Формирование временных представлений у детей 3-4 лет
материал по математике (младшая группа)

Осурчан Чайгана Валерьевна

Формирование временных представлений у детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_vremennyh_predstavleniy_u_detey_3-4_let.docx121.39 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кызылский педагогический институт им. Народного писателя Республики Тыва А.А. Даржая

Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа

по направлению подготовки 44.03.01.Педагогическое образование

профиль Дошкольное образование

Работа допущена к защите

и.о.зав.кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования к.п.н., доцент

Ондар Ч.М.

____________________________

(подпись)

«____» _______________ 2020 г.

Бакалаврская работа выполнена

студенткой 5 курса ДО-5 ЗФО

Осурчан Чайганой Валерьевной

______________________________

(подпись)

«____» __________________ 2020 г.

Научный руководитель  к.п.н., доцент: Ондар Ч.М.

Работа защищена в ГЭК

с оценкой «____________________»

«____» _______________ 2020 г.

Председатель ГЭК _____________

                                 (подпись)

Члены ГЭК ___________________

(подписи)

Кызыл 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы понятия времени и формирование временных представлений у детей 3-4 лет        6

1.1.        Содержание понятия «время», его восприятие и значение данных представлений для дошкольников        6

1.2.        Основы формирования временных представлений у дошкольников младшей группы        9

1.3.        Методические рекомендации по формированию временных представлений у детей 3-4 лет        13

Выводы по первой главе        16

Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию временных представлений у дошкольников 3-4 лет        18

2.1. Констатирующий этап        19

2.2.        Формирующий этап        23

2.3. Контрольный этап        35

Выводы по второй главе        39

Заключение        41

Список литературы        43


Введение 

Актуальность исследования. В связи с принятием и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), современные требования к системе организации дошкольного образования претерпели изменения. В связи с чем перед педагогами стоит вопрос организации соответствующего стандарту и применяемого в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) Программе, условий и методов педагогического воздействия на дошкольников, для усвоения ими положенных данными документами знаний и навыков.

Особое внимание воспитатели дошкольных учреждений уделяют формированию программы занятий по элементарным математическим представлениям. В составе данных понятий входят временные представления, при этом для успешной реализации программы необходимо обеспечить следующие психолого-педагогические условия. Например, использование в образовательной деятельности форм и методов работы с дошкольниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. В этом случае ФГОС ДО четко прописывает, что не допустимо искусственно ускорять или замедлять развитие детей.

Программа и стандарты дошкольного образования предполагают, что в определенный возраст детям свойственны определенный круг знаний и навыков. В рамках данного исследования нам интересно формирование временных представлений у детей 3-4 лет. Так педагогическая литература предполагает, что ребенок младшего дошкольного возраста способны воспринять такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь), связывая их со своей деятельностью. Они понимают из каких частей состоят сутки, а также называют их последовательность. Также благодаря занятиям с педагогом дошкольники узнают и называют времена года.

Только соблюдение систематичности обучения детей определенным знаниям, в конкретный период дошкольного возраста, может стать соответствующей базой для дальнейшего освоения детьми 3-4 лет знаний о временных представлениях. В данной связи важно, чтобы данные представления ребенок осваивал четко от поставленных в раннем детстве задач обучения к последующим этапам по мере своего взросления, согласно целевым ориентирам примерной программы ДО.

Важно помнить о том, что ориентиры ФГОС ДО, диктуют ряд достаточно серьезных требований и изменений к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Одним из разделов элементарных математических представлений является формирование временных представлений. В связи с чем возникает проблема исследования: каковы условия формирования временных представлений у дошкольников младшей возрастной группы?

Цель исследования: выявить и проверить опытно-педагогическим путем эффективность условий формирования временных представлений у детей 3-4 лет.

Объект исследования: процесс формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование временных представлений у детей 3-4 лет.

Исходя из вышеуказанных элементов исследования, была сформулирована гипотеза исследования: формирование представлений о времени у детей 3-4 лет будет более эффективнее, если при реализации непосредственно образовательной деятельности использовать:

- дидактические игры с использованием картинок, вопросов, загадок, стихов;

- приемы моделирования на основе выполнения детьми различных действий.

В ходе работы были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Провести диагностику уровня сформированности временных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Опытно-педагогическим путем определить эффективность педагогического воздействия на формирование временных представлений у младшей группы дошкольников.

Теоретико-методологическая основа исследования: концепции математического развития детей (А.В. Белошистая, Л.В. Воронина, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, А.А. Столяр и др.); теоретические аспекты исследований процесса развития временных представлений (Л.В. Гильманова, Е.В. Звонова, Л.М. Митина, К.В. Назаренко, С.Д. Луцковская, А.А. Люблинская, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейн, О.А. Фунтикова, Н.И. Чуприкова, Е.И. Щербакова, С.Д. Язвинская); теоретические аспекты исследований моделирования как средства формирования представлений о времени (Н. Локоть, Т.Д. Рихтерман, О.А. Фунтикова, Е.И. Щербакова и др.). Они отмечают, что в процессе формирования временных представлений необходимо учитывать физиологические и психологические механизмы восприятия времени детьми.

В ходе написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по теме исследования); эмпирические (педагогические наблюдения, изучение опыта педагогов, анализ методических пособий, педагогический эксперимент из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный).

База исследования: МБДОУ детский сад «Челээш» с. Кундустуг Каа-Хемского района. В исследовании принимали участие 23 дошкольника  3-4 лет.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

В первой главе представлен анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования. Во второй главе представлен ход педагогического эксперимента, во время которого была проведена диагностика группы детей 3-4 лет, апробации плана педагогического воздействия на дошкольников и выявление результатов проведенного эксперимента.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ Основы понятия времени и формирование временных представлений у детей 3-4 лет

  1. Содержание понятия «время», его восприятие и значение данных представлений для дошкольников

Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение (веремя). Стоит отметить, что окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп.

Промежутки времени измеряют единицей времени, под который выбирается регулярно повторяющийся процесс. Под такими единицами времени принято считать: год, сутки, час, минута, секунда. Все эти меры представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.

Таким образом, чтобы лучше воспринимать время, стоит понимать особенности времени: текучесть (его нельзя остановить), необратимость (его нельзя повернуть вспять), непрерывность (его нельзя разбить на отдельные элементы) и отсутствие наглядности (это вызывает основные трудности у детей).

В педагогической литературе выделяют следующие физиологические и психологические механизмы восприятия времени. У человека нет специального анализатора времени, поэтому он воспринимает различные свойства времени комплексом анализаторов. Так И.М. Сеченов особое значение для временных представлений придавал слуховым и мышечным ощущениям времени. Под которым понимал тягучесть звука, тягучесть мышечного чувства [15, 36].

Другие авторы считают, что «чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта. Данная позиция наблюдается в трудах И.П. Павлова [11, 26], в одной из них он пишет: «Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения (результатом условных рефлексов на время)». У ребенка в дошкольном возрасте это определяется его физиологическими потребностями (пора спать, кушать и прочее). Данное чувство развивается и совершенствуется в процессе специальных упражнений, опираясь на чувственную основу и общепринятые эталоны оценки времени. Это прививается дошкольнику во время его приучения к определенному режиму дня.

При этом многие авторы отмечают, что особую роль в восприятии и оценке времени играет слово. У дошкольников же трудности восприятия времени обусловлены их особенностью: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсутствием наглядности. Также трудности в восприятии времени у детей проявляются из-за того, что время не имеет наглядных форм и воспринимается опосредованно. У полуторагодовалого ребенка начинается формирование в речи категорий времени (сейчас, сначала, теперь, потом) и только после переходит к пониманию временных промежутков не ощущением, а размышлением. Это проявляется в таких рассуждениях, как: ночью темно и мы спим в это время.

