Игры, упражнения, стихи, загадки для формирования временных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гудкова Ольга Валериевна

Формирование представлений о времени у дошкольников  с ЗПР должно осуществляться в процессе предметно-практической деятельности и с опорой на наглядные пособия, дидактические игры и упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для формирования представлений о времени.

 Части суток.

 

Упражнение «Когда это бывает?»

Цель – уточнение представлений о частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: тематический набор картинок (части суток).

Варианты заданий:

1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)

Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?

Что вы делаете ночью (днём)?

Какое сейчас время суток?

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?

Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день(ночь)?

Какое время суток вам больше нравится? Почему?

3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

Игра «Сутки»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал. 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Ход игры:  Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

 Работа с часами «СУТКИ»:

Цель – уточнение представлений о частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: часы с 4 секторами (картинки: утро, день, вечер, ночь)

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Обращаем внимание на положение солнца:

-Утром становится светло,  солнышко поднимается.

Педагог показывает  сектор, где изображён день, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)

- Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.

Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)

- Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.

Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)

Ночью темно, светит луна.

Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, ночь  и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.

Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День - в жёлтом, Вечер - в сером, а Ночь - в фиолетовом.

Задания для детей:

Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток:  ( Когда мы  завтракаем?  Когда мы спим? и т.д.)

 

Игра «Назовите пропущенное слово»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

Игра «Назовите соседей»

Цель – закрепление последовательности частей суток.

Ход игры: Педагог говорит название : «Назовите соседей утра.» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

Игра «Части суток»

Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.

Ход игры:

Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.

Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

Игра «Что вы делали»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.

 Вчера, сегодня, завтра.

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель – познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).

День, который наступил – называется сегодня.

День, который уже закончился – вчера.

А день, который ещё только будет – завтра.

Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий,  вчера-голубой, завтра-фиолетовый.

Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.

Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.

Работа с блоком «Вчера, сегодня, завтра»

Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: полоска (блок), разделенная на 3 квадрата, в каждом квадрате – липучка, карточки-картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям  блок и  объясняет, что каждый день, происходит что-нибудь интересное. Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписями  вчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты с липучками. На эту липучку будем вешать карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.

Например:

- Что мы делали  сегодня: рисовали – вешаем карточку, которая обозначает рисование.

- Давай вспомним, а что вы делали вчера? – ходили в магазин. Вешаем определённую карточку.

- А теперь давай подумаем, что вы будете делать завтра? – Завтра пойдете в цирк.

Необходимо обращать внимание детей на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.

Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, закрепление представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: мяч

Ход игры: Педагог бросает по очереди мяч детям, говоря короткую фразу, например: «Мы занимаемся…» Ребенок, поймавший мяч, заканчивает фразу (…сегодня).

Примеры фраз:

Мы пойдем гулять…

Вы ходили в парк…

Мы будем читать книгу…

Игра-задание «Что было раньше, что потом»

Цель- закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени.

Материал: набор картинок.

Ход игры: Педагог  предлагает детям разложить картинки по порядку и рассказать, что было раньше, что потом.

Упражнение «Домик дней»

 Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».

Задания:

- Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в нижний кармашек)

- Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)

- Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он  поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску).

Педагог читает детям стихотворение  и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.

Дни недели

Работа с часами «ДНИ НЕДЕЛИ»:

Цель – дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.

Материал: часы «Дни недели» с  цифрами 1-7.

Ход игры: Педагог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня  переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Затем педагог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий  день недели.

Задания:

1. Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке.

(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.

В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?)

2. Педагог называет  день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

«Разноцветная неделька»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.

Материал: разноцветные круги,  цифры от 1 до 7.

Ход игры:  Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.

Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.

Игра «Живая неделя»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.

Материал: картинки- гномики в одежде разного цвета.

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я -- понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я -- вторник. Кто следующий?» и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков.

Задания:

1. Педагог просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена.

2. Педагог просит детей назвать имена гномиков:

 - Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.

«Неделька, стройся»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: цифры 1-7.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник….).

