Игровой стретчинг как средство развития физического и психоэмоционального здоровья детей
методическая разработка

Методическия рекомендации для воспитателей и инструкторов по физической культуре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_stretching._metod_rekomendatsii.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для воспитателей и инструкторов по физической культуре ДОУ

«Игровой стретчинг как средство физического

и психо-эмоционального здоровья воспитанников»

Подготовила

Инструктор по физической культуре

Гаврилова К.А.

го Мытищи 2019

Первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса является охрана и укрепление здоровья детей.

Именно в дошкольный период происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности, формируются основы физического и психического здоровья детей.

Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.

Основные условия такого формирования следующие:

  • создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;
  • воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
  • ˗ развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
  • ˗ создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе
  • освоения двигательного опыта.

Очень важно проводить комплекс занятий, игр и упражнений, направленных на развитие и совершенствование движений детей, используя при этом методику обучения, стимулирующую работу мышления, творческой активности, развития выносливости и гибкости.

Среди разнообразных инновационных технологий, существует технология игрового стретчинга.

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Гибкость нашего тела - это наша молодость, а молодость и здоровье необходимо беречь с детства.

Благодаря стретчингу формируется правильная осанка, вырабатывается выносливость и старательность, увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность.

Занятие игрового стретчинга, как и любое занятие по физической культуре, включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.

Продолжительность занятия может длиться от 15 до 30 мин в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.

Во вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

В качестве общеразвивающих упражнений используются музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию, эмоциональное настроение ребенка.

В основной части переходим непосредственно к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия.

На первом — знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных.

На втором —совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов.

Занятия с использованием игрового стретчинга можно преврaтить в увлекaтельную игру-скaзку, ведь игра — ведущий вид деятельности дошкольника, а также составляющая основной части занятия.

Игрa может носить более или менее активный характер.

В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей.

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.

Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Упражнения на релаксацию в игровой форме нужно включать в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.

Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.

Например, проведения утреней гимнaстики в форме увлекательной игры-сказки: «Такие разные животные» дошкольники осуществляют показ того или иного образа в двигательной деятельности.

Построение комплекса предусматривает поочередное включение верхних и нижних групп мышц в работу, чередование напряжения мышц с их расслаблением, чередование противоположных движений (сгибание – разгибание, наклоны вперед, наклоны назад).

Обычно всегда дети задают вопросы: «Как слон использует свой большой хобот?» «А можем ли мы как ежики свернуться в клубок?» «Как мартышка так цепко хватается за ветки и не падает при этом?»

На зaнятиях дети знакомятся с повадками животных, с их особенностями, со способами их передвижения; становятся более рaскрепощенными, aктивными в ходе освоения специальных упражнений игрового стретчинга; учатся держать осанку более естественной; выполнять растяжку в наклоне назад, вперед и в бок; осваивать упражнения различной сложности.

Сюжетное содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.

В двигaтельных образцов широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.

Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения.

 

Приложение. Комплексы игровогостретчинга

  1. Комплекс «Цветок» 
    Педагог рассказывает детям: Кто из вас видел, как в саду или на лугу распускаются цветы? А как ведут себя цветы вечером? Кто мне скажет, какие цветы расцветают осенью? Да, конечно, это разноцветные астры. На латинском языке слово «астра» означает «звезда». Осенью у нас в саду расцветают розовые, белые, фиолетовые звезды. И еще — прекрасные хризантемы. Это очень изящные цветы. У них много лепестков, часто закрученных в трубочку. Обычно хризантемы белые, но встречаются желтые и розовые. Они цветут долго, иногда даже до первого снега. А ранней осенью на высоких кустах распускаются гордые георгины. Они, как и астры, тоже бывают разного цвета — красные, малиновые, белые, розовые, сиреневые. У георгин нежные, немного бархатистые лепестки. Представьте, что вы в осеннем саду, что вы — изящные астры, прекрасные хризантемы или георгины. Покажем, как цветок утром раскрывает свои лепестки, как тянется к солнышку, как вечером засыпает. Каждый из вас будет лепестком большого осеннего цветка. 
     