Поэтому важно познакомить ребенка как с самим понятием времени, с его свойствами и ориентировкой во времени. Обучение детей последнему является неотъемлемой частью познания ребенком окружающего его мира, т.к. его жизнь существует и протекает во времени. Также необходимо обучить дошкольников временным характеристикам природных явлений, чтобы они воспринимали их через призму: продолжительности, последовательности и т.д. [38, 79].

Понятие и значение формирования временных представлений у детей дошкольного возраста в свое время изучали многие отечественные и зарубежные авторы. В свое время они приходили к тому или иному мнению, но сходились в одном – в значимости обучения дошкольникам временных представлений.

Н.И. Красногорский в своих работах подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени». Тогда как С.Л. Рубинштейн обращала внимание на то, что на правильную оценку длительности времени оказывают три фактора: содержание деятельности, интерес к деятельности и возраст детей [14, 55].

Т.Д. Рихтерман же предложила систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уложиться), чтобы дисциплинировать детей.

Н.И. Фрейлах приходит к заключению, что умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо детям в повседневной жизни и при обучении [38, 160-180].

Ребенку уже в раннем возрасте нужно научиться самому ориентироваться во времени, чтобы: планировать деятельность во времени (сначала – потом); сменять темп (быстро – медленно) и ритм (часто – редко) своих действий в зависимости от времени и т.д.

Дети младшей дошкольной группы способны воспринимать такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь). Кроме того, связывая их со своей деятельностью, дети в этом возрасте развивают перцептивную деятельность. В начале дошкольнику используют индивидуальные единицы восприятия времени, а после уже переходят к словесному обозначению [22, 49].

Авторы педагогических методик определяют следующее значения в формировании временных представлений у дошкольников. Дети данного возраста учатся воспринимать и ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер. Временные характеристики они наблюдают в природном окружении. Для этого необходимо развивать интерес детей к миру природы, к природным явлениям, поощрять их любознательность и инициативу. Знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года, а также называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

Таким образом, чтобы лучше воспринимать время, стоит понимать особенности времени: текучесть (его нельзя остановить), необратимость (его нельзя повернуть вспять), непрерывность (его нельзя разбить на отдельные элементы) и отсутствие наглядности (это вызывает основные трудности у детей).

В педагогической литературе выделяют следующие физиологические и психологические механизмы восприятия времени. У человека нет специального анализатора времени, поэтому он воспринимает различные свойства времени комплексом анализаторов.

Значение формирования временных представлений у дошкольников в том, чтобы познакомить ребенка как с самим понятием времени, с его свойствами и ориентировкой во времени. Обучение детей последнему является неотъемлемой частью познания ребенком окружающего его мира, т.к. его жизнь существует и протекает во времени.

Ребенку уже в раннем возрасте нужно научиться самому ориентироваться во времени, чтобы: планировать деятельность во времени, сменять темп и ритм своих действий в зависимости от времени.

  1. Основы формирования временных представлений у дошкольников младшей группы

Для формирования временных представлений у дошкольников необходимо соблюдать психологические, медицинские, санитарные и правовые рекомендации для дошкольного возраста. Например, во время формирования педагогической деятельности учитывались такие документы, как ФГОС ДО, Программа ДО, методические рекомендации для дошкольников. Данные рекомендации затрагивали физиологические и психологические особенности развития детей на разных уровнях, а также отвечала методическим предписаниям по развитию детей.

Так в методических рекомендациях написано, что занятия по математике необходимо проводить в первой половине дня, а также обязательно нужно прерываться на физкультминутку. Программный материал распределяется в соответствии с возрастными особенностями детей и реальными требования, предъявляемыми к современному обучению дошкольников. На протяжении всего дошкольного возраста у детей формируются представления и понятия о времени, определителем которого для ребенка является собственная деятельность. Поэтому большое значение в его математическом развитии имеет правильное называние времени действия: части суток, дни недели, месяцы, времена года [16, 88].

Формированию данных представлений способствует следующая деятельность: режим дня, проведение занятий в определенный день недели, организация праздников по временам года, сюжетные картинки, на которых изображено происходящее не с самими детьми, а с другими персонажами утром, днем, вечером, ночью и т.д. [6, 115].

Научившись определять части суток по разнообразной деятельности, дети учатся различать их по объективным показателям: положению солнца, степени освещенности (светло, темно). Усвоив представления о времени суток, дети начинают называть их последовательно [18, 123]. Подробнее см. в табл. 1.

Таблица 1

Особенности развития временных представлений и методические рекомендации по их формированию в ДОУ

Особенности развития временных представлений у детей

Методические рекомендации по формированию временных представлений в ДОУ

Временные понятия связываются с конкретной деятельностью

Обучение временным понятиям идет не только на занятиях, но и во время режимных процессов. Например, утром: просыпаются, умываются, делают зарядку, идут в сад. «Доброе утро!»

Понятия неточного времени могут формироваться только на собственном опыте ребенка

По мере увеличения опыта детей, временные представления у него расширяются, углубляются, уточняются. Даются в последовательности: части суток → сутки → вчера, сегодня, завтра → дни недели → времена года → месяцы

Трудности усвоения временных понятий заключаются в отсутствии наглядности

Необходимо создавать модели для наглядности временных понятий и связывать промежутки времени с определенной деятельностью детей и взрослых, природными явлениями и др.: «части суток» → с режимными процессами; «вчера, сегодня, завтра» → с сеткой занятий; «дни недели» → с порядковым счетом; «времена года» → с природными явлениями; «месяцы» → с праздниками

В младшем дошкольном возрасте дети учатся правильно называть времена года, связывая их с характерными изменениями в природе. Например, по принципу осенью желтеют листья, а зимой идет снег. Весной птицы прилетают, а летом жарко. Во время математических занятий формируются также специальные терминологии временных отношений: сегодня, вчера, завтра, зимой, летом и т.д.

Так в Программе Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей младшей группы определены следующие образовательные задачи в формировании временных представлений [14, 42]. Основной из задач является учить детей различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь) и времена года (осень, зима, весна, лето).

Для успешной реализации Программы для детей 3-4 лет педагогам и родителям автор предлагает следующие учебно-методические материалы: методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» – в нем представлено содержание, объемы, условия и методические рекомендации по обучению дошкольников [13, 62]. Подкреплением данного пособия является рабочая тетрадь «Я начинаю считать» и демонстрационный материал «Математика для детей 3-4 лет» [15, 22]. Однако Е.В. Колесникова указывает, что математические представления у детей начинают целенаправленно формироваться с четвертого года жизни. Этому способствует психическое развитие ребенка, особенно овладение намеренными действиями. В этом возрасте создается возможность перехода от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к тем, где взрослый в игровой форме организует действия ребенка.

Ориентировка во времени связана у детей с событиями, происходящими лично с ними. Поэтому очень важен четкий распорядок дня, соблюдая который они усваивают такие временные отношения как утро, день, вечер, ночь [14, 46]. Например, при помощи различных стихотворений закрепляются знания о частях суток. С временами года дошкольники знакомятся во время наблюдений за изменениями, которые происходят в природе, а после учатся называть их. Словесное обозначения также подкрепляется во время музыкальных занятий, когда дети поют песни о временах года. Во время изобразительной деятельности дети рисуют предметы и сюжеты, которые отражают временные характеристики (снеговика, солнышко, гриб и прочее). Благодаря такому комплексному обучению у детей формируются временные представления, они называют части суток и времена года [14, 48].

Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей дошкольного возраста и составляет для младшей группы (дети 3-4 лет) – 10-15 минут.

Таким образом, формирование временных представлений у детей младшего дошкольного возраста необходимо проводить с учетом их возрастных психолого-физиологических особенностей детей 3-4 лет. Поэтому для формирования временных представлений у младших дошкольников необходимо соблюдать психологические, медицинские, санитарные и правовые рекомендации для детей данного возраста. Данные рекомендации затрагивали физиологические и психологические особенности развития детей 3-4 лет, а также отвечала методическим предписаниям по их развитию.

