Гулять в парке, кататься на машине, ездить  в цирк и т.д.)

- Ребята, какие у вас хорошие папы, они вас очень любят.

- А еще у вас есть дедушки. Когда они были молодыми, тоже служили в армии. У кого-то дедушка был танкистом, а у меня - летчиком, он летал на самолете (показ  фото).

- А сейчас давайте поиграем в игру «Летчики». Скажите, где летают самолеты? (Высоко в небе.)  Вы будете пилотами самолета.

Игра:

Расправьте «крылья», заведите «мотор»:«ж – ж - ж», летим…

Самолет летит,

Самолет гудит:

 «У – у – у – у!»

Я лечу в Москву!

Командир – пилот

Самолет ведет:

 « У – у – у – у!»

Я лечу в Москву!        (Найденов )

Наши дедушки и папы были сильными и смелыми, они защищали нашу Родину. Сильный человек  - не обидчик, он – защитник. Когда вы подрастете, тоже будете сильными защитниками своей семьи и своей Родины.

26.Игра «Добрые слова» Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Семья»,воспитывать чувство любви ребенка к семье

Педагог: Ребята, посмотрите, вот какой у меня есть волшебный мешочек. Давайте наполним его добрыми, ласковыми, нежными словами для своей семьи. Я открою мешочек, и ваши добрые слова будут наполнять его.

Мама, какая?

Дети: Добрая, хорошая, красивая, заботливая.

(Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы).

Педагог: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая?

Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная, любимая.

Педагог: Когда мама модно одевается, какая она?

Дети:  Красивая.

Педагог: Когда мама улыбается, смеётся, какая она? 

Дети: Весёлая.

Педагог: Когда мама заботится о вас, какая она? 

Дети: Заботливая.

Педагог: А папа, какой?

Дети: Смелый, заботливый, умелый, красивый, весёлый, сильный.

Педагог: Бабушка, какая?

Дети: Добрая, заботливая.

Педагог: А дедушка, какой?

Дети: Хороший, веселый, добрый

Педагог: Молодцы, ребята! Вот сколько чудесных слов собрали мы для своей семьи в волшебный мешочек.

27.Игра «Солнышко и тучка» Цель: воспитывать чувство любви ребенка к семье, желание заботиться о своих близких, радовать их.

Педагог: Посмотрите, у вас в корзиночках лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое настроение, разочарование, то – тучку.

Вы помогли маме вымыть посуду?

На прогулке испачкали куртку?

Убрали за собой игрушки?

Подрался с другом?

Заботишься о бабушке, она заболела?

Разбил мамину любимую вазу?

Помог брату (сестре) одеться?

Поздравил дедушку с днем рождения?

Педагог: Я надеюсь, что вы не огорчаете и никогда не будете огорчать своих родных.

Так, что же такое семья? Кто из вас может ответить? Как родные люди должны жить в семье? Как вы должны относиться к своим родным?

(Ответы детей)

28. Беседа «Мы – маленькие граждане большой страны»

Цель: Довести до сознания детей, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. Закрепить знания детей о символах России

Ход

(Дети входят в группу под песню В. Шаинского «Улыбка»).

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей. Мы с вами знаем, что при встрече вежливые люди говорят… «Здравствуйте!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

- Доброе утро, - нам шепчут цветы,

- Доброе утро, - журчат ручейки,

- Доброе утро солнцу и птицам,

- доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя, соседу в глаза, подарит ему добрую и приветливую улыбку.

- Какая фигура получилась? (Круг)

- Какие еще вы знаете предметы круглой формы? (Солнце, колесо, шар, часы и т. д.)

- Что это такое? (Глобус)

- Он какой? (Круглый)

- На что он похож? (На шар)

Это земной шар, модель нашей Земли. Посмотрите, сколько на нем много разных стран, морей и океанов.

- Как вы думаете, на нем есть наша страна? (Да)

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Назовите главный город России. (Москва)

Россия большая и красивая – это наша Родина.

