Статья для воспитателей на тему:  «Методика проведения ИЗОдеятельности в младших и средних группах  детского сада».
статья (младшая, средняя группа)

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью.

Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, развитию эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств,  развитие личности ребенка.

Большое значение в развитии художественно-эстетического воспитания придается самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности. Все эти задачи реализуются в образовательной ИЗО деятельности, которая включает в себя рисование, лепку, аппликацию.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида:  предметное, сюжетное и декоративное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_izo.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для воспитателей на тему:

 «Методика проведения ИЗОдеятельности в младших и средних  группах  детского сада».

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью.

Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, развитию эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств,  развитие личности ребенка.

Большое значение в развитии художественно-эстетического воспитания придается самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности. Все эти задачи реализуются в образовательной ИЗО деятельности, которая включает в себя рисование, лепку, аппликацию.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида:  предметное, сюжетное и декоративное.

Предметное:

Основная задача обучения рисованию изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
-научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
-научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
-передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
-развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Для каждого возраста раскрываются свои задачи:
задачи обучения в первой младшей группе следующие:
-вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
-познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
-научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
-научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.
     Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования.
Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии. В первой младшей группе дети учились проводить вертикальные и горизонтальные линии без требования к четкости их направления. (рисование ленточек, дорожек, карандашей, дождика) Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки, в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

Формы предмета : овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

Цвет: Эта задача решается при рисовании красками. Краска оставляет яркий след, пятно, которые легко ассоциируются с цветом предмета в жизни.
Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овладением несложными формами - линиями, пятнами, получаемыми кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят на елке», «Трава растет»). Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки - на синем фоне, желтые или красные огоньки - на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем.
Уже с раннего возраста необходимо приучать детей к определенным правилам пользования материалом. Иначе дети будут привыкать к неправильной технике рисования, которая приведет к трудностям при выполнении в будущем более сложных рисунков.

Желательно пользоваться трехгранными карандашами, для правильного захвата пальчиками.

Материалы: гуашь, цветные карандаши - 6 цветов, кисти №10, 12.непроливайки, бумага формата А4, тонированные листы бумаги формата А4, для коллективной работы можно использовать большие форматы (А3, рулон обоев). Наличие наглядности.

 Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

Очень важно с раннего детства приучать принимать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняясь низко над листом бумаги); учить бережно относиться  к материалам (промыв кисточку в воде, после окончания рисования класть на место).Учить держать карандаш тремя пальцами, выше отточенного конца;   кисть – чуть выше железного наконечника. Обмакивая кисть в баночку, снимать лишнюю краску ,прикасаясь ворсом к краю баночки.

Вторая младшая группа

Задачами обучения в этой группе являются следующие:

-научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей;
-научить использованию цвета как художественного выразительного средства; закреплять название основных цветов.
-развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;
-совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками.

Продолжаем работать над тем, как правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения карандашом и кистью во время рисования. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку..
В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям (рисование мячика, яблока, флажка), усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал, круг,  прямоугольник) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине. Изображение предметов, включающих соединение только двух разнородных частей или ритмичное повторение одной и той же формы (например, лучи у солнышка, ветки у елки).
Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. В соответствии с этой задачей подобрана и тематика заданий - рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания.
Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения определенных предметов: красный - для флага, желтый - для солнца, зеленый - для елки, травки и т. п.

Средняя группа.

Задачи:

-продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы;

-формировать и закреплять представления о форме предметов(круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположению цветов;

-закреплять оттенки цветов и добавлять новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый);

-учить детей заштриховывать рисунки карандашом, проводя линии только в одном направлении, не выходя за контур рисунка;

-формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов(кукла, зайчик), соотносить их по величине.

-проводить широкие линии всем ворсом кисти, а тонкие линии - кончиком кисти.

-закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.

Материалы:цветные карандаши -12 цветов; Гуашь-12 цветовкисти: №10, 12,6,8., банки для воды, тряпочки или салфетки, бумага А4, тонированная бумага.

Сюжетное рисование:

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности

Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию.

 Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:
-научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
-научить передавать взаимодействия между объектами;
-научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.
Начинается  со второй младшей группы, где детей учат создавать несложные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на участке), и изображая разнообразные предметы. Учить располагать изображения по всему листу.

Сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.

Задачи сюжетного рисования в средней группе следующие:
изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу;
приобретать композиционные умения (учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба).
Решаются эти задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на изображении предметов, которые они рисовали ранее. Необходимость размещения на одном листе нескольких предметов требует развитой способности анализировать и синтезировать, а также творчески использовать приобретенные навыки.
Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, является, по мнению Е. А. Флериной, тем ритмическим упрощением изображения пространства земли, которое доступно детскому пониманию.
Темы, предлагаемые детям, несложны: дом, около него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.
В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.
В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка - расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету (зеленый - для поляны, голубой - для воды, желтый - для песка и т. д.), и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают).
В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной.

Декоративное рисование.

Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Задачи:

-развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
-развивать чувство цвета;
-развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
-совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

Младшая группа:

Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Средняя группа.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.

 Задачи:
-развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
-развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;
-развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора;
-развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.
Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.
Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.
В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.
Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.

В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ№15 Кравченко Л.В.на тему «Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"

Представляю свой опыт работы«Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском  саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"...

Консультация для воспитателей на тему: «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада.»

Консультация для воспитателей на тему:«Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада.»  ...

Консультация для воспитателей на тему: «Методика проведения физкультурных минуток».

Значение физкультминуток и динамических пауз в процессе образовательной деятельности в детском саду. Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но опыт показал...

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

В документе расписана методика проведения подвижных игр для старшей группы детского сада в виде таблицы, что удобно для распечатки и использования....

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обуслов...