  1. Методические рекомендации по формированию временных представлений у детей 3-4 лет

В педагогической литературе существует множество различных методических рекомендаций и методик формирования временных представлений у детей 3-4 лет. Многие педагоги определяют свою деятельность основываясь на особенностях развития детей, а также исходя из них разрабатывались программы по формированию данных представлений.

Большинство специалистов классифицируют методики по их принадлежности к одной из программ дошкольного образования, которые наиболее часто используются при создании подобных трудов. Далее предлагаем ознакомиться с двумя программами: «От рождения до школы» и «Математические ступеньки». В которых представлено подробное описание требований перечня знаний и уровня формирования временных представлений у детей 3-4 лет в дошкольных образовательных учреждениях (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ программ дошкольного обучения по формированию временных представлений у детей 3-4 лет

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. – 2-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 112 с.

Ориентировка во времени.

Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Учить ориентироваться во временах года, определять признаки осени, зимы, весны и лета.

Ориентировка во времени

Задача:

Учить различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

Учить времена года (осень, зима, весна, лето).

Для определения педагогической деятельности по формированию данных представлений необходимо проанализировать программные задачи, к которым относятся навыки различать и называть части суток, знать их последовательность. Кроме того, педагог должен познакомить ребенка с такими понятиями, как «сутки, вчера, сегодня, завтра». Учить называть времена года, их последовательность и количество. Постепенно развивая у них «чувство времени» [38, 183].

Для детей младшего дошкольного возраста характерна следующая методика ознакомления с частями суток. Перед тем, как начать обучение по методике с детьми проводят предварительную работу. В этот период дети самостоятельно накапливают опыт, при помощи наводок воспитателя начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.

Во время занятий по формированию представлений с частями суток необходимо использовать следующий наглядный материал: картинки с действиями людей и животных в разное время суток. Проводить занятия следует демонстрацией этих картинок, для того, чтобы обозначить определенную деятельность в тот или иной период суток. Также при помощи данных картинок с действиями людей или животных детей учат последовательности частей суток, а также прививают им некоторые процедуры [8, 114]. Например, умываться следует по утрам, спать ложиться ночью, обедать днем и прочее.

Также в младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью дошкольника и даются в контрасте: утро – вечер, день – ночь.

Для этого проводят занятия по следующему типу, с использованием картинок с изображением мальчика в разное время суток. При демонстрации данной картинки, педагог спрашивает у дошкольников: Что нарисовано на картинке? Когда мы делаем зарядку? А что еще вы делаете утром? А когда вы возвращаетесь из садика домой? Что вы еще делаете вечером? Что мальчик на картинке делает вечером?

Соответственно ответы на эти вопросы будут давать ребенком в зависимости от времени суток. Например, мальчик выполняет зарядку утром, в это же время он завтракает. Дети возвращаются из садика вечером, в это же время они ужинают и т.д. [38, 184-185]. После рассматривания картинок, их обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.

Закрепление представлений о времени суток необходимо проводить подобные занятия с заметным наглядным материалом. Например, используя игрушки, картинки с изображением разных времен суток (действия и явления природы).

Воспитатель рассказывает сказку про героя (игрушку). Герой принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:

- «Он проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока герой гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Герой проголодался и пообедал грибочком. Далеко от дома забрел герой, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Герой пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел герой телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш герой и лег спать».

Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку и задавать следующие вопросы: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем дети вместе обсуждают, что и когда изображено на «фотографиях». После рассказа воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы: Найдите и покажите картинку с изображением утра? Что ты видишь на своей картинке? Когда это бывает?

Стоит отметить детям, что перед дневным сном не говорить: «Спокойной ночи», а желать «Спокойных/сладких снов».

Можно предложить детям стихи или загадки с загадыванием времен суток или года. Например, давая стихи как: Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют. (День) Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже [38, 184].

При этом используются дидактические игры с использованием картинок, вопросов, загадок, стихов. Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток в нужном порядке.

Постепенно задания для детей 3-4 лет усложняют, задавая вопросы на подобие: Назови все части суток по порядку, начиная с вечера. При этом следует усложнять и наглядный материал, например, использовать те, где изображены действия ребенка, природы и деятельности людей или же только природных явлений.

Таким образом, можно предположить, что существует множество различных методических рекомендаций по формированию и развитию временных представлений у детей 3-4 лет. Выбор той или иной методики зависит от воспитателя и программы дошкольного образования, которое используется ДОУ при составлении плана и программы обучения детей.

Выводы по первой главе

Таким образом, чтобы лучше воспринимать время, стоит понимать особенности времени: текучесть (его нельзя остановить), необратимость (его нельзя повернуть вспять), непрерывность (его нельзя разбить на отдельные элементы) и отсутствие наглядности (это вызывает основные трудности у детей).

В педагогической литературе выделяют следующие физиологические и психологические механизмы восприятия времени. У человека нет специального анализатора времени, поэтому он воспринимает различные свойства времени комплексом анализаторов.

Значение формирования временных представлений у дошкольников в том, чтобы познакомить ребенка как с самим понятием времени, с его свойствами и ориентировкой во времени. Обучение детей последнему является неотъемлемой частью познания ребенком окружающего его мира, т.к. его жизнь существует и протекает во времени.

Таким образом, формирование временных представлений у детей младшего дошкольного возраста необходимо проводить с учетом их возрастных психолого-физиологических особенностей детей 3-4 лет. Поэтому для формирования временных представлений у младших дошкольников необходимо соблюдать психологические, медицинские, санитарные и правовые рекомендации для детей данного возраста. Данные рекомендации затрагивали физиологические и психологические особенности развития детей 3-4 лет, а также отвечала методическим предписаниям по их развитию.

Существует множество различных методических рекомендаций по формированию и развитию временных представлений у детей 3-4 лет. Выбор той или иной методики зависит от воспитателя и программы дошкольного образования, которое используется ДОУ при составлении плана и программы обучения детей.


Глава 2. Опытно-ПЕДАГОГИЧЕСКая РАБОТА по формированию временных представлений у дошкольников 3-4 лет

Опытно-педагогическая работа по формированию временных представлений у детей младшего дошкольного возраста состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Базой исследования был МБДОУ детский сад «Челээш» с. Кундустуг Каа-Хемского района Республики Тыва, диагностика проводилась в младшей дошкольной группе, в которую посещают дети от 3 до 4 лет, в исследовании участвовало 23 дошкольника.

Целью опытно-педагогической работы было выявление эффективных педагогических условий на уровень формирования временных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

В ходе проведения опытно-педагогической работы были поставлены следующие задачи:

  1. Диагностика уровня сформированности временных представлений у младших дошкольников.
  2. Формирование плана педагогической деятельности для формирования временных представлений у детей.
  3. Провести повторную диагностику для определения эффективности проведенной работы по формированию временных представлений у детей 3-4 лет.

В процессе исследования участвовала группа, которая состояла из 23 детей младшего дошкольного возраста. Первоначальная работа проводилась в начале педагогического года, когда детям давались упражнения для диагностики уровня сформированности временных представлений. Проверка знаний проходила во время групповых занятий, также некоторые вопросы задавались индивидуально ребенку. Данная работа проводилась для того, чтобы уточнить реальный уровень знаний о времени у каждого из детей. По итогам проверки были разработаны соответствующие рекомендации педагогического воздействия для преодоления установленных на констатирующем этапе проблем.

Дальнейшая работа сводилась к проведению формирующего этапа эксперимента, когда у детей 3-4 лет формировались временные представления. Посредством различных мероприятий были проведены работы по устранению пробелов в знаниях. Итогом опытно-педагогической работы была повторная диагностика уровня знаний о времени у детей. Исходя из этих показателей было выявлена эффективность проведенного формирующего этапа эксперимента и намечен план дальнейших работ для закрепления полученных результатов.