Ребята, у нашей страны тоже есть свои отличительные знаки, т. е. символы – это флаг, герб и гимн.

Посмотрите на флаг, он прямоугольной формы и состоит из 3-х полос. Верхняя полоса – белая, она напоминает нам о русской зиме, снеге, о белых березах, о ромашках. На что похожа синяя полоса? (ответы детей).

-Правильно, ребята, она похожа на синее небо, синие реки и моря.

- А что означает красный цвет на флаге России?

Красный цвет на Руси считался самым красивым. Это цвет тепла и радости, цветущих цветов.

- А сейчас я предлагаю вам, ребята поиграть. Проводится игра «Составь флаг».

(дети собирают целое изображение флага из частей)

29.Чтение стихотворения В. Степанов «Что мы Родиной зовём»
Цель:
  расширять представления детей о родине, стране.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём. 

30. Беседа «Мой любимый город»

Цель: познакомить детей со своим родным городом, в котором они живут.

Задачи:

Учить называть родной город

Формировать представление детей о родном городе, подвести к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин.

Развивать познавательный интерес к своему городу.

Развивать память, умение анализировать, делать выводы.

Обогащать и активизировать словарь детей существительными такими как: дома, машины, парк, стадион, улица и т.д.

Ход:

Стук в дверь заходит кукла-почтальон дядя Степа и вручает письмо.

В. Дядя Степа принес нам письмо, сейчас откроем и узнаем, что там написано.

Его не обнять руками,

Его не измерить шагами.

Оно, словно чаша большая,

Оно без конца и без края.

Он солнцем озаренный.

Город наш зеленый.

Город наш красивый.

В. Это стихотворение, про город!

В. Дети, а вы знаете, как называется наш город?(Да!)

В. А как? (город Саратов)

В. Я кое-что заметила. Посмотрите сюда, дети. (Дети подходят к столу с иллюстрациями). Как вы думаете, что изображено на картинках? (Это-город!)

В. Правильно! Это - наш город. Посмотрите внимательно. А что здесь есть? (Дома)

В. А какие они? (Высокие и низкие)

В. А можно сказать, дома - многоэтажные и одноэтажные.

В. А рядом с домом, что находится? (Дорога)

В. А ещё дорогу в городе называют- проезжая часть. По проезжей части едет автотранспорт.

В. А какой бывает автотранспорт? (Машины, грузовики, автобусы, такси, скорая помощь, пожарная машина).

В. Есть и для пешеходов дорожки. А вот и парковая зона, где гуляют и отдыхают.

В. Ребята, а сейчас физкультминутка «Наш город» (дети встали в круг, звучит музыка ).

Множество домов, парков,

скверов, улиц. (Дети делают повороты вправо-влево)

Люди ходят не спеша, (Ходьба на месте )

Машины мчатся туда-сюда. (Имитация руля, надавить кнопку )

Всё это наш любимый город! (Руки развести в стороны и улыбнуться ).

В. Дети почтальон дядя Степа предлагает отправиться на экскурсию по нашему городу. Садитесь удобнее!

В. Дети, где мы очутились в конце нашего путешествия? (В детском саду )

В. А вам, понравилось путешествовать по городу? (Да ) А, где мы были? (Гуляли по улицам города, были возле кинотеатра, сквера «Победы», на стадионе, на станции ). Молодцы!

В. Ребята, вам понравилось путешествие с дядей Степой? (Да )

В. Дети, но почтальону дяде Степе пора идти дальше письма разносить. Скажем ему до свидания!

В. На этом наше -путешествие закончилось.

31.Чтение стихотворения В. Орлов  «Здравствуй, Родина моя»
Цель: формировать у детей представление о малой родине, о родном городе.
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

32.Дидактическое упражнение «Скажи со словом «городской»

Цель: формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам; развивать память, речь; воспитывать уверенность в себе.

Ход упражнения:

Педагог просит детей называть слова со словом «городской»:

Транспорт  - городской транспорт,  квартира – городская  квартира,

дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.     

