Конспект занятия по формированию математических представлений у детей c ЗПР старшего дошкольного возраста на тему "Морское путешествие"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Бернотене Татьяна Алексеевна

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей c ЗПР старшего дошкольного возраста на тему "Морское путешествие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

учителя-дефектолога Бернотене Т.А.

по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну математики»

для детей с задержкой психического развития старшего возраста.


Коррекционно – образовательные задачи:

-уточнить и расширить знания детей о временных понятиях: утро, вечер, день, ночь

- упражнять в отсчёте предметов в пределах 7 ;

- закреплять умение выкладывать нужное количество предметов на полосе по словесной инструкции педагога,

- совершенствовать умение детей сравнивать и уравнивать множества на иллюстрированном материале, уравнивать множества путём добавления или убавления предметов

- закрепление умения соотносить количество предметов на карточке с цифрой

Закрепить знания об основных цветах и оттенках (оранжевого, коричневого, фиолетового),

-закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) ,

-совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги: различать правую, левую сторону, середину листа.

- формировать умение выкладывать по заданию цифры из камешков

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать психические процессы : произвольного внимания, произвольной памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), речи ,

-развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентировку.

Коррекционно - воспитательные: воспитывать терпение, организованности в работе, аккуратности, умения внимательно слушать инструкции, взаимодействовать с педагогом.

Виды детской деятельности: познавательная деятельность, игровая, коммуникативная.

Планируемые результаты: умение считать до7, знание основных цветов и некоторых оттенков(оранжевый, фиолетовый, коричневый) понятий «утро», «день», «вечер», «ночь», геометрических фигур: круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник) , умение ориентироваться на листе бумаги.

Материалы и оборудование: дидактическая игра «Геометрическая мозаика», карточки с точками, цифры на спинках стула, демонстрационный материал (красные и жёлтые рыбки ), наглядный раздаточный материал ( красные и жёлтые рыбки), разрезные геометрические фигуры, раздаточный материал (разрезные фигуры на тарелочках, листы бумаги) , мультимедийный проектор, контейнер с песком, цифры на магнитах, цветные камни.


Содержание образовательной деятельности.

  1. Введение игрового момента:

Дети входят в группу, становятся полукругом возле дефектолога

Дефектолог: Здравствуйте ребята!

Дети: Здороваются с педагогом.

Дефектолог: Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие в страну математики. А на чём мы отправимся в путешествие, нам поможет отгадать схема из геометрических фигур

Дети из геометрических фигур на коврографе выкладывают кораблик.

Дефектолог: Ребята на чем же мы отправимся в путешествие?

Дети: Мы отправимся на корабле.

(На экране появляется изображение корабля)

II. Основная часть. Путешествие в страну математики.

Дефектолог: Что бы попасть на корабль, необходимо взять билет. Будьте внимательны: сосчитайте количество точек на билете, найдите соответствующую цифру на стуле и займите свои места

(Дети берут «билеты», находят стул с соответствующей цифрой и занимают свои места)

(На экране изображение корабля, слышится гудок)

Дефектолог: Мы отплываем.

Дефектолог: Ребята, мы приплыли на остров. Жители этого острова любят играть. Они приготовили для нас игру «Когда это бывает?»

1. Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».

Дефектолог загадывает загадки о частях суток

На траву роса ложится

Ну а нам пора вставать

На зарядку становиться

Чтобы лучше день начать

Дефектолог: Когда это бывает?

Дети: Это бывает утром

(На экране картина с изображением утра)

Свет струится и струится

Звуками земля полна

Заняты делами птицы

Да и птахам не до сна

Дефектолог: Когда это бывает?

Дети: Это бывает днём.

(На экране картина с изображением дня.)

Мы уже зеваем сладко

Тени тут и там снуют

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну

Дефектолог: Когда это бывает?

Дети: Это бывает вечером.

(На экране картина с изображением вечера)

Звёзды пляшут и резвятся

Шепчут что-то фонари

Чудеса ребятам снятся

Что продлятся до зари

Дефектолог: Когда это бывает?

Дети: Это бывает ночью.

(На экране картина с изображением ночи)

Дефектолог: Ребята, мы с вами отгадали: утро, день, вечер, ночь.

Как мы всё это назовём?

Дети: Части суток.

Дефектолог: Мы дальше отправляемся в путь. Сигнал корабля.

И снова на нашем пути остров.

( На экране изображение рыбок)

Дефектолог: Ой, посмотрите, какие красивые рыбки. Как их тут много. А у вас  тоже рыбки.

- Одинаковые рыбки или разные?

Дети: Разные

Дефектолог: Чем они отличаются?

Дети: Они разные по цвету.

Дефектолог: Давайте сосчитаем сколько мы поймали рыбок.

2.Счет.

Один ребёнок считает и выкладывает рыбок у доски, остальные на местах

Дефектолог: Карина, отсчитай и выложи на верхнюю полоску 6 красных рыбок.

- И вы ребята, отсчитайте 6 красных рыбок и выложите на верхнюю полоску

Дефектолог: Ребята, как мы будем выкладывать рыбок?

Дети: От красной линии слева направо.

Дефектолог: Ваня, отсчитай и выложи на нижнюю полоску на 1 жёлтую рыбку больше, чем красных.