2.1. Констатирующий этап

Прежде чем начинать работу по формированию временных представлений у детей младшего дошкольного была проведена первичная диагностика знаний у детей 3-4 лет (в количестве 23 детей).

Цель констатирующего этапа – выявление уровня сформированности временных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

В качестве основного метода исследования уровня временных представлений у детей 3-4 лет использовались диагностические методики В.П. Новиковой.

Методика №1 «А что делает Заяц?»

Цель: выявление уровня сформированности временных представлений, а именно присущей частям суток деятельности.

Материал: Карточки, на которых изображен Заяц в разные части суток и выполняющего соответствующие этим частям суток занятия.

Инструкция к проведению: Педагог показывает карточки с Зайцем в разное время суток. На каждой из карточек Заяц выполняет различные действия: утром делаем зарядку, умывается, днем играет на дворе, обедает, ночью ложится спать и т.д.

Затем педагог задает вопросы: Что делает Заяц? Когда Заяц ложится спать? А когда мы ложимся спать? и т.д.

Методика № 2 «Части суток»

Цель: выявление уровня сформированности временных представлений (представлений о частях суток).

Материал: Картинки, на которых изображены разные части суток.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что произошло (утро, день, ночь). Какое сейчас время суток?

Методика №3 «Времена года»

Цель: оценка общей осведомленности ребенка о временах года с указанием их признаков и последовательности.

Материал: Картинки с изображением времен года.

Инструкция к проведению: Ребенку предлагается ответить на вопросы по серии картин «Времена года». После педагог задает следующие вопросы: Что изображено на картинках? Какие времена года ты знаешь? Почему ты решил, что это зима (лето)? А теперь разложи картинки по порядку начиная с зимы.

Оценка результатов: 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы; 2 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки; 1 балл – ребенок не справляется с заданием.

По итогам исследования у детей должны быть следующие уровни сформированности временных представлений:

  1. Высокий уровень (от 8 до 9 баллов) – ребенок демонстрирует высокий уровень представлений об утре, вечере, дне и ночи, из которых состоят сутки. Умеют ориентировать в контрастных частях суток (день-ночь, утро-вечер). Они знают времена года (осень, зима, весна и лето), могут ориентироваться в них, определять признаки времен года.
  2. Средний уровень (от 6 до 7 баллов) – ребенок демонстрирует достаточный уровень представлений о частях суток и года. Может ориентироваться в них, а также знает их словесное обозначение. Однако не может самостоятельно определять признаки частей суток или времен года. У ребенка возникают трудности в определении собственной или чужой деятельности относительно частей времени.
  3. Низкий уровень (от 3 до 5 баллов) - ребенок плохо разбирается в частях суток или временах года. Путает ориентировку в них, поэтому с трудом может определить соответствующие времени действия.

Результаты диагностики детей по перечисленным выше методикам отражены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики на уровень сформированности временных представлений на констатирующем этапе

Ф.И. ребенка

«А что делает Заяц?»

«Части суток»

«Времена года»

Общий балл

Уровень знаний

Адыг А.

1

2

1

4

Низкий

Амбаржи А.

3

3

2

8

Высокий

Дараа Д.

2

3

2

7

Средний

Дартай А.

3

3

3

9

Высокий

Долгар А.

2

2

2

6

Средний

Иргит А.

1

1

1

3

Низкий

Кужугет  А.

2

3

3

8

Высокий

Куулар С-Б.

3

2

2

7

Средний

Новожакова Д.

2

3

2

7

Средний

Норбу М.

2

2

2

6

Средний

Мамбыштай А.

2

2

2

6

Средний

Мицан Э.

2

2

2

6

Средний

Пирлей А-Х.

2

2

1

5

Низкий

Сагалакова К.

2

2

2

6

Средний

Салчак Б.

3

3

2

8

Высокий

Салчак У-Б.

3

3

1

7

Средний

Самчат-оол Э.

1

2

1

4

Низкий

Серен-Доржу Э.

2

2

1

5

Низкий

Скрипченко А.

2

3

1

6

Средний

Соян С.

2

2

2

6

Средний

Суртай-оол А.

3

3

2

8

Высокий

Хуурак С.

2

3

2

7

Средний

Чочанчык В.

1

1

1

3

Низкий

По итогам диагностики видно, что большинство детей находятся на среднем уровне сформированности временных представлений. В количественном соотношении выходит: 12 детей – средний уровень, 6 детей –низкий уровень и 5 детей – высокий уровень. Таким образом, можно сказать, что преобладающее большинство дошкольников экспериментальной группы на среднем уровне, почти одинаковое количество детей находятся на высоком и низком уровнях. Их соотношение можно увидеть на рисунке 1.

Рис.1. Результаты диагностики уровня сформированности временных представлений у детей 3-4 лет во время констатирующего этапа

По отдельному изучению результатов по методикам, выходит следующая картина. Во время выполнения первой методики «А что делает Заяц?» 13 дошкольников могут ответить на вопросы по карточкам, однако не могут соотнести другие действия героя в соответствии с частями суток или времени года. 6 детей демонстрируют высокий уровень знаний и только 4 на низком.

При выполнении методики «Времена суток» результаты отражают хорошие показатели, а именно: 10 детей – высокий уровень, 11 – средний и только 2 детей на низком уровне. Это обусловлено тем, что дети хорошо ориентируются во временах суток, они могут называть их и осознают, что в течении времени суток протекает их жизнь. Дети понимают, что, исходя от этих признаков строится их распорядок дня.

Во время выполнения методики «Времена года» дети экспериментальной группы демонстрируют худшие из всех методик показатели. Только 2 ребенка на высоком уровне, большинство на среднем (13 детей) и целых 8 детей на низком уровне. Дети с высоким уровнем должны были назвать и показать соответствующее время года на картинках, а также объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной картинке показано именно это, а не какое-либо другое время года.

По итогам полученных результатов нами была сформирована формирующая часть эксперимента, подробнее во второй части главы.

  1. Формирующий этап

Данные показывают, что у дошкольников существуют проблемы в освоении заложенных в программе знаний о времени. Поэтому целесообразным являлось проведение формирующего эксперимента, во время которого с детьми были проведены занятия: по развитию уровня сформированности временных представлений, чтобы знания и навыки детей соответствовали программным требованиям дошкольного образования. Для этого были рассмотрены и проанализированы педагогические рекомендации по формированию данных представлений и выбрана предпочтительная методика непосредственной образовательной деятельности.

При проведении формирующего эксперимента решались следующие задачи:

  • определить наиболее оптимальный подход формирования временных представлений у детей 3-4 лет;
  • составить систему игр и занятий по указанной проблематике;
  • апробировать воздействие предложенной методики на формирование временных представлений у младших дошкольников.

Для решения поставленных целей и задач во время занятий в группе ДОУ проводились – игры, упражнения, использовались стихи, сказки и многое другое. Единственным критерием выбора данных методик служило соответствие теме исследования.

Таким образом во время формирующего этапа проводились следующие системы занятий по формированию и развитию временных представлений у дошкольников 3-4 лет.

Для определения педагогической деятельности по формированию данных представлений необходимо проанализировать программные задачи, к которым относятся навыки различать и называть части суток, знать их последовательность. Кроме того, педагог должен познакомить ребенка с такими понятиями, как «сутки, вчера, сегодня, завтра». Учить называть времена года, их последовательность и количество. Постепенно развивая у них «чувство времени» [38, 183].

Для детей младшего дошкольного возраста характерна следующая методика ознакомления с частями суток. Перед тем, как начать обучение по методике с детьми проводят предварительную работу. В этот период дети самостоятельно накапливают опыт, при помощи наводок воспитателя начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.

