Методическая разработка - Проект "Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей"
методическая разработка

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_teatralizovannaya_deyatelnost.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

            Проект

Тема: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей»

                              Автор проекта

                                                       Серкина Елена Владимировна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 30

Приморского района Санкт-Петербург

         

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

          Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

          Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

         Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как одну из  основных тем  своей деятельности я выбрала: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей».

          Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.   Дошкольники с  удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

            Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

           Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу,  пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

   В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.   Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

            Работая над этим проектом  поняла, что  педагогу необходимо артистические качества, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе.

          Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

          Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

      Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений.

     Сюда относятся: артикуляционная гимнастика; упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса.  Таким   образом, театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей.

     В проект активно включены родители. Они с охотой помогали. Для них были размещены консультации:      

Информационная часть проекта

Автор проекта: Серкина Елена Владимировна

Название проекта: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей»

Должность и место работы: воспитатель ГБДОУ детский сад № 30 Приморского района Санкт-Петербурга

Актуальность проекта:

Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь  ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.  

Цель:

  • Развитие связной, выразительной речи у детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
  • формировать грамматический, лексический строй речи;
  • развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
  • продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
  • продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
  • продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
  • пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;
  • воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать умение воплощать услышанное в инсценировках;
  • создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей развитие речи детей дошкольного возраста.

Участники проекта:

1. Дети всех возрастных групп

2. Родители.

3. Педагоги.

Тип проекта - творческий

Срок реализации – октябрь-ноябрь 2020 г.

Этапы проекта:

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап.

Ожидаемый результат:

  • Разработана система развития речи детей через театрализованную деятельность;
  • Создана развивающая предметно-пространственная среда;  
  • Повышение активности родителей в жизни группы.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста

включает в себя следующие разделы:

  • игры в кукольный театр;
  • игры- драматизации;
  • игры- представления (спектакли);
  • плоскостные и теневые театры.

Значение театрализованной деятельности:

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • совершенствует артикуляционный аппарат
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • дети получают эмоциональный подъём
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • позволяет формировать опыт социального поведения
  • стимулирует активную речь

Содержание деятельности:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Чистоговорки и скороговорки
  • Упражнения на воображение
  • Упражнения на имитацию движений
  • Упражнения на активизацию словарного запаса
  • Упражнения на интонационную выразительность
  • Упражнения на формирование разговорной речи
  • Упражнения на речевое дыхание
  • Игры со словами и без слов
  • Театрализованные игры с героями:
  • Этюды
  • Инсценирование сказок
  • Показ театрализованных представлений

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

План реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

- анкетирование родителей;

- планирование основных мероприятий.

2.  Основной этап:

Чтение сказок, художественных произведений

Рассматривание иллюстраций о театре

Беседа с презентацией «Театральный этикет»

Викторина «Герои сказок»

Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д.

Показ театра в каждой возрастной группе.

Этюды с настольными куклами «Три поросёнка», «Козлик», «Заинька»;

Конусный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса»

Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…»

Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»;

Кукольные спектакли: пальчиковый театр «Три поросёнка», Театр-рукавичка «Теремок», «Маша и медведь».

Комплекс игр «Развиваем речь, играя»

Анкетирование «Сказка и дети»

Наглядная информация «Роль сказки в развитии развитие детей дошкольного возраста »

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

3.Заключительный этап.

- показ театра теней с участием детей подготовительной группы «Колобок»

- показ НОД с детьми младшего возраста по теме: «В гости к сказке» (итоговое мероприятие)

- подведение итогов

- публикация отчетов о работе на сайте воспитателя и ДОУ

Оценка эффективности проекта:

-положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;

-повысился интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности;

-обогатился игровой опыт детей;

-повысилась активность родителей воспитанников, проявляющаяся  в участии в жизни детей в  группе (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, изготовление пальчиковых театров, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей);  детско-родительские отношения оптимизировались, улучшилось качество воспитательного-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игровая деятельность как средство развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"

в данном учебно-методическом комплексе Вы сможете ознакомиться с теоретическими основами развития КГН у детей раннего возраста и с проектом по развитию данных навыков у дошкольников...

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...

Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

В методической разработке приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе рассматривается как средство развитие их речи. Это обусловлено рядом причин: во-первых, в воспитании дошколь...

Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

В методической разработке художественная литература расматривается как средство развитие речи у детей дошкольного возраста. Это обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобще...

Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуля...

Методическая разработка Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...

Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста.»

Актуальной проблемой в настоящее время является формирование коммуникативных навыков общения в дошкольном возрасте. Это связано с одной стороны, с особенностями социального окружения ребёнка, в которо...