"Куклотерапия в работе с детьми"
материал

Матулевич Елена Васильевна

Куклотерапия — куклы спешат на помощь. В психологической работе с ребёнком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya.odt136.12 КБ

Предварительный просмотр:

      Куклотерапия в качестве психологической помощи ребенку.

Содержание

Что это такое?

Историческая справка

Виды и методы

Какие проблемы решает?

Как организовать самостоятельные занятия?

Полезные советы

Игровой процесс — наиболее естественный для детей, он доставляет им удовольствие. Но играть в куклы — это не только забава, но и лечение. Метод психологической коррекции, который получил название «куклотерапия», поможет при самых разных проблемах в развитии ребёнка.

Что это такое?

Куклотерапия — форма психокоррекции, которую можно использовать для детей от года, а также для дошкольников, младших и средних школьников. Практически до подросткового возраста некоторые приёмы и основы этой арт-терапевтической позитивной методики могут применяться с неизменным успехом.

Взаимодействие с куклами позволяет ребёнку лучше понимать собственное место в этом мире, легче выражать свои эмоции в словах. Детям не всегда бывает просто рассказать о том, что их тревожит и волнует, о том, чего они боятся напрямую. Куда проще бывает перенести свои страхи, обиды, тревоги и другие сильные деструктивные эмоции на что-то неодушевлённое — на лист бумаги (при рисовании), на фигурку (при лепке), на кукол, разыгрывая спектакль в специальном кукольном театре.

C:\Users\Compaq\Desktop\фото садик\ФОТО 2 МЛАДШАЯ\Рисунок2.jpgC:\Users\Compaq\Desktop\фото садик\ФОТО 2 МЛАДШАЯ\Рисунок1.jpg

Этот метод признан во всём мире, как один из самых эффективных методов психологической помощи детям, который позволяет улучшить их социальную адаптацию, разрешать внутренние и внешние конфликты. Малыш может с помощью кукол при помощи взрослых, знакомых с основами методики, разыграть любую ситуацию, которая, так или иначе, его волнует, травмирует.

Разные специалисты относят метод к разным областям психологических разделов знаний: к психодраме, игротерапии. Чаще её считают одним из видов арт-терапии либо, вообще, выделяют в отдельный вид.

Историческая справка

Ещё в самые древние времена взрослые заметили, что дети очень любят играть с куклами. Их делали из травы, соломы, бересты, дерева, плодов, ткани. На Руси новорождённому обязательно своими руками делали куклу-оберег. Считалось, что такая кукла будет оберегать малыша от злых чар, от болезней и неприятностей. Своя обережная кукла хранилась у мужчин и женщин на протяжении всей жизни.

Кукла, по наблюдениям родителей, была не только игрушкой, но и настоящим другом малышу — он лучше ел, если с собой брал куклу, лучше спал, если и она была рядом в кровати или колыбели. На куклах ребёнок «тренировал» первые взрослые навыки: ответственность, заботу (кукол «лечили», «учили», «кормили» и одевали). В определённом возрасте все дети свято верят, что куклы — живые, просто они тщательно скрывают это от взрослых. На этом основаны лучшие сказки всех времён и народов: ожившие Буратино, Щелкунчик и другие персонажи.

Первой эту крепкую связь детей и игрушек предложила использовать в лечебных и диагностических целях дочь известного психоаналитика Зигмунда Фрейда Анна. Но её труды стали лишь основой для основной массы исследований, которые провели (и окончательно сформировали методику) советские учёные Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Их работа стала основой метода куклотерапии. И относиться к методу нужно не просто как к модному развлечению, а именно как к подтверждённой крепкой научной базой методике работы с детьми и подростками.

Виды и методы

Куклотерапия бывает индивидуальной и групповой. В первом случае занятие проводится с одним ребёнком, во втором — с группой детей. Далее, классификация подразумевает отличия по функциям.

Куклотерапия бывает:

коммуникативной — направленной на улучшение способностей к общению, налаживание отношений между детьми в коллективе, налаживание отношений между взрослым и ребёнком;

релаксационной — направленной на устранение психологических блоков, страхов, эмоционального напряжения ребёнка;

педагогической — обучающей новым знаниям, навыкам, способствующей расширению кругозора малыша;

коррекционной — направленной на коррекцию поведенческих проблем, а также проблем с речью (используется как вспомогательная методика в логопедии) и психическим развитием;

развивающей — направленной на развитие памяти, внимания, моторики, речи.

В подавляющем большинстве случаев в рамках одного занятия сочетают несколько методик. Так, при аутизме ребёнку показана коммуникативная, педагогическая и коррекционная куклотерапия, а при гиперактивности и дефиците внимания — сочетание обучающей и коррекционной методик.

По типу используемых кукол также выделяют несколько важных направлений и видов куклотерапии.

Марионетки — куклы на ниточках, которыми можно управлять. С их помощью устраивают кукольный театр, сказочные истории в котором разыгрывают и взрослые для ребёнка в рамках обучающего занятия, и дети — для взрослых зрителей в рамках релаксационного метода.

Перчатки — куклы-варежки с твёрдой головой и мягким телом, одевающимся на руку. С их помощью развивается моторика, координация движений и речь, мышление и логика.

Пальчиковые — это куклы, оптимальные для домашних занятий, ведь изготовить их можно из любого небольшого пластмассового шарика просто прорезав в нём дырочку для пальчика и нарисовав на шарике мордочку. Полезны при любых формах куклотерапии.

Верёвочные — это довольно абстрактные куклы, которые не подходят малышам, лучше всего проводить с ними релаксационные и коррекционные занятия для детей постарше. Сделаны из верёвок петельным плетением.

Смастерила куклу

Я на день рожденья.

Это просто чудо,

Радость и везенье.

Бросила игрушки,

Только с ней играю,

Обо всём на свете

С Милой забываю.

Я кормлю и мою

Милую подружку,

Спать кладу в кроватку

Милу на подушку.

Мы гуляем с куклой,

Делаем зарядку,

Вместе привыкаем

С Милою к порядку.

Куклу берегу я,

Я её лелею.

С ней я стала лучше,

Стала я добрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Куклотерапия в работе с детьми ОНР

Педагогическая технология в ДОУ в логопедической группе с куклами-марионетками....

КУКЛОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игр...

Консультация « Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов, в которой рассказывается метод работы с использованием кукол....

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Ку...

Куклотерапия в работе с детьми

Статья о том как можно применить игрушки в работе с детьми в детском саду...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...