Во время занятий по формированию представлений с частями суток необходимо использовать следующий наглядный материал: картинки с действиями людей и животных в разное время суток. Проводить занятия следует демонстрацией этих картинок, для того, чтобы обозначить определенную деятельность в тот или иной период суток. Также при помощи данных картинок с действиями людей или животных детей учат последовательности частей суток, а также прививают им некоторые процедуры [8, 114]. Например, умываться следует по утрам, спать ложиться ночью, обедать днем и прочее.

Также в младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью дошкольника и даются в контрасте: утро – вечер, день – ночь.

Для этого проводят занятия по следующему типу, с использованием картинок с изображением мальчика в разное время суток. При демонстрации данной картинки, педагог спрашивает у дошкольников: Что нарисовано на картинке? Когда мы делаем зарядку? А что еще вы делаете утром? А когда вы возвращаетесь из садика домой? Что вы еще делаете вечером? Что мальчик на картинке делает вечером?

Соответственно ответы на эти вопросы будут давать ребенком в зависимости от времени суток. Например, мальчик выполняет зарядку утром, в это же время он завтракает. Дети возвращаются из садика вечером, в это же время они ужинают и т.д. [38, 184-185]. После рассматривания картинок, их обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.

Закрепление представлений о времени суток необходимо проводить подобные занятия с заменым наглядным материалом. Например, используя игрушки, картинки с изображением разных времен суток (действия и явления природы).

Воспитатель рассказывает сказку про героя (игрушку). Герой принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:

- «Он проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока герой гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Герой проголодался и пообедал грибочком. Далеко от дома забрел герой, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Герой пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел герой телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш герой и лег спать».

Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку и задавать следующие вопросы: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем дети вместе обсуждают, что и когда изображено на «фотографиях». После рассказа воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы: Найдите и покажите картинку с изображением утра? Что ты видишь на своей картинке? Когда это бывает?

Стоит отметить детям, что перед дневным сном не говорить: «Спокойной ночи», а желать «Спокойных/сладких снов».

Можно предложить детям стихи или загадки с загадыванием времен суток или года. Например, давая стихи как: Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют. (День) Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже [38, 184].

При этом используются дидактические игры с использованием картинок, вопросов, загадок, стихов. Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток в нужном порядке.

Постепенно задания для детей 3-4 лет усложняют, задавая вопросы на подобие: Назови все части суток по порядку, начиная с вечера. При этом следует усложнять и наглядный материал, например, использовать те, где изображены действия ребенка, природы и деятельности людей или же только природных явлений.

Таким образом, можно предположить, что существует множество различных методических рекомендаций по формированию и развитию временных представлений у детей 3-4 лет. Выбор той или иной методики зависит от воспитателя и программы дошкольного образования, которое используется ДОУ при составлении плана и программы обучения детей.

В начале нашей работы мы составили план проведения дидактических упражнений, направленных на формирование у детей дошкольного возраста временных представлений. Составленный план работы имеет блочный характер и включает 4 блока, различающихся целевыми ориентирами.

Целью 1 блока является формирование у детей умения различать отдельные части суток, времена года, ориентируясь на собственную деятельность или на деятельность окружающих людей, проходящую в определенный период времени, а также на природные особенности.

Целью 2 блока является формирование у детей умения использовать условные знаки (цветные фишки) для обозначения частей суток, времен года.

Целью 3 блока является формирование представлений о прямой последовательности частей суток и времен года.

Целью 4 блока является ознакомление детей с умением определять прямую и обратную последовательность частей суток и времен года от любого элемента на основе круговой модели. Подробнее можно увидеть в таблице 4.

Таблица 4

Перспективный план работы по формированию временных представлений у детей 3-4 лет

Дидактические задачи

Метод работы

Блок 1. Формирование умения различать отдельные времена суток и года

Сутки

Упражнять детей в соотнесении деятельности (человека, животных) с названиями частей суток

Подвижная игра «День- ночь»

Развивать умение дифференцировать слова, обозначающие части суток

Дидактическое упражнение «Будь внимательным»

Совершенствовать умение определять часть суток, изображенную на картинке, отражающей циклично повторяющуюся деятельность людей

Дидактическое упражнение «Когда мы это делаем?»

Упражнять в определении частей суток, изображенных на картинках.

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Времена года

Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе

Игра «В какое время года нужны эти предметы?

Закрепление представлений о признаках времен года

Игра с мячом «Бывает - не бывает»

Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках

Игра «Когда это бывает?»

Закреплять представления о временах года

Дидактическая игра «Времена года»

Закрепление представлений о признаках времен года

Игра «Догадайся, о каком времени года идет речь»

Блок 2. Формирование умения использовать условные знаки (цветные фишки) для обозначения частей суток и времен года

Сутки

Познакомить детей с условными обозначениями частей суток

Беседа «Какого цвета утро?»

Упражнять в соотнесении пейзажных картинок и условных обозначений частей суток

Дидактическая игра «Парные картинки»

Закреплять умение соотносить условный знак (фишку) с частью суток, указанной на картинке.

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Совершенствовать умение соотносить цвет фишки с обозначаемым временем суток

Дидактическая игра «Лото» (два варианта)

Упражнять детей в определении частей суток по описанию характерной деятельности и состояния природы и соотнесении их с цветом фишки.

Дидактическое упражнение «Отгадай загадку»

Закреплять представление о частях суток

Игра «Помощник будильник»

Закрепить знания детей о частях суток

Игра «Сложи картинку»

Времена года

Закрепление представлений о признаках времен года

Игра «Бывает так?»

Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках

Игра «Времена года»

Закрепить названия и последовательности смены времен года

Упражнение «Какое это время года?»

Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времен года

Игра «Домики времен года»

Блок 3. Формирование представлений о прямой последовательности частей суток и времен года

Сутки

Познакомить детей с моделью суток, уточнять представление об условном обозначении частей суток и их последовательности

Беседа «Знакомство с моделью суток»

Упражнять детей в построении модели суток

Дидактическое упражнение «Вагончики»

Упражнять детей в установлении последовательности

Дидактическое частей суток, начиная с утра упражнение «Разложи по порядку»

Закрепить умение устанавливать последовательность частей суток, начиная с утра

Дидактическое упражнение «Части суток, стройтесь»

Упражнять детей в воспроизведении прямой последовательности частей суток

Дидактическое упражнение «Что за чем?»

Упражнять детей в определении и назывании недостающего элемента в модели суток

Дидактическое упражнение «Что пропущено?»

Совершенствовать умение достраивать модель суток

Дидактическое упражнение «Строители» (2 варианта)

Времена года

Закрепить знания детей о последовательности времен года

Дидактическая игра «Четыре времени года»

Уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима, весна

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Закрепить названия и последовательности смены времен года

Игра «Определи время года»

Закрепить названия и последовательности смены времен года

Упражнение «Повтори, не ошибись»

Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов

Игра «Что сначала, что потом?»

Блок 4. Формирование умения определять прямую и обратную последовательность частей суток и времен года от любого элемента на основе круговой модели

Сутки

Познакомить детей с круговой моделью суток

Беседа «Сутки»

Упражнять детей в определении и назывании последовательности частей суток от любого элемента

Дидактическое упражнение «Разложи по порядку, начиная с…»

Упражнять детей в нахождении пропущенного элемента в круговой модели суток

Дидактическое упражнение «Найди пропущенную часть»

Упражнять в назывании прямой последовательности частей суток от любого элемента

Дидактическое упражнение «Что наступит после…»

Закреплять умение называть части суток в прямой последовательности, начиная от заданного элемента

Дидактическая игра «Я начну – ты продолжай, части суток называй»

Упражнять детей в назывании частей суток в обратной последовательности с помощью круговой модели

Дидактическое упражнение «Что было сначала?»