Описание упражнений . Дети ложатся на спину, ногами к центру круга, руки вытянуты вдоль туловища. 
1. «Цветок проснулся» — поднять голову, локти остаются на полу. 
2.Приподнять грудь, руки поднять и вытянуть параллельно полу ладонями вниз. 
3. «Тянется к солнышку» — сесть, выпрямив спину, руки подняты над головой, тянуться кончиками пальцев как можно выше. 
4. «Цветок раскрылся» — наклонить прямую спину чуть-чуть назад. Руки плавно закруглить, соединив кончики пальцев — образуется форма лепестка. 
5. «Подул ветерок» — руки сохраняют прежнее положение, легко покачивать корпусом вперед-назад. 
6. «Цветок закрывается» — слегка наклониться, голову опустить, руки вытянуть параллельно полу ладонями вниз. 
7. «Цветок заснул» — наклониться как можно ниже, стремясь головой достать колени. Руки мягко положить на ноги. 
8. «На цветочек села бабочка» - выполнить упражнение «бабочка» 
9. «Бабочка увидела еще один цветочек и полетела на другой» - Раскрыть ноги как можно шире в стороны, руки поднять вверх, машем кистями, как будто крылья бабочки машут. Затем наклон к правой ноге, стараясь ручками достать к носочкам. Вновь потянутся вверх, изобразить крылья бабочек кистями. Наклон к другой ноге – «бабочка полетела к другому цветочку» 
10. «А тут на полянке, где растут цветочки, лезут муравьи, такие маленькие» Раскрыть ноги в стороны, как можно шире и начиная от паха, «бежим» пальчиками по полу, стараясь как можно дальше, чтобы постараться лечь всем корпусом на пол. Затем «муравьи бегут назад» - возвращаемся в исходное положение. 
11. «Цветочек рос возле речки, где детки любили плавать» - ложимся на живот, поднимаем верхнюю часть корпуса, и имитируем плаванье, руки также работают (упражнение для спины) 
12. «Детки плыли и увидели морских звездочек» - Ноги раскрыть, шире уровня плеч. Руки также раскрыть в стороны вверх. Оторвать от пола ноги и руки, задержатся в данной позе и вернуться в и.п. 
13. «Но, вот детки искупались и увидели возле цветочка – улитку. А у улитки домик кругленький на спинке» - упражнение «улитка» Ножки раскрыть в сторону и достать носочками ножек до головы. Каждый раз нужно возвращаться в исходное положение. 
14. «К цветочку подошла кошечка» - упражнение кошечка злая и добрая. 
15. «И тут опять прилетела бабочка и села кошечке на ушко» - подняться с пола на ноги, потянуться корпусом вверх, ручки поднять вверх, сделать взмахи кистями – бабочка летит. Выполнить полное приседание – «бабочка села на ушко кошечке» - повторить несколько раз. 
16. «А тут воробышек прискакал» - прыжки на двух ножках

2  Комплекс "Путешествие по острову"

1.Складочка. Перед нашим путешествием надо сложить необходимые вещи в чемодан. На 3 счета наклоняемся вперед к ногам (закрываем чемодан), стопы тянем в пол, на 4 руки вытягиваем вверх, стопы сокращенные.

2.Велосипед. Сложили вещи в чемодан, садимся на велосипед и отправляемся в наше путешествие! Лежа на животе, руки перед собой держат воображаемый руль, ноги крутят педали. Едем-едем, вдруг перед нами большая гора и велосипед начинает медленно ехать в гору (крутим очень медленно), а затем с горы поехали бысто-быстро! И приехали на красивую поляну, а на поляне лягушки спят.

3.Лягушка. Вот мы разбудили лягушек, они проснулись, позевали, потянулись, но вдруг увидели цаплю, испугались и спрятались (наклонились вперед) Цаплю изображает педагог, пробегая мимо лягушек. И вот цапля убежала, лягушки подняли свои головы, засмеялись и захлопали. И поскакали к своей подружке - улитке.

4.Улитка. Показываем, как улитка прячется в свой домик, а потом выходит погулять. Лежа на спине ноги поднять наверх и постараться достать ногами за головой до пола, затем ноги опускаются на пол, поднимаем спинку (положение сидя, носочки натянуты) и показываем рожки у улитки на голове. Идем мы дальше по полянке, и видим, змея ползет и шипит.

5.Змея. Лежа на животе, руки на уровне пояса. Выполняется прогиб назад, возвращаемся в исходное положение и шипим. Уползла змея. Мы испугались змею, сели на велосипед и поехали дальше.....едем-едем, впереди большая речка, а над ней красивый высокий мост, давайте проедем по мосту!

6.Мостик. Можно с колен, можно из положения лежа. Проехали по мосту и решили поймать рыбку в речке. Давайте сядем в лодку.

7. Лодочка. Лежа на животе, поднимаем натянутые руки и ноги. И вот подул сильный ветер и нашу лодку сильно закачало. Раскачиваем попеременно руки наверх, ноги. Ветер стих и решили мы ловить рыбку на удочки.

8.Наклоны к ногам. Сидим на попе, ноги широко, носочки и колени тянем в пол. Наклоняемся к правой ноге (закидываем удочку направо), наклон к левой ноге, тянемся вперед... не поймали рыбку, а поймали морскую звезду (руки в стороны, спина прямая). Взяли с собой морскую звезду, сели на велосипед и поехали домой!!!

3  комплекс «Иришкины именины»

История эта случилась в одном детском саду. В нём было много игрушек. Днём дети с ними играли, а ночью оставались одни.
И вот однажды, когда всех детей забрали домой и детский сад опустел, игрушки отправились в муз. зал («Ходьба»: Сесть в позу прямого угла, ноги вместе. Сгибать ноги в коленях поочерёдно к себе). Там их ждала кукла Ириша, которую все очень любили. Сегодня игрушки собрались в зале, чтобы отпраздновать Иришины именины.
Первой пришла поздравить черепаха («Черепаха»:и.п. стать на колени, носки оттянуты, сесть на пятки. Руки поднять вверх, ладони сложены вместе. Медленно наклоняться вниз, пока лоб и рёбра ладоней не коснуться пола. Вытянуться как можно дальше. Руки прямые, ягодицы прижаты к пяткам. Вернуться в и.п.) Она подарила книжку