33.Беседа: «Мой дом  - Саратов»

Цель: формирование чувства сопричастности к родному дому.

Стихотворение недели: Вот какой красивый дом,

в этом доме мы живём.

Воспитатель: А мы ведь с вами тоже можем сделать свой город. Посмотрите, что нам Даша принесла в конвертике. (достаю из конверта заранее вырезанные картинки с изображением домов и машин). Здесь есть разные дома, машинки.(рассматриваем картинки с большими и маленькими домами, машинами). А сейчас мы можем наклеить их на большой лист бумаги – это и будет наш город.

Дети наклеивают домики на лист ватмана.

Воспитатель: Вот какой большой и красивый город у нас получился.

Даша: - Молодцы, ребята, мне было очень приятно оказаться у вас в гостях. Вы очень много знаете о своей стране, о своем городе. А сейчас мне пора путешествовать по другим странам. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Даша! Молодцы, ребятки, вы всё правильно рассказали Даше о нашем любимом городе Саратове,  в которой вы родились. А сейчас Даша поедет путешествовать, а мы с вами поиграем в нашем городе.

(Проводятся дидактические игры «Найди самый большой дом», «Найди только маленькие дома», «Покажи одинаковые домики» «Проведи дорожку»)

34. Дидактическое упражнение «Кто подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города  Саратов; воспитывать любовь к родному городу.

Ход упражнения:

Педагог называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Саратов  (красивый, большой, уютный, любимый, река Волга, Городской парк культуры и отдыха,  цирк и т.д.).

35. Фотовыставка «Прогулки по любимым местам нашего города»

Цель: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой город, желание сохранять чистоту, порядок в своем городе.

Ход занятия:

В гости к детям приходит кукла Даша – путешественница.

-Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: -Здравствуй, Даша! Как ты здесь оказалась?

Даша: -Я путешествовала по свету, побывала во многих городах и заблудилась. Скажите мне, в каком городе я оказалась?

Воспитатель: Даша, сегодня мы с ребятами здесь как раз и собрались для того, чтобы поговорить о нашем родном городе.

Воспитатель: На этой большой планете,

                        В огромной такой стране

                        Есть город один на свете,

                        Который так дорог мне.

Даша: - Ребята, а как называется ваш город?

Дети: - Саратов

Воспитатель: - Правильно, ребята, наш родной город называется Саратов.

Воспитатель: Посмотри, Даша, наши ребятки принесли фотографии, на которых изображены любимые места для прогулок по нашему городу. Сейчас  мы их посмотрим и расскажем тебе о нашем любимом городе.

 Дети рассматривают коллаж «Прогулки по любимому городу» и рассказывают Даше о любимых местах для прогулок.

36. Игровое упражнение «Продолжи»

Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание;

закреплять знания о достопримечательностях  города Саратова; воспитывать уверенность в себе.

Материал: открытки с изображение достопримечательностей. 

Ход упражнения:

Педагог начинает фразу, дети заканчивают:

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

Наш город славится заводом по изготовлению …

Завод называется …

В нашем городе есть памятники …

В нашем городе много….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию речевой деятельности детей в подготовительной группе компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(2 год обучения)

Перспективный план работы логопеда по развитию речевой деятельностив подготовительной группе компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р.( 2 год обучения) направлен на формирование лексико - граммати...

Перспективный план работы в логопедической группе для детей с ОНР

В перспективный план работы включены основные разделы работы логопеда в подготовительной к школе группе по обучению грамоте, формированию звукопроизношения и лексическим темам....

Перспективный план работы по формированию экологической компетентности детей дошкольного возраста

Перспективный план позволяет планировать работу по месяцам года, полностью учитывает возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Содержит раздел "Взаимодействие с родителями"...

перспективный план по развитию ручной моторики у детей с ДЦП

перспективный план на год по развитию ручной моторики у детей, страдающих детским церебральным параличом...

Перспективный план "Хлеб- всему голова"

Перспективный план "Хлеб- всему голова" Вторая младшая группа...