Упражнять детей в определении и назывании предыдущих и последующих частей суток по отношению к заданной части суток

Дидактическое упражнение «Назови соседей»

Совершенствовать умение называть предыдущую и последующую части суток

Дидактическое упражнение «Соседи»

Закреплять умение называть части суток в прямой и обратной последовательности

Дидактическая игра «Лови, бросай, части суток называй»

Времена года

Закрепить названия и последовательность времен года

Игра «Круглый год»

Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе

Игра «В какое время года нужны эти предметы?»

Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов

Игра «Что сначала, что потом?»

Уточнение представлений о временах года, закрепление названий времен года, их последовательности

Работа с часами «Времена года»

Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе

Игра «В какое время года нужны эти предметы?

Примеры некоторых упражнений приведены ниже.

Блок 1. Формирование умения различать отдельные времена суток и года

Подвижная игра «День-ночь»

Задача: Упражнять детей в соотнесении деятельности (человека, животных) с названиями частей суток.

Описание: Воспитатель предлагает детям представить себя лесными животными, спрашивает, какую роль они выбрали. Двоим-троим детям предлагает роль совы. «Что сова делает ночью? А остальные звери и птицы? Что они делают днем? А сова?». После этого воспитатель объясняет правила игры: «Когда я скажу слово «ночь», все приседают, закрывают глазки, а сова летает и смотрит, тех, кто не спит и шевелится, она забирает к себе. Как только услышите слово «день», вы просыпаетесь и начинаете двигаться, играть, а сова улетает». Воспитатель хлопает в ладоши, называет часть суток.

Усложнение: Добавляются такие части суток, как утро (звери и птицы потягиваются, просыпаются) и вечер (расходятся в «норы» и «гнезда»).

Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы?»

Задача: закрепление понятия о временах года и сезонных изменениях в природе.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением времен года; предметные картинки (зонт, скакалка, панама, мяч, лыжи, санки, резиновые сапоги, меховая шапка, велосипед, сандалии, теплые сапожки, резиновый круг, варежки, сарафан, плащ, купальник и т.д.).

Описание: педагог показывает детям изображения времен года и предметов, после предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и объяснить почему, а также по каким признакам они определили время года. Дети показывают время года на круговой модели.

Блок 2. Формирование умения использовать условные знаки (цветные фишки) для обозначения частей суток и времен года

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Задача: закреплять умение детей соотносить условный знак (цвет фишки) с частью (временем) суток, изображенной на картинке.

Оборудование: 4 фишки (светло-голубая – утро, желтая – день, оранжевая – вечер, темно-синяя – ночь), картинки с изображением деятельности человека в различное время суток, картинки.

Описание: Воспитатель раздает каждому ребенку по 4 фишки разных цветов, обозначающих части суток. Объясняет задание: «Я буду показывать вам картинки, вы должны внимательно посмотреть на картинку и определить, в какое время суток человек это делает».

В ходе показа воспитателем картинки ребенок должен поднять цветную фишку, определив, к какой части суток относится изображенная деятельность. Можно провести и другой вариант то же самое, но с использованием пейзажных картинок.

Игра «Домики времен года»

Задача: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времен года.

Оборудование: 4 домика разного цвета (красный – лето, желтый – осень, голубой – зима, зеленый – весна). Картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы, предметные картинки.

Описание: Педагог показывает детям домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живет. Затем домики раскладываются по порядку времен года. Дети называют каждое время года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.

Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Блок 3. Формирование представлений о прямой последовательности частей суток и времен года

Дидактическое упражнение «Части суток, стройтесь».

Задача: закрепить умение устанавливать последовательность частей суток, начиная с утра.

Оборудование: Линейная модель частей суток, цветные фишки или флажки.

Описание: Педагог делит детей на команды по 4 человека, раздает каждому по фишке (флажку), обозначающей часть суток. Детям предлагается построиться, ориентируясь по линейной модели, начиная с первого элемента – утра. Чья команда справится быстрее, становится победителем или же детям предлагается построиться, начиная с ночи.

Дидактическая игра «Четыре времени года»

Задачи: закрепить знания детей о последовательности времен года.

Описание: Воспитатель предлагает детям выставить последовательно на магнитной доске кукол, обозначающих времена года. Воспитатель зачитывает рассказ «Четыре сестры» (автор Елена Глызь): «Жили - были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна.

Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее ее не было во всем свете. Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что все вокруг нее расцветало. Она украшала свое ярко-зеленое платье цветами, а в волосы вплетала южный теплый ветер и пела вместе с птицами. Веселой и ласковой была сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом и яркими красками. Самой печальной из всех сестер была Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами в небо, и часто плакала, посылая на землю дождь».

Блок 4. Формирование умения определять прямую и обратную последовательность частей суток и времен года от любого элемента на основе круговой модели

Дидактическое упражнение «Разложи по порядку, начиная с …»

Задача: упражнять детей в определении и назывании последовательности частей суток от любого элемента.

Оборудование: круговая модель суток, фишки, обозначающие части суток.

Описание: Педагог представляет детям фишки, которые надо разложить по порядку, начиная с части суток «утро» / «ночь» / «вечер», ориентируясь на круговую модель суток.

Работа с часами «Времена года»

Задачи: уточнение представлений о временах года, закрепление названий времен года, их последовательности.

Оборудование: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета (осень – желтый, зима – синий, весна – зеленый, лето – красный).

Описание: Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка: - Что здесь нарисовано? Когда это бывает? Что бывает осенью? (Назови признаки осени.) Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки. Обращаем внимание на цвета секторов. Затем педагог спрашивает у детей - Что вы сейчас называли? (Времена года) Сколько всего времен года? («4 времени года»).

Задания для детей: Педагог называет время года и просит ребенка назвать время года, которое идет следом (или предыдущее время года). Педагог задает вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года: (Когда идет снег? Когда снег тает? и т.д.)

После проведения вышеуказанных занятий детей экспериментальной группы заново продиагностировали по тем же методикам, что и в констатирующем этапе эксперимента. Необходимость данного мероприятия в том, что за счет него будет выявлен уровень эффективности педагогического воздействия на детей, в процессе формирования временных представлений.

Таким образом, можно предположить, что существует множество различных методических рекомендаций по формированию и развитию временных представлений у детей 3-4 лет. Выбор той или иной методики зависит от воспитателя и программы дошкольного образования, которое используется ДОУ при составлении плана и программы обучения детей.

2.3. Контрольный этап

После работы по формированию временных представлений у детей младшего дошкольного была проведена повторная диагностика.

Цель контрольного этапа – выявление эффективности проведенного педагогического воздействия на уровень сформированности временных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

В качестве основного метода исследования уровня временных представлений у детей 3-4 лет использовались те же диагностические методики В.П. Новиковой, что и во время констатирующего этапа. Результаты диагностики детей по перечисленным выше методикам отражены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты диагностики на уровень сформированности временных представлений на контрольном этапе

Ф.И. ребенка

«А что делает Заяц?»

«Части суток»

«Времена года»

Общий балл

Уровень знаний

Адыг А.

2

3

3

8

Высокий

Амбаржи А.

3

3

3

9

Высокий

Дараа Д.

3

3

3

9

Высокий

Дартай А.

3

3

3

9

Высокий

Долгар А.

3

3

3

9

Высокий

Иргит А.

2

3

2

7

Средний

Кужугет  А.

3

3

3

9

Высокий

Куулар С-Б.

3

3

3

9

Высокий

Новожакова Д.

3

3

3

9

Высокий

Норбу М.

3

3

2

8

Высокий

Мамбыштай А.

2

3

2

7

Средний

Мицан Э.

3

3

2

8

Высокий

Пирлей А-Х.

3

2

2

7

Средний

Сагалакова К.

2

3

3

8

Высокий

Салчак Б.

3

3

3

9

Высокий

Салчак У-Б.

3

3

3

9

Высокий

Самчат-оол Э.

2

3

2

7

Средний

Серен-Доржу Э.

3

3

2

8

Высокий

Скрипченко А.

3

3

2

8

Высокий

Соян С.

