"Фольклор в работе с детьми"
консультация (младшая, средняя группа)

Козлова Виктория Леонидовна

Эмоциональный контакт с ребенком - важная составляющая в общении взрослых и детей. Используя фольклор, мы создаем атмосферу дружелюбия и доверия, помогаем ребенку освоиться в этомбольшом и не всегда знакомом (привычном) мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_rabote_s_detmi.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Фольклор в работе с детьми» 

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали») вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – это жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости. С помощью фольклора можно увлечь детей, привить любовь к русскому языку.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «с молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

В часы утреннего приема можно использовать маленькие песенки - потешки с конкретными детскими именами («Как у нашей Катеньки», «Ехал Ваня», «Васенька – дружок»). Речевой материал должен быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту.

В момент одевания или раздевания детей можно использовать песенки – пестушки, небылицы шутливого содержания («Сорока», «Дед Данила», «Шла кукушка», «Пастушок - дружок»).

Укладывая детей спать, следует использовать небольшие колыбельные песенки, напевая их негромко, нежно, напевно. («Ай, котик», «Баю, баю», «Дрема»и др.)

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.

Например:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

Во время режимных моментов, например, во время умывания, потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды…»

«Кран, откройся

Нос умойся…»

«Водичка, водичка, умой Ване личико…»

Помогает потешка и в процессе кормления:

«Умница Катенька

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую…»

«Ай ту-ту-ту-ту!

Не вари кашу круту…»

Во время одевания на прогулку:

«Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки;

Этот - с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот так хорошо».

Малые формы фольклора используются и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показываем, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаем процесс умывания словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Антошке». Или: «Водичка, водичка, умой Андрюше личико». Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса…»

При чтении потешки «Расти, коса» можно предложить кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей возникает образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передают чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождаются текстом. Эта же потешка призывает детей к послушанию.

Для укладывания детей спать существует множество потешек и попевок: «Вот и звери спят…», «Спи, усни дитя Ванюшенька…» Попевка «Баю-баю, баю-бай, ты собачка не лай…» имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.

Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».

«Топ – топ по земле –

Ведь земля – то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша»

С использованием фольклора развиваю двигательную активность детей: «Большие ноги шли по дороге…», «Скачет зайка маленький около завалинки…»

В потешке «Пальчик – мальчик, где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…»

Особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения), познавательной деятельности.

Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...

Использование сказки как жанра детского фольклора в работе с детьми подготовительной группы. Из опыта работы.

В данной статье расссматривается сказка как особый жанр  устного народного творчества, используемый наиболее часто в дошкольном учреждении. В рамках проекта "Детское книгоиздательство" на примере...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...

Опыт работы: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ  К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»                     ...