зима
статья (младшая группа)

Беседа с детьми о приметах времени года зима

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Составление описательного рассказа на тему «Зима» в старшая  группе детского сада

Описание: конспект НОД предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ для проведения бесед на зимнюю тематику. Конспект можно использовать для работы полностью, или фрагментарно.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.                                                                                                            Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима»                       Цель: развитие навыков творческого рассказывания.

Задачи:

1. Развивать умение детей при составлении описательного рассказа использовать образные слова и выражения, опираясь на полученные ранее  знания и представления.

2. Содействовать совершенствованию навыков монологической речи детей.

3. Создать условия для развития умений детей подбирать определения к заданным словам.

4. Совершенствовать умение составлять предложение в игре «Живые слова».

5. Воспитывать любовь к родной природе.

Предварительная работа:

- рассматривание картин и иллюстраций на тему «Зима»

- просмотр слайдов по теме занятия,

- рисование, аппликация на тему «Зима»

- наблюдения за зимними явлениями во время прогулок,

- беседы о корме для птиц, изготовление кормушек. Угощение пернатых друзей, наблюдение за птицами;

- экскурсия в зимний лес,

- экспериментирование с водой, снегом и льдом,

- чтение рассказов о зиме,

- повторение загадок, пословиц, народных примет о зиме.

Материалы и оборудование:

- выставка репродукция картин И.И. Шишкин «Зима», «Зима в лесу» («Иней»), В.Г. Цыплаков «Мороз и солнце»;

- выставка иллюстраций на тему «Зимняя природа»;

- схемы составления рассказа (несколько вариантов);

- магнитофон, аудиозапись классика малышам А. Вивальди «Времена года. Зима. Февраль»;

- маленькая пушистая снежинка, игрушки заяц и белка;

- блокнот и ручка для записей рассказов.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети предлагаю вам несколько минут послушать музыку, затем каждый из вас выскажет своё мнение: о чём рассказывает вам музыка, что услышали вы в звуках музыки.

Ответы детей: зима, ветер, метель, снег кружится….

Воспитатель: верно, это произведение так и называется «Времена года-Зима-Февраль», написал зимнюю музыку композитор Антонио Вивальди. О зиме написано много волшебной музыки, красивых картин и стихотворений. Предлагаю вам одно из стихотворений русского поэта Ивана Сурикова прочитать и обыграть.

Белый снег, пушистый- «фонарики» - вращение кистями рук

В воздухе кружится

И на землю тихо – «фонарики»- медленно вращая кистями рук, опускаем вниз

Падает, ложится.

И под утро снегом – руки вперёд ладонями вниз, «разглаживаем» перед собой поле 

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой – руки поднять вверх, сложить над головой «треугольником»

Принакрылся чудной

И заснул под нею – ладошки под щёку, глаза закрыть

Крепко, непробудно…

Стали дни короче – руки перед собой, ладони слегка разводим

Солнце светит мало – пальцы раскрыты веером (солнце), руки поднимаем вверх, и быстро опускаем

(на каждую строчку дети изображают руками то, о чём говорится в стихотворении, можно импровизировать)

Действия воспитателя

Действия детей

Предполагаемый результат

Сегодня мы будем придумывать красивые рассказы о зиме. Давайте уточним, чем отличается зима от других времён года?

Зимой холодно, снежные сугробы, деревья стоят голые, часто идёт снег.

Заинтересовать детей темой.

Что происходит с водой в реках, озёрах и прудах?

Вода превращается в толстый прозрачный лёд, замерзают реки, укрыты снегом и льдом.

Дети понимают что происходит в морозы с водой.

Какими словами можно сказать о погоде зимой?

Холодная, морозная, снежная, метельная, солнечная, пасмурная.

Дети знают признаки зимой.

Как живётся деревьям зимой!

Деревья грустные, прячутся от мороза в снежные шубы и шапки, спят под снегом, укрывшись снегом отдыхают.

Дети высказывают свои предположения, что происходит с деревьями зимой.

Как живут зимой птицы и звери!

Птицам и животным в большой мороз холодно, животные добывают себе корм, много двигаются.

Дети понимают , что птиц и животных нужно подкармливать зимой.

Достаёт снежинку, которую предварительно спрятала так, чтобы дети не сразу её заметили. Ой смотрите-ка, снежинка наверное, она хочет, чтобы мы шепнули ей словечко. Предлагаю шепнуть снежинке словечко о том, какой бывает снег. Позвольте мне  начать. Моё слово: искристый. Передаю снежинку вам, а вы друг другу.

Холодный  , блестящий, пушистый  . Мокрый, липкий   , мягкий, твёрдый,     рыхлый, разный,     хрустящий, белый,      разноцветный под      лучами солнца.

Дети так   заинтересовала игра, что им захотелось её продолжить, и перечислять дальше.

Ах, какие молодцы, сколько снежных слов назвали, пусть снежинка остаётся с нами. А вам предлагаю встать и погулять по снегу. Представьте: снег только что выпал, глубокий, мягкий, пушистый. Шагаем по сугробам. Легко идти? Весело или грустно.

Легко, весело.

Детям нравится представлять, что они идут по вымышленному снегу.

Погода менялась, небо ясное, выглянуло солнце, ударил морозец, шагаем по расчищенной дорожке. Представили? Что слышите, когда шагаете по снегу в ясную, морозную погоду.     

Снег хрустит, скрипит.

Детям ещё что-нибудь хочется  ответить, кто-то сказал, что «поёт» песенку.

Какими словами вам хочется сказать о зиме, какая она:

Снежная, морозная, холодная, вьюжная, сверкающая, блестящая, печальная, грустная, весёлая. Длинная, скучная.

Дети активно включаются к перечисленным признаков зимы.

Много назвали разных, красивых слов о зиме, о зимней погоде. Кто хочет сам составляет рассказ без подсказки, всем желаю успеха. Обязательное условие: в рассказе описать какая погода, какое солнце, какой ветер, какой снег. Используйте в своих рассказах те слова, которые мы с вами подобрали. Говоря о снеге, о погоде, о зиме. Посмотрите, что это у меня.

Блокнот, ручка.

В красивый блокнот красивой ручкой я буду записывать ваши красивые рассказы. Самые лучшие рассказы напечатаем, нарисуем к ним рисунки и оформим в книжечку для родителей, чтобы мамы и папы увидели, как много вы умеете, какие вы талантливые.

Дети внимательно слушают, и ждут чтобы начать рассказ.

Дети составляют рассказы: один ребёнок рассказывает, остальные слушают, если требуется, помогают, подсказывают красивые слова.

Дети составляют рассказы: один ребёнок рассказывает, остальные слушают, если требуется, помогают. Если рассказы длинные, выслушать 2 – 3 детей.

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.

Динамическая пауза «Зима»

На улице зима – разводим руки в стороны

Ух, стало холоднее – поглаживаем себя, «дрожим»

Однажды нам нужна значительно теплее – грозим указательным пальцем

Чьи варежки?- руки вперёд, поглаживаем

Мои! – руки к себе

Чья шапочка? – руки к голове

Моя! – руки к себе

Чей шарфик? – руки к шее

Мой!- руки к себе

Пойдём гулять скорей с тобой – находим пару и шагаем, «гуляем» по группе

Хорошо зимой гулять

В зимнем лесу тишина и покой

А нам пора возвращаться домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....