2

3

2

7

Средний

Суртай-оол А.

3

3

2

8

Высокий

Хуурак С.

3

3

3

9

Высокий

Чочанчык В.

2

2

1

5

Низкий

По итогам диагностики видно, что после проведенного формирующего этапа уровень знаний у детей значительно вырос. Так после повторной диагностики большинство детей теперь находятся на высоком уровне сформированности временных представлений. В количественном соотношении выходит: 17 детей – высокий уровень, 5 детей – средний уровень и 1 ребенок – низкий уровень. Таким образом, можно сказать, что большинство дошкольников экспериментальной группы после проведенных занятий и педагогического воздействия повысили свой уровень знаний. Их соотношение можно увидеть на рисунке 2.

Рис.2. Результаты диагностики уровня сформированности временных представлений у детей 3-4 лет во время контрольного этапа

По отдельному изучению результатов по методикам, выходит следующая картина. Во время выполнения первой методики «А что делает Заяц?» 16 дошкольников на высоком уровне, 7 детей на среднем и ни одного (0) на низком. При выполнении методики «Времена суток» следующие показатели, а именно: 21 детей – высокий уровень, 2 – средний и 0 детей на низком уровне. Во время выполнения методики «Времена года» дети демонстрируют такие показатели: 12 дошкольников на высоком уровне, 10 на среднем и 1 ребенок на низком уровне.

По итогам полученных результатов нами была сформирован сравнительный анализ результатов диагностики детей на констатирующем и контрольном этапах опытно-педагогической работы (см. рис. 3).

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов диагностики детей

Изучение гистограммы из рисунка 3 можно заметить значительное улучшение в уровнях сформированности временных представлений у детей по итогу проведенного формирующего этапа. Все дети, которые в начале были на среднем уровне знаний повысили их до высокого. Такая же тенденция наблюдается у детей с низким уровнем, на первоначальном не осталось ни одного. В системе баллов по индивидуальным показателям можно также заметить улучшение. Дошкольники смогли подтянуть те области знаний, где у них наблюдался пробел.

Следует отметить, что трудности в формировании временных представлений были в моменте развития знаний по временам года. Основной причиной данной проблемы мы считаем в том, что в отличии от времен суток, которые встречаются ежедневно в повседневном быту у дошкольников, времена года встречались им намного реже. Детям 3-4 лет трудно отличать осень и весну, они в данном возраста ярко представляют только лето и зиму. Поэтому целесообразным считаем дальнейшую работу по развитии понятий о временах суток и года. Во время математических занятий необходимо акцентировать внимание на различных частях суток при помощи наводящих вопросов. Например, когда вы приходите в детский сад и мы завтракаем? Когда солнце встает и на улице становиться светло? В какое время суток родители вас забирают из детского сада? Также задаются вопросы по распорядку дня дома и в детском саду.

Формирование представлений о временах года также проходит в формате вопрос-ответ, стихов или сказок, особое внимание уделяется признакам времен года. В этом педагогам помогают наблюдения за природой, праздники, карточки и т.п.

По итогу опытно-педагогической работы можно сказать, что педагогический эксперимент продемонстрировал свою эффективность в развитии временных представлений у детей 3-4 лет.

Выводы по второй главе

В процессе исследования участвовала группа, которая состояла из 23 детей младшего дошкольного возраста. Первоначальная работа проводилась в начале педагогического года, когда детям давались упражнения для диагностики уровня сформированности временных представлений. Проверка знаний проходила во время групповых занятий, также некоторые вопросы задавались индивидуально ребенку. Данная работа проводилась для того, чтобы уточнить реальный уровень знаний о времени у каждого из детей. По итогам проверки были разработаны соответствующие рекомендации педагогического воздействия для преодоления установленных на констатирующем этапе проблем.

Дальнейшая работа сводилась к проведению формирующего этапа эксперимента, когда у детей 3-4 лет развивались временные представления. Посредством различных методических рекомендаций были проведены работы по устранению пробелов в знаниях. Итогом опытно-педагогической работы была повторная диагностика уровня знаний о времени у детей. Исходя из этих показателей было выявлена эффективность проведенного формирующего этапа эксперимента и намечен план дальнейших работ для закрепления полученных результатов.

Существует множество различных методических рекомендаций по формированию и развитию временных представлений у детей 3-4 лет. Выбор той или иной методики зависит от воспитателя и программы дошкольного образования, которое используется ДОУ при составлении плана и программы обучения детей.

Постепенно задания для детей 3-4 лет усложняют, задавая вопросы на подобие: Назови все части суток по порядку, начиная с вечера. При этом следует усложнять и наглядный материал, например, использовать те, где изображены действия ребенка, природы и деятельности людей или же только природных явлений.

Таким образом, можно предположить, что существует множество различных методических рекомендаций по формированию и развитию временных представлений у детей 3-4 лет. Выбор той или иной методики зависит от воспитателя и программы дошкольного образования, которое используется ДОУ при составлении плана и программы обучения детей.


Заключение

Для изучения временных представлений необходимо учитывать особенности времени: текучесть, необратимость, непрерывность и отсутствие наглядности. У человека нет специального анализатора времени, поэтому он воспринимает различные свойства времени комплексом анализаторов. Значение формирования временных представлений у дошкольников в том, чтобы познакомить ребенка как с самим понятием времени, с его свойствами и ориентировкой во времени. Обучение детей последнему является неотъемлемой частью познания ребенком окружающего его мира, т.к. его жизнь существует и протекает во времени.

Формирование временных представлений у детей младшего дошкольного возраста необходимо проводить с учетом их возрастных психолого-физиологических особенностей детей 3-4 лет. Поэтому для формирования данных представлений необходимо соблюдать психологические, медицинские, санитарные и правовые рекомендации для детей данного возраста. Затрагивая физиологические и психологические особенности развития детей 3-4 лет, а также с учетом методических предписаний по их развитию.

Существует множество различных методических рекомендаций по формированию и развитию временных представлений у детей 3-4 лет. Выбор той или иной методики зависит от воспитателя и программы дошкольного образования, которое используется ДОУ при составлении плана и программы обучения детей.

Для подтверждения полученных результатов теоретического анализа было решено провести опытно-педагогическую работу с детьми младшего дошкольного возраста. По итогам проверки были разработаны соответствующие рекомендации для преодоления установленных проблем.

Дальнейшая работа сводилась к проведению формирующего этапа эксперимента, по формированию временных представлений. Посредством различных методических рекомендаций были проведены работы по устранению пробелов в знаниях. В начале нашей работы мы составили план проведения дидактических упражнений, направленных на формирование у детей дошкольного возраста временных представлений. Итогом опытно-педагогической работы была повторная диагностика уровня знаний о времени у детей. Исходя из этих показателей была выявлена эффективность проведенного формирующего этапа эксперимента и намечен план дальнейших работ для закрепления полученных результатов.

При этом используются дидактические игры с использованием картинок, вопросов, загадок, стихов. Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток в нужном порядке. Для решения поставленных целей и задач во время занятий в группе ДОУ проводились – игры, упражнения, использовались стихи, сказки и многое другое. Единственным критерием выбора данных методик служило соответствие теме исследования.

В процессе формирования временных представлений необходимо учитывать физиологические и психологические механизмы восприятия времени детьми. Потому что данные анализаторы процесса обучения детей являются главными компонентами успешности дошкольного воспитания.

Полученные положительные результаты в ходе опытно-педагогической работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы. Таким образом, формирование временных представлений у детей младшего дошкольного возраста будет эффективно, если в работе будут широко использованы дидактические игры и приемы моделирования на основе выполнения детьми различных действий.