Задания:

1. Педагог просит выйти  день, который обозначает понедельник;… среда и т.д.

2. Педагог просит выйти  день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.

3. Педагог просит выйти  дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.

Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: мяч.

Ход игры: Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог  бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»

Варианты вопросов:

 Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.

Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

Игра-задание «Незнайкина неделя»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: кукла или картинка «Незнайка».

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка.

 Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье – день веселья…Потом среда – но это ерунда.. Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!» Правильно Незнайка назвал дни недели?

Дети исправляют ошибки Незнайки.

 

 Времена года.

Игра с мячом «Бывает - не бывает»

Цель-развитие вербально-логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.

Материал: мяч.

Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Упражнение «Повтори, не ошибись»

Цель – закреплять названия  месяцев (по временам года).

Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни».

Цель – учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.

Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)

Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

 Игра с мячом «Продолжай»

Цель – закреплять умение называть признаки времён года.

Материал: мяч

Ход игры: дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.

Игра  «Четвертый лишний»

Цель – учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

Материал: картинки из д/пос. «Времена года»

Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

 

Упражнение «Назови времена года, месяцы»

Цель – закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.

Материал: картинки из д/пособия «Всё о времени» (времена года и месяцы)

Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.

Игра  Когда это бывает?

Цель - уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.

Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей

Ход игры: Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, синий — зима, зеленый — весна, красный — лето.

Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:

1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);

2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;

3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель – формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?

Цель – закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.

Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель - уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.

Материал: конверт с картинками с изображением разных периодов сезонов.

Ход игры: По команде ведущего ребенок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Игра «Домики времён года»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.

Материал: 4 домика разного цвета (красный-лето, желтый - осень, синий – зима, зелёный – весна), картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.

Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.

Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Работа с часами «Времена года»        

Цель – уточнение представлений о временах года,  закрепление названий времён года, их последовательности.

Материал: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета(осень - желтый, зима-синий, весна-зелёный, лето-красный).

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)

Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки.

Обращаем внимание на цвета секторов.

Затем педагог спрашивает у детей

- Что вы сейчас называли? (Времена года) Сколько всего времен года? («4 времени года»).

 Задания для детей:

  1. Педагог называет время года и просит ребёнка назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).
  2. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года:  ( Когда идет снег?  Когда снег тает? и т.д.)

Игра с мячом «Что за чем?»

Цель – закрепление последовательности времён года.

Материал: мяч.

Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задает вопрос, ребенок отвечая, бросает мяч обратно.

Варианты вопросов:  Зима, а за нею? Весна, а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько времён года? Назови первый месяц осени. и т.д.

Художественные произведения  для закрепления представлений о времени.

Воздействие художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо её значение и в процессе формирования временных представлений. Рассказывание художественных текстов, прежде всего стихотворных, может сопровождать деятельность дефектолога на занятиях с детьми с ЗПР. Литературные произведения применяются в ходе проведения дидактических игр, сюжетных подвижных игр.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку особенности различных свойств и отношений, которые существуют в социальном и природном мире, значимых для познавательного развития ребёнка. Она способствует совершенствованию мышления и воображения, обогащает эмоции, становится незаменимым средством речевого развития.

Литературное произведение как средство развития ребёнка рассматривается в единстве содержания и художественной формы. Выделение в нём различных представлений, в том числе и представлений о времени, будет результативным только при условии, если ребенок с ЗПР к этому подготовлен, т.е. если эти представления на элементарном уровне у него уже сформированы.

Поэтому, выбирая литературные произведения для формирования временных представлений детей, необходимо учитывать уровень сформированности этих представлений и уровень развития связной речи. Правильно подобранное литературное произведение способствует формированию представлений о временах года, частях суток, днях недели.

Части суток.

Проснулись люди,

Спешат на поля.

Явилось солнце,

Ликует земля!

  (А.С.Пушкин)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят,

И летят…летят…летят…

(Е. Трутнева)

Кто, кто в этой комнате живет?

Кто, кто вместе с солнышком встает?

