использование мнемо-техники в системе нравственно- патриотического воспитания дошкольников
статья по теме

кондрина людмила юрьевна

Методика работы с мнемотаблицами при заучивании стихов, а также сами  таблицы с литературным текстом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники   в системе нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

 Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  Воспитание патриотизма и нравственности невозможно без  обращения к литературе. Я имею ввиду не только русское народное наследие, но и авторские произведения в том числе и современные. Художественная литература представляет собой богатый материал для воспитания любви к Родине, а также воспитанию нравственности как у дошкольников, так и взрослых.

 Я хочу представить вам  некоторые мнемотаблицы, используемые мной и  отражающие тематику нравственно-патриотического воспитания. Но для начала я хочу рассказать о том, что же такое мнемотехника.

Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память). Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.

В своей работе я использую  следующие методы и приемы мнемотехники:Мнемотаблицы, Коллажи, кроссворды, метод моделирования.

. Мнемотаблицы  эффективны при разучивании стихотворений, рассказывании сказок, а также составлении алгоритма ответа. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном  графическом  воспроизведении текста. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  

Работа по нравственно патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Раз, два, три,

четыре, пять.

Мы идём

во двор гулять.

Бабу снежную

слепили.

Птичек

крошками

кормили.

С горки мы потом

катались.

А потом в снегу

валялись.

А потом домой

пришли,

суп поели,

спать легли.

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Стало вдруг светлее вдвое,

двор

как в солнечных лучах:

это платье золотое

у березы

на плечах.

Утром

мы

во двор

идем -

листья сыплются

дождем.

Под ногами

шелестят

и летят, летят, летят…

Пролетают

паутинки с паучками в серединке

и высоко от земли

пролетели

журавли.

Всё

летит…

Должно быть, это

улетает

наше лето.

— воспитание уважения к труду;

Ходит

повар

в колпаке,

с поварешкою

в руке.

Он готовит

нам

обед:

кашу, суп и винегрет.

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

В тёмном небе звёзды светят.

Космонавт  

летит в ракете.

День летит

и ночь летит.

И на Землю вниз

глядит.

Видит сверху он

поля,

горы,

реки

и моря.

Видит о весь шар земной,

шар земной -

наш дом родной.

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 Метод наглядного моделирования

Модель- это условное изображение объекта, его заместитель.

 В раннем  возрасте используются только предметные модели, т к предмет легко узнаваем, затем появляются предметно- схематические  и схематические модели. Примеры.

Схематическая модель(карты, графики)

Предметно-схематические модели. Здесь приведен пример их использования при работе с кубиками Дьенеша. Задание построй дорогу для муравьев по схеме.Образец предметно- схематической модели Например флаг Российской федерации.

 Предметные и предиетно- схематические модели окружают нас в повседневной жизни. Это дородные знаки, указатели ит.д.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Древо семьи» в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В современном обществе очень остро стоит проблема нравственно-патриотического воспитания людей. Это означает, что в предыдущие десятилетия именно этой области уделялось мало внимания со стороны госуда...

Музейная педагогика как элемент системы нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Музейная  педагогика является инновационной технологией личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно- развивающую пространственную сре...

Роль музыки в системе нравственно- патриотического воспитания дошкольников.

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С.Михалков...

система нравственно патриотического воспитания дошкольников в музыкальном образовании

Консультация для педагогов«Система нравственно – патриотического воспитания дошкольников в музыкальномобразовании»Подготовила:Музыкальный руководитель МДОАУ №37Ибрагимова Л.Ф...

Использование регионального компонента в системе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достиже...

«Роль музыки в системе нравственно – патриотического воспитания дошкольников»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал....