Рекомендации для воспитателей ДОУ: «Этапы организации непрерывной образовательной деятельности. Ошибки при моделировании»
методическая разработка

Гнездило Юлия Викторовна

Рекомендации для педагогов. Буду рада, если они помогут вам в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_vospitateley_dou.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей ДОУ:

«Этапы организации непрерывной образовательной деятельности. Ошибки при моделировании»

Мотивационный этап (Создаем условия для возникновения внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности)

Ориентировочный этап (Осознание, уточнение, формулирование целей деятельности, подбор средств)   

Исполнительский этап (Реализация самой деятельности через соответствующие действия, получение результата, подведение итогов)  

Рефлексивный этап («Взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)

Перспективный этап (Выход на самостоятельную деятельность детей)

На что опираться при конструировании НОД?

  • ООП ДО
  • ФГОС ДО
  • Образовательные области
  • Виды детской деятельности
  • Технология

Вариант оформления конспекта НОД № 1

Программа ДОУ с учетом УМК……_______________________

Возрастная группа ____________________________________

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):   ____

Тема НОД: _____________________________________________

                           (с указанием ведущей образовательной области и программной области)

Цель: _____________________________________________

Задачи: _____________________________________________

                               (развивающие, воспитательные, обучающие)

Виды деятельности: ____________________________________

Оборудование: _________________________________________

Предварительная работа: _______________________________

Этапы организации НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Мотивационный этап

Взрослый предъявляет детям проблемную жизненную или игровую ситуацию, требующую разрешения не столько через получение знаний, сколько через тот или иной вид деятельности

Дети эмоционально откликаются на ситуацию, проявляют желание её разрешить

Ориентировочный этап

Взрослый подводит детей к осознанию и формулированию цели деятельности чаще всего с помощью подводящего диалога

Дети формулируют свою цель в данном виде деятельности (что нужно сделать для разрешения ситуации). Причём для каждого

вида деятельности будет своя цель

Исполнительский этап

Взрослый организует выполнение детьми различных действий, обусловленных целью. Взрослый может предъявить «знание» сам или организовать его получение через анализ объекта посредством подводящего диалога

Дети выполняют действия либо по образцу, либо творчески. Дети рассматривают объект, воспринимают новые «знания» и формулируют суждения

Рефлексивный этап

Взрослый подводит детей к осознанию своего эмоционального состояния чаще всего с помощью побуждающего диалога (Что сегодня вам особенно понравилось? Что было интересным? Что вызвало затруднение?)

Каждый ребёнок описывает свои эмоции

Перспективный этап

Взрослый подводит детей к тому, чтобы применить полученные первичные представления и умения в самостоятельной деятельности. (Ребята, сможете ли вы навести порядок у себя в комнате? Кому вы расскажете о пользе молочных продуктов?)

Каждый ребёнок сам решает, следовать совету или нет

Вариант оформления конспекта НОД № 2

Программа ДОУ с учетом УМК……_______________________

Возрастная группа ____________________________________

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):   ____

Тема НОД: _____________________________________________

                           (с указанием ведущей образовательной области и программной области)

Цель: _____________________________________________

Виды деятельности: ____________________________________

Предварительная работа: _______________________________

Этапы организации НОД

Распределение времени

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организации РППС

Мотивационный этап

Ориентировочный этап

Исполнительский этап

Рефлексивный этап

Перспективный этап

При постановке цели и задач непрерывной образовательной деятельности необходимо помнить:

Цель всегда одна.  Задачи должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. Формулирование образовательных задач должно отвечать этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам, современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей.

Образовательные задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания в свете ФГОС:

1. расширить знания о..

2. обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира,

3.закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. ( какие-либо программные знания, умения, навыки),

4. «Актуализировать знания детей о …» -«Создать условия для получения детьми знания о …», -«Мотивировать детей к самостоятельному изучению.., - «Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …», -«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения» -«Стимулировать детей к…»

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:

1.«Актуализировать знания детей о …» -«Закрепить в самостоятельной деятельности умение... -«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

 2.«Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности» -«Содействовать усвоению.. ……. овладению…..

Примерные формулировки развивающих задач НОД:

Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций,(мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, всех компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне. Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола: - если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов, «начать работу по развитию…» и т.д. - если функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать развивать …», : «продолжать формировать…», «совершенствовать …» и т.д. -«Развивать умение логически излагать..» -«Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком….. -«Способствовать развитию плавности речи… -«Продолжать развивать умение ….. -«Продолжать развивать…»…

Примерные формулировки воспитательных задач НОД:

Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы. Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола: - если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д. - если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий - «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.

При планировании хода непрерывной образовательной деятельности необходимо помнить: НОД должна включать в себя следующие основные этапы:

- организационный момент;

- актуализацию имеющихся знаний; - сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса;

- сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);

- итог НОД.

- включение физминуток (необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности)

В ходе НОД надо помнить: Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания. Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно. Не спешить отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент. Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»

При подведении итога НОД надо помнить: Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия. «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.

Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.

Не хвалить каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке..», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание- составила свою сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д

При подведении итога НОД надо помнить: Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия. «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.

Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.

Не хвалить каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке..», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание- составила свою сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д

Типичные ошибки при разработке и проведении НОД:

  • формы, содержание, методы и приемы не соответствуют возрасту детей;
  • не предусматривается мотивация и активизация познавательной деятельности воспитанников;
  • не создается атмосфера заинтересованности группы детей выбранным содержанием и видом деятельности;
  • не удерживается интерес детей в течение организованной деятельности;
  • не организуется взаимодействие/ сотрудничество детей группы;
  • не учитывается или не поддерживается активность и инициативность детей на мероприятии.

Самая распространенная ошибка при проведении непрерывной образовательной деятельности – отсутствие возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности (общения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства " Воспитатель года-2016" Конспект непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему" Наша Родина-Россия"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка»   Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2016»  Конс...

РАСПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

РАСПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ...

Технологическая карта (конструкт) организации непрерывной образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Технологическая карта (конструкт)организации непрерывной образовательной деятельности с детьмипо образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»...

Рекомендации по безопасной организации непрерывной образовательной деятельности в физкультурном зале для воспитателей

В данном  материале представлены рекомендации для младшего дошкольного возраста при проведении занятий по физкультуре в зале....

Рекомендации по безопасной организации непрерывной образовательной деятельности в физкультурном зале для воспитателей

В данном материале представлены рекомендации по проведению физкультурных занятий в зале для старшего дошкольного возраста...

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Опыты и эксперименты в лаборатории «Хочу всё знать» Автор НОД: Бурбилова Т.Г. воспитатель высшей квалификационной категории».

Дать понятие о металлах как материале, из которых человек делает разнообразные вещи, ознакомить со свойствами металлов, вызвать интерес к предметам рукотворного труда....

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в группе подготовительного к школе возраста по теме: «краски осени» (художественно-образовательная деятельность).

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в группе подготовительного к школе возраста по теме: «краски осени» (художественно-образовательная деятельность). Автор конспекта НОД: _ З...