Это Машенька проснулась,

С боку на бок повернулась

И, откинув одеяло,

Вдруг сама на ножки встала.   (А. Барто)

Утро. Небо голубое.

Солнце в небе золотое.

Бегемотик глаз открыл

И опять его закрыл.

Как не хочется вставать,

Все ему бы спать и спать.

Пять минут и еще пять,

Так проходит двадцать пять.

Соня глазки открывает,

недовольно он вздыхает:

"-Почему так рано утро наступает?"

 (Ткаченко Татьяна)

Случится, в солнечный денёк

Ты в лес уйдёшь поглуше-

Присядь попробуй на пенёк,

Не торопись, послушай.

(Я. Аким)

Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошо.

Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,

Всем салфетки раздала.

Прекращайте разговоры-

Я вам супу налила.

  (Е.Благинина)

Уже за окошком темнеет,

И вечер зевнул на ходу.

Из детского сада спешу я скорее,

Я к маме любимой иду! …

 (М. Садовский)

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою на дороге,

Прислонившись к иве.

 (С. Есенин)

Добрый вечер, сад, сад,

Все деревья спят, спят.

И мы тоже все заснём,

Только песенку споём.

 (И. Мазнин)

Спят усталые игрушки,

Книжки спят,

Одеяла и подушки

Ждут ребят,

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам присниться,

Глазки закрывай,

Баю - бай...

(З. Петрова)

Плакали ночью

Желтые клёны:

Вспомнили клёны,

Как были зелёны…

(Э. Мошковская)

Ясно солнышко закатилось,

Светла месяца не видать нигде,

Часты звёздочки

В тучи спрятались,

И темным-темна ночь осенняя!

  (К.Ушинский)

Я с улыбкой просыпаюсь,

Умываюсь, одеваюсь..

Думаю, что это мудро,

Начинать с улыбкой утро.

Полон день забот, хлопот-

Быстро времечко идёт.

Надо только захотеть-

Сможешь многое успеть.

Вечерами, отдыхая,

Славно посидеть за чаем,

Телевизор посмотреть,

Поиграть, пошить, попеть.

Подустали мы немножко.

Ночь крадется черной кошкой

И под звёздный перезвон

Сказочный мурлычет сон.

(Е. Кулагина)

Вчера, сегодня, завтра.

Чтоб скорей дождаться

Завтрашнего дня,

Дети спать ложаться

Рано, без огня.  (А. Барто)

В сад сегодня выносить мы не будем Машу.

На морозе простудить

Можно куклу нашу.

(О. Кригер)

Завтра вы спать еще будете детки,

А уж мы все понесемся на юг.

Нет там не стужи теперь, ни дождей,

Ветер листвы не срывает с ветвей.

 (А. Плещеев)

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось (С. Есенин)

Мама! Глянь-ка из окошка-

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело,

Видно, есть мороз.

(А. Фет)

Ласточки пропали,

А вчера с зарёй

Все грачи летали

Да, как сеть, мелкали

Вон за той горой.

(А. Фет)

НЕДЕЛЯ

 «Новая столовая»

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв-

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело сто сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний,

Путешественник-скворец…

Вот и песенке конец!

  (З.Александрова)

«Лежебока»

В понедельник я проснулся,

А во вторник я зевнул,

В среду сладко потянулся,

А в четверг опять заснул.

Спал я в пятницу,

В субботу не ходил я на работу,

Но зато уж в воскресенье

Спал весь день без пробужденья.

  (Дж. Родари)

«Муха-чистюха»

Жила была Муха-чистюха,

Всё время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник – в вишнёвой наливке.

Во вторник – в томатной подливке.

В среду – в лимонном желе.

В четверг – в киселе и в смоле.

В пятницу – в простокваше,

В компоте и манной каше…

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: - Я больше на в силах!

Ужасно, ужасно устала,

Но кажется чище не стала!

( Я. Бжехва)

В понедельник я стирал,

А во вторник подметал.

В среду с медом пек калач,

А в четверг играл я в мяч,

В пятницу посуду мыл,

А в субботу торт купил

В воскресенье отдыхал,

Сказки добрые читал.

(П. Башмаков).

Понедельник-первый день.

Прогони, дружочек лень.

Мы во вторник очень близко

Познакомились с английским.

В середине же недели

Мы в спортзале попотели.

Музыкальней четверга

В жизни не было пока.

В пятницу у нас чуть свет

Начинается балет.

За неделю мы устали,

В выходные отдыхали.

(Е. Кулагина)

Времена года, месяцы.

«Времена года».

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды -

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

(А. Кузнецова)

Матушка-зима несёт

Рождество и Новый год,

Белый снег и синий лёд,

И сугробы у ворот.

Солнышком весна лучится.

Стаял снег, вернулись птицы.

Пробивается трава,

Распускается листва.

В сарафане, в босоножках,

С земляничкою в лукошке

Манит лето, хоть чуть-чуть,

На природе отдохнуть.

Осень желтою листвою

Осыпает нас с тобою,

В школу детвору зовёт,

Убирает огород.

(Е. Кулагина)

С января, листая год,

Отправляемся в поход.

Неуютно в феврале-

Бродят вьюги по земле.

В марте солнышко пригрело-

Посветлело, потеплело.

Ручейки поют в апреле

Под весёлый звон капели.

В тёплом и весёлом мае

Всё поёт, всё расцветает.

Ягоды в июне зреют,

Травы выше и сочнее.

Как прохладною рукой

Манит нас июль рекой.

Август-время урожая.

Созревает – убираем.

В сентябре взгрустнулось вдруг-

Птицы собрались на юг.

Солнце реже светит-

В октябре то дождь, то ветер.

В ноябре кусты горят-

Догорает листопад.

Снег, декабрь, конец похода…

Не устали? С Новым годом!

(Е. Кулагина)

Зима.

Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.

Была зима - был холод, снег.
Ушла зима - и снега нет.

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

  (И. Воробьева)

 «Декабрь»

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз.  

(С. Маршак)

«Январь»

В январе, в январе

Много снега на дворе,

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печку,

В небо дым идёт столбом.  

(С. Маршак)

«Холодно»

Кто мяукнул у дверей?

Открывайте дверь скорей!

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

  (О.Высотская)

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

  (Г.Ладонщиков)

Как снегурка в шубке белой

Маша с горки едет смело.

Вася катит снежный ком-

Он решил построить дом.

 ( Г.Ладонщиков)

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает, как стекло.

На коньках бежит Алёша,

И в мороз ему тепло.

 ( Г.Ладонщиков)

Весна.

Пройдёт зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые,

Листами изумрудными

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

  (С. Дрожжин)

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лёд,

Будто раскололи.

  (С.Маршак)

Март.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне…

  (С.Маршак)

Апрель.

Апрель, апрель…

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

 (С.Маршак)

В мае.

Я пройдусь по лесам,

Много птичек есть там:

Все порхают, поют,

Гнёзда теплые вьют.

Я пройдусь по лугам,

Мотылёчки есть там:

Как красивы они

В эти майские дни!

(К.Ушинский)

Лето.

Июнь

Пришёл июнь!

Июнь! Июнь!

В саду щебечут птицы

На одуванчик только дунь-

И весь он разлетится.

(С.Маршак)

Август.

Собираем в августе

Урожай плодов,

Много людям радости

После всех трудов. (С.Маршак)

На зелёном на лугу

Пляшет Олечка в кругу.

А весёлый хоровод

Плясовую ей поёт.

 (А.Кузнецова)

Ярко светит солнце,

В воздухе тепло,

И куда не глянешь,

Всё кругом светло.

На лугу пестреют яркие цветы,

Золотом облиты тёмные листы.

 (И.Суриков)

Осень.

«Осень»

Ласточки пропали,

А всера с зарёй

Все грачи летали

Да как есть мелкали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

(А.Фет)

«Осень»

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовой - осине,

Жёлтый зонтик - тополям,

Фрукты осень дарит нам.

 (И.Виноградов)

Листья падают разные

С тополей и дубов.