Список литературы

  1. Андрианова, Е. В. Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр / Е.В. Андрианова. – Текст : электронный // Наша сеть : социальная сеть работников образования : [сайт]. – [Б. м.], 11.08.2013. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/08/11/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavleniy-u-dete....
  2. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2014. – № 14. – С. 243-244 ; То же. - URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/.
  3. Белошистая, А. О диагностике математического развития детей / А. Белошистая. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 3. – C. 11-18; № 5. - С. 23-26.
  4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики : курс лекций / А.В. Белошистая. – Москва : ВЛАДОС, 2010. – 400 с. – Текст : непосредственный.
  5. Белошистая, А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении / А.В. Белошистая. – Текст : непосредственный // Детский сад : теория и практика. – 2011. - № 3. – С. 6-17.
  6. Блехер, Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер. – Текст : непосредственный //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 11. – С.14-23.
  7. Брыкалова, О.Г. К вопросу развития культуры личности в педагогическом аспекте / О.Г. Брыкалова. – Текст : электронный // Kant. – 2014. – № 2 (11). – С. 118-119 ; То же. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-razvitiya-kultury-lichnosti-v-pedagogicheskom-aspekte
  8. Валова, В. Ю. Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста / В.Ю. Валова. – Текст : электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Международной научной конференции (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск, 2014. - С. 28-30. ; То же. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5733/
  9. Васильченко, А. И. Проблема формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста / А.И. Васильченко. – Текст : электронный // Наша сеть : социальная сеть работников образования : [сайт]. – [Б. м.], 23.06.2016. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/06/23/problema-formirovaniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u...
  10. Вернигорова, Н. В. Развитие у детей младшего дошкольного возраста умений оперировать свойствами и отношениями объектов через использование дидактических игр с математическим содержанием / Н.В. Вернигорова. – Текст : электронный // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования : сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции. – Архангельск, 2016. – С. 194-201.
  11. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие : [12+] / М.А. Габова. – 2-е издание, стереотипное. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 535 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575244 (дата обращения: 05.04.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0123-1. – Текст : электронный.
  12. Гильманова, Л.В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста / Л.В. Гильманова. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. –2015. – № 2. – С.57-60.
  13. Гороховцева, Л. А. Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего дошкольного возраста / Л.А. Гороховцева. – Текст : электронный // Концепт : электронный журнал. – 2017. – Т. 13. – С. 127-132. ;  – URL: https://e-koncept.ru/2017/770297.htm
  14. Дмитриева, В. Г. Самые популярные методики раннего развития малыша : методики Марии Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Никитиных, Николая Зайцева / В.Г. Дмитриева. - Москва ; Санкт-Петербург ; Владимир : ACT Сова ВКТ, 2010. – 446 с. – Текст : непосредственный.
  15. Дьяченко, О.М. Дошкольный возраст : психологические основания образовательной работы по развитию способностей / О.М. Дьяченко. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 1. – С. 46-50.
  16. Егошина, С.Н. Логико-математическое развитие дошкольников средствами моделирования / С.Н. Егошина. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь : Меркурий, 2015. – С. 76-82.
  17. Ефимова, Ю. Н. Развитие математических способностей детей второй младшей группы в процессе организации игровой деятельности / Ю.Н. Ефимова. – Текст : непосредственный // Образование и наука в России и за рубежом. – 2017. - № 4 (33). – С. 41-42.
  18. Жексимбаева, Д. М. Формирование элементарных математических представлений младшего дошкольника / Д.М. Жексимбаева. – Текст : непосредственный // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2017. – Т. 1. - № 1(7). – С. 7.
  19. Железцова, Ю. Н. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Ю.Н. Железцова. – Текст : электронный // Колобок : детский сад : [сайт]. – c. Засосна, [б. г.]. – URL: http://www.dszasosn.gvarono.ru/metod.html
  20. Звонова, Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Е.В. Звонова. – Текст : непосредственный // Вестник Российского нового университета. – 2011. – № 1. – С. 113-118.
  21. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : книга для воспитателя детского сада / под редакцией Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко. – Москва : Просвещение, 1989. – 124 с. – Текст : непосредственный.
  22. Истоки : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. – 5-е издание. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с. – Текст : непосредственный.
  23. Крылова, Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 240 с. – Текст : непосредственный.
  24. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Дошкольная педагогика и психология" / А.М. Леушина. – Москва : Просвещение, 1974. – 368 с. – Текст : непосредственный.
  25. Луцковская, С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников / С.Д. Луцковская. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 19.
  26. Масляева, Н. В. Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр / Н.В. Масляева. – Текст : электронный // Наша сеть : социальная сеть работников образования : [сайт]. – [Б. м.], 18.03.2015. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/201 5/03/18/formirovanie-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-mladshego
  27. Михайлова, 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 378 с. – Текст : непосредственный.
  28. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст / В.П. Новикова. – Москва : Мозаика-Синтез. 2000. – 112 с. – Текст : непосредственный.
  29. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с. – Текст : непосредственный.
  30. Пиаже, Ж. Природа интеллекта. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва, 1981. – С. 48-59. – Текст : непосредственный.
  31. Постановление Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"».
  32. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  33. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 мая 2014 г. № 578 «О Координационной группе по вопросам организации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  34. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ».
  35. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2014. – 280 с. – Текст : непосредственный.
  36. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер, Е.Л. Агеева, Н.Б. Венгер и др.; под редакцией Л.А. Венгера. – Москва : Педагогика, 1986. – 224 с. – Текст : непосредственный.
  37. Редько, З.Б. О формировании математических представлений у дошкольников / З.Б. Редько. – Текст : электронный // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. – 2015. - №3. – С. 52-56 ; - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25443969_88818337.pdf
  38. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников : современные направления / Г.А. Репина. – Москва : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – Текст : непосредственный.
  39. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста : книга для воспитателя детского сада / Т.Д. Рихтерман. – 2-е издание, доработанное. – Москва : Просвещение, 1991. – 45 с. – Текст : непосредственный.
  40. Рубинштейн, С.Л. О восприятии времени и пространства / С.Л. Рубинштейн. – Текст : непосредственный// Мир психологии. – 1999. – № 4.
  41. Ручкина, С.В. Использование сказок при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста / С.В. Ручкина. – Текст : электронный // Евразийский научный журнал. – 2015. - № 10. ; – URL: http://journalpro.ru/articles/ispolzovanie-skazok-pri-formirovanii-elementarnykh-matematicheskikh-predstavleniy-u-dete...
  42. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания : учебное пособие / А.И. Савенков. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Москва, 2017. – 240 с. – Текст : непосредственный.
  43. Семенова, Е. В. Дидактические средства математического развития дошкольников : материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика математического развития» / Е.В. Семенова. – Санкт-Петербург., 2014. – 14 с. – Текст : непосредственный.
  44. Серикбаева, Г. Дидактическая игра как средство формирования математических представлений детей младшего дошкольного возраста / Г. Серикбаева, Е. Д. Ли. – Текст : электронный // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сборник статей по материалам VII международной студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2013. - № 7. ; – URL: https://sibac.info/studconf/hum/vii/30941
  45. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях / составители З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – Санкт-Петербург., 1996. – Текст : непосредственный.
  46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013).  – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  47. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : по специальности №2110 "Педагогика и психология (дошкольная)"/ Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под редакцией А.А. Столяра. – Москва : Просвещение, 1988. – 302 с. – Текст : непосредственный.
  48. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития : учебное пособие / Н.И. Фрейлах. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФА-М, 2017. – 240 с. – (Профессиональное образование). – Текст : непосредственный.
  49. Щербакова, Е. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели / Е. Щербакова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 7. – С. 43-46.
  50. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников : учебное пособие / Е.И. Щербакова. – Москва : МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с. – Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотв...

Игры, упражнения, стихи, загадки для формирования временных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Формирование представлений о времени у дошкольников  с ЗПР должно осуществляться в процессе предметно-практической деятельности и с опорой на наглядные пособия, дидактические игры и упражнения....

Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс развивающих мероприятий для формирования временных предстовлений...

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности

В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и со...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...