И вы, ребята, отсчитайте и выложите на нижнюю полосу на 1 жёлтую рыбку больше, чем красных рыбок.

Дефектолог:  каких рыбок больше?

- Красных

Дефектолог:  на сколько красных рыбок больше?

- На одну красную рыбку больше.

Дефектолог: , каких рыбок меньше?

- Жёлтых

Дефектолог:  на сколько жёлтых рыбок меньше, чем красных

- На одну меньше.

Дефектолог:  что надо сделать, что бы красных и жёлтых рыбок стало поровну, по семь.

- Добавим одну жёлтую рыбку

Дефектолог: А вы дети, добавьте жёлтую рыбку у себя.

Дефектолог:  что мы можем сказать о количестве красных и жёлтых рыбок?

-Поровну, по семь.

(Дефектолог убирает 1 красную рыбку)

Дефектолог: каких рыбок теперь меньше?

-Красных

Дефектолог:  на сколько красных рыбок меньше, чем жёлтых?

-На одну красную рыбку меньше

Дефектолог:  что нужно сделать, чтобы красных и жёлтых рыбок стало поровну по шесть?

- Убрать одну лишнюю жёлтую рыбку.

Дефектолог: Молодцы ребята!

Дефектолог: А сейчас мы выходим в открытое море ( дети выходят в середину зала и становятся полукругом. На экране проектора картинка с изображением моря. Звук: шум моря

3. Физкультминутка

И вот перед нами море

( руки вперёд и в стороны)

Бушует, шумит

на просторе

(волнообразные движения поднятыми руками вверх)

А в море высокая

ходит волна

Вверх до небес

( поднять руки вверх через стороны, подняться на носки)

Вниз до дна

(присесть, коснуться руками пола)

Качает вода сонная

водоросли зелёные

( ноги на ширине плеч, руки опущены вниз)

Вправо качает ,и влево качает

Откинет назад

И наклонит вперёд

(поднять руки вверх, откинуть назад)

Дефектолог: Мы с вами подплыли к острову. Здесь какие то фигурки .Как вы думаете ребята, что это за остров?

-Это остров геометрических фигур.

4. Дидактическая игра: «Собери фигуру»

(Дети подходят к «острову» , где разложены геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей)

Дефектолог: Соберите из частей фигуру, расскажите, что у вас получилось

(Дети присаживаются и собирают геометрические фигуры)

Дефектолог: Молодцы, вы все справились с этим заданием.

Вернёмся на свои места.

5.Дидактическая игра «Карта геометрических фигур?»

Дефектолог: Жители острова геометрических фигур нарисовали карту, которая поможет быстрее добраться до математической страны. Но не хотят жители делиться с ребятами картой, поэтому вам нужно запомнить , как расположены фигуры на карте и выложить у себя на листах.

(На экране появляется изображение геометрических фигур.)

Дефектолог: Возьмите «бинокли», внимательно рассмотрите, как расположены фигуры на карте. Запомните.

(Карта с фигурами исчезает)

Дефектолог: Выложите фигуры у себя на листах, точно так же, как они были расположены на карте.

Дети выкладывают геометрические фигуры на листах.

Дефектолог: Ребята, жители острова дали нам возможность проверить правильно ли мы нарисовали карту. Только вы должны назвать, где у вас расположены фигуры.

( На экране вновь появляется изображение карты)

Дефектолог: Вот мы и приплыли в страну математики. Нас приветствует королева математики.

(На экране изображение и голос королевы математики)

Королева математики: Здравствуйте ребята! Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Но у меня для вас есть ещё 1 задание.

Слушайте внимательно: в песке лежат цифры. Найдите каждый по цифре и выложите её из морских камешков.

6.Пальчиковый бассейн

Дети отыскивают цифру в тазике с песком и называют цифру.

7. Дидактическое упражнение «Выложи цифру»

Дети выкладывают каждый свою цифру из цветных камешков на простыне под релаксирующую музыку

III. Анализ занятия

Дефектолог: Ребята, наше путешествие заканчивается, нам пора возвращаться в группу.

Дефектолог: Что интерсеного было в путешествии?

Дефектолог: Предлагаю вспомнить , чем мы занимались на занятии?

Дети:

Выкладывали кораблик из геометрических фигур;

- Отгадывали загадки о частях суток;

- Считали рыбок;

- Собирали геометрические фигуры из частей;

- Делали карту из геометрических фигур;

- Искали цифры в песке;

- Выкладывали цифры из камешков

Дефектолог: Сегодня все хорошо занимались!

Ребята, вы были сегодня молодцы!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию математических представлений у детей 6-7 лет "Школа космонавтов".

Занятие направлено на систематизацию знаний детей  о составе числа 10, а также умение ориентироваться на плоскости листа в клетку и разгадывать ребусы....

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Цели:Формирование навыка счета у детей старшего дошкольного возраста и (прямой, обратный);Задачи:1. ...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста  Цель: формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возра...

Формирование математических представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в дочисловой период.

Уже в младшем дошкольном возрасте начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие колич...

Конспект занятия по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Геометрические фигуры"

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных ...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: "Один-много, длиннее-короче"

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: "Один-много, длиннее-короче"...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Количество и счет»

Одной из наиболее актуальных и важных задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс ока...