Листья, падая, кружатся

И летят, и летят.

(А.Романов)

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца. (А.Плещеев)

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуется, там на дне долин

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

 (А.Толстой)

«Сентябрь»

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла.

Мчатся птицы за моря

И открылась школа.

(С.Маршак)

«В октябре»

Солнце спряталось за тучи,

Ветер сильный, холодно,

Листья сыплются, и в кучи

Ветром все их намело.

Речка ходит так сердито,

Лес так жалобно шумит,

Небо тучами закрыто,

Небо дождиком грозит.

Птички все прижались в поле,

Рыбки спрятались на дно…

Холодно все, холодно!

(К.Ушинский)


Загадки, пословицы, поговорки о времени.

Загадки о временах года.

Времена года.

На земле живут сестрички,
У сестричек - по косичке.
Вот зеленая косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает. (весна)
Разноцветная косичка -
Загорелая сестричка.
Тоже трудится умело,
Чтобы все росло и зрело. (лето)
Золотистая косичка -
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет, косит,
Урожай в амбары носит. (осень)
А четвертая косичка -
Белоснежная сестричка.
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет. (зима)

ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ

1. Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает? (Весной.)

2.Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц ...

(март)

3.Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел ...

(апрель)

4.Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край -

Нас теплом встречает...

(май)

5.Новоселье у скворца  

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы ...

(скворечник)

6.Здесь на ветке чей-то дом  

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут ...

(гнездо)

7. На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький ...

(подснежник)

8. Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня... (весна).

9. Мы сегодня рано встали,
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла... (весна)!

10.Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ

1. Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)

2.Жаркий шар на небе светит  

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя, ...

(солнце)

3. Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

Омывая берега,

По полям течет ...(река)

4. Они легкие, как вата,

По небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

Каравеллы-...

(облака)

5. Вот брильянты на листочках,

Вдоль дорожек и на кочках -

Это что за чудеса?

По утру блестит ...

(роса)

6.Заслонили тучи солнце,

Гром раскатисто смеется.

В небе молний полоса -

Значит, началась ...

(гроза)

7.Сыплется из туч горох,

Прыгает к нам на порог.

С крыши катится он в сад.

Что такое? Это - ...

(град)

8.А в июне белый снег

Вновь порадовал нас всех. -

Будто рой ленивых мух,

С тополей слетает ...(пух)

9.Он поплачет над садами  -

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний ...

(дождик)

10.Солнце вечером заходит,

В небе кисточкой проводит.

Уходить не хочет зря.

Остается след - ...

(заря)

11. Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я... (лето).

12. Солнце печет,
Липа цвет
Рожь колосится,
Золотая пшеница.
Кто знает, кто знает,
Когда это бывает?

ОСЕННИЕ ЗАГАДКИ

1. Пусты поля,
Мокнет земля,
Лист опадает -
Когда это бывает? (Осенью.)

2.  Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь).

3. Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь)

4. Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

(ноябрь)

5. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -....

(дождь)

6. Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Собрались  все в стайки ...

(птицы)

7. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно...

(листопад)

8.Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

(поздняя осень)

9.Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее ...

(ледок)

10.Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый ...

(снег)

11. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я... (осень).

12. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают: … (это осень).

ЗАГАДКИ О ЗИМЕ

1. Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зима)

2. Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка ...

(мороз)

3. Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим ...

(лёд)

4. Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная ...

(снежинка)

5. Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья ...(вьюга)

6. Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец - ...

(сосулька)

7. Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает ...

(снеговик)

8. Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это - снежная ...

(метель)

9. Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю
Белю поля, дома
Зовут меня... (зима).

10. Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Месяцы.

 Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы)

Неделя

Братцев этих ровно семь.

Вам они знакомы всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.

(Дни недели)

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

(Дни недели)

Пословицы.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Январь - году начало, зиме середина.
В зимний холод всякий молод.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Как зима не злится, а весне покорится.
Зимы без снега да лета без дождя не бывает.
Зима не лето, в шубу одета.
Февраль силен метелью, а март - капелью.

Физминутки.

Раз, два, раз, два – начинается игра.

(дети хлопают в ладоши)

Разгребаем снег лопатой,

Строим горку во дворе.

(имитируем движения )

Белой и пушистой ватой

Двор украшен в декабре.

(повороты вправо – влево).

Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра.

(ритмично топают ногами)

Солнышко проснулось

Сладко потянулось,

(держатся за руки, идут к центру круга)

Лучиками тонкими

Облаков коснулось.

(поднимают руки вверх, отбегают назад)

Улыбнулись облака

И на землю с высока

(выполняют повороты вправо и влево)

Белые снежинки-

Облаков смешинки

(поднимают руки вверх, делают фонарики)

Полетели, закружились,

Тихо-тихо опустились.

(бегут врассыпную, приседают)

Ветер с листьями играет

(дети вытягивают руки вперед

и делают взмахи из стороны в сторону)

То поднимет, то бросает

(поднимают руки вверх и поднимаются

на носочки, затем приседают)

Кружит в вальсе листопад,

 поздней осени наряд (кружатся).

На ветвях березки белой

Два листочка уцелело.

Ветер тучи гонит

(дети поднимают руки вверх и делают

 взмахи из стороны в сторону)

Дождик слезы льет

(«ступеньками» опускают руки вниз)

Ах, когда же снова лето к нам придет?

(разводят руки в стороны,

поворачивают корпус вправо и влево)

Вслед за летом к югу птицы улетели

(машут руками, как крылышками)

Потому что скоро запоют метели.

(кружатся)

Скоро кончится зима

(дети топают ногами)

Постучится к нам весна.

(хлопают в ладоши)

Солнца жаркие лучи

(поднимают руки вверх)

Превратят снега в ручьи.

(опускают руки, приседают)

Птицы станут щебетать,

(машут руками, как крыльями)

Реки – толстый лёд ломать.

(разводят руки в стороны,

поворачиваются вправо-влево)

Приплыли тучи дождевые

Лей дождик - лей!

(руки вытянуты, ладоши вниз)

Дождинки пляшут,

(потрясти руками, потопать ногами)

Как живые,

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

(наклониться, присесть)

Список используемой литературы

1. Рихтерман Т.Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.» - М.: Просвещение, 1991.

2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Москва, «Мозаика-Синтез», 2006.

3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». СПб. СОЮЗ, 2001.

4. Забрамная С.Д.  «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей» Москва, «Просвещение», 1995.

5.  Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии». Москва «Книголюб», 2008.

 6. Борякова Н.Ю. « Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития». Москва, «Гном-Пресс», 1999.

7.  Ильина М.И. «Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе». «Дельта», 1997.

8. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР» Книга 1,2. Москва. «Школьная пресса», 2004.

9. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР». Москва. «Мозаика-Синтез», 2006.

10.  Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР». Москва. «Мозаика-Синтез», 2006.

11. «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения» Программно-методическое пособие. Под ред. Неретиной Т.Г. Москва. «Баласс», 2004

12. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй мир!» Часть 1. Методические рекомендации. Москва. 2004.

13. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

14. Селезнева Е.В. «Мамина книга». Москва. Издат. Дом МСП, 1997.

15. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени» ТЦ»Сфера», 2009.

16.Калинченко А.В.»Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи» - М.,«Айрис-пресс», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Формирование временных представлений у детей младшего и среднего дошкольного озрастаВведениеДорого вовремя времяВремени много и малоС. Я. МаршакТемой времени пронизаны произведения мног...

Конспект занятия по формированию временных представлений у детей с ЗПР (старшая группа)

Предлагаемый материал поможет педагогам закрепить представления детей с задержкой психического развития о частях суток, их последовательности....

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Данный  комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования,  как грамматического строя родной   речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...

Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом

Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей c ЗПР старшего дошкольного возраста на тему "Морское путешествие"

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей c ЗПР старшего дошкольного возраста на тему "Морское путешествие"....

ДидакДидактические игры по развитию элементические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошк.возраста...