Статья "Роль устного народного творчества в системе нравственно - патриотического воспитания дошкольников"
статья


Предварительный просмотр:

«Роль устного народного творчества в системе нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

Малахова Лариса Анатольевна,

воспитатель МБДОУ №14

Нижнекамского муниципального

района РТ

                                                                                               Великий дар – единожды родиться,

Вдохнуть,

Раскрыть глаза – И на века

Увиденному миру удивиться,

Где дом и поле, роща и река…

                                                                                                                 В. Мухин

Яркая культура русского и татарского народов складывалась из обрядов, обычаев, традиций и праздников.

Праздники, познавательные досуги, совместная музыкально-познавательная деятельность, проводимая в ДОУ, способствует воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребѐнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Я считаю, что мастерство педагога ярче всего проявляется в организации разных видов самостоятельной деятельности детей, в его умении направить каждого ребёнка на интересную деятельность, не подавляя его активности и инициативы. Ознакомление детей с устным народным творчеством и ежедневное использование его может происходить в режимных моментах (на прогулках, в утренние и вечерние отрезки времени, перед сном, в ходе пробуждающей гимнастики после дневного сна), в игровой деятельности (народные и хороводные игры, драматизация сказок и обрядовой поэзии, развивающие игры), в музыкальной деятельности (слушание народных мелодий, русских и татарских песен, их инсценировка) и т.д.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Посредством устного народного творчества  дети знакомятся с жизнью и бытом русского  и татарского народов.

Часто включается устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки) в совместную музыкально - художественную деятельность, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов, что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому фольклорные праздники, досуги, драматизации и т.д., которые проводятся у нас в детском саду являются сильнейшим воспитательным средством приобщения детей к народному фольклору, художественному творчеству. Готовя материал к тому или иному празднику, дети с родителями и педагогами готовят костюмы для выступления, разучивают стихи, частушки, хороводы.

Так как тема, над которой я работаю с детьми , вот уже пять лет – «Театр», то я являюсь непосредственным участником всех проводимых мероприятий. В моей творческой копилочке, имеется сборник сезонных сказок, сочинённых детьми нашей группы №9. В 2016 году я получила рецензию на сборник «Сезонные сказки».

 За основу у нас взяты различные приключения, так как они  всегда нравятся детям. «А почему сезонные?» - спросите вы. Потому что, сказки сочинялись  в конце каждого сезона, что позволило детям закрепить признаки времён года, научиться использовать имеющиеся у них знания о временах года в новой творческой ситуации. А это значит, что дети научатся быть не потребителями, а творцами!

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребѐнка. Ведь самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Я долго думала, как можно объединить детскую эмоциональность, детскую фантазию, воображение, желание творить и познавать новое, веру в чудеса и волшебство в единое целое и направить в интересное, полезное для детей русло. И решила предложить детям сочинять сказки.

Эта работа детям очень понравилась. Это был мой проект, который мы осуществили вместе с детьми и родителями.  

Нравственное воспитание ребѐнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери, ведь для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки.

 Сочинение сказок вместе с родителями – это тот вид творчества, который был очень распространен в семьях интеллигенции в девятнадцатом веке. Тогда даже выпускались домашние журналы и газеты. Сейчас этот вид речевого творчества почти забыт. Мы попытались возродить и посмотреть, что из этого получится...                                                         

Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребенка знания, готовит к успешному школьному обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует  у ребенка чувство своей успешности. Ведь, сочиняя сказку, ребёнок становится настоящим писателем и художником!

Я хочу поделиться своими секретами сочинения сказок с детьми. Это очень полезное и интересное занятие. Но запомните, что необходимо предварительно обговорить сюжет будущей сказки с ребенком, иначе он будет забывать слова, запинаться, путаться, и сказка не получится. Поэтому нужно обязательно обсудить еще до сочинения, о чём будет Ваша сказка.

Спросите ребенка:

- «Наш герой – например, листочек – это будет листочек с какого дерева – молодого или старого? Клёна или рябины? Дерева из леса или дерева на берегу реки? Или дерева в нашем дворе? У него будет имя?»

- «С чего начнётся наша сказка?»

- «Что случится с листочком в сказке? Может быть, он отправится в путешествие с перелётными птицами? Или встретит на своём пути серебристую паутинку и начнёт беседовать с паучком? А может быть, он опустится на веточку и поплывёт по реке, а по пути будет знакомиться с рябиной, берёзкой и другими деревьями, которых он раньше не видел. А может быть, листочек опустится на пенёк и увидит, как разные насекомые прячутся перед зимой в щели пенька, и с ними подружится. Или его занесёт ветром в беличье дупло и он подружится с белочкой?»

 - «Чем всё закончится?»

Такое простое планирование сказки поможет ребенку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения-рассказывания сказки будет лёгким и приятным для Вас и вашего ребёнка! Можно даже зарисовать придуманный сюжет схематичными картинками, если он получился достаточно длинным.

Придумайте название сказки, из которого будет понятно, о чём в ней говорится. Можно показать обложки детских книжек и прочитать их названия для примера, вспомнить как называются любимые сказки и мультики ребёнка. А затем оформить придуманную сказку в самодельную книжку, в которой ребёнок рисует иллюстрации, а взрослый записывает текст под диктовку ребёнка. Вот ваша книжка-малышка и готова!

Сказки, песни, танцы, ремёсла, праздники, традиции, обрядовая поэзия, изобразительное искусство – всё это яркое выражение наследия русского и татарского народов. Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.

Список литературы:

1.  Арапова Н.- Пискарева «Мой родной дом», Москва, Мозаика – Синтез, 2004г.

2.  Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», Москва, Мозаика – Синтез, 2008г.

3. Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду», Москва, Мозаика – Синтез, 2014г.

4.  Интернет ресурсы: mdou-44.68edu.ru/wp-content/uploads/Radzeckaya_2.pdf

8.04.2017г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование мнемо-техники в системе нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Методика работы с мнемотаблицами при заучивании стихов, а также сами  таблицы с литературным текстом...

«Древо семьи» в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В современном обществе очень остро стоит проблема нравственно-патриотического воспитания людей. Это означает, что в предыдущие десятилетия именно этой области уделялось мало внимания со стороны госуда...

Доклад на педагогический совет на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающем...

Педагогический проект «Русские народные сказки – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Педагогический проект по теме: "Русское народное творчество в воспитании детей раннего возраста". Работа по программе воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педаг...

Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."

ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...

Музейная педагогика как элемент системы нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Музейная  педагогика является инновационной технологией личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно- развивающую пространственную сре...

Консультация для педагогов "Устное народное творчество, как средство начального патриотического воспитания"

quot;Детсво - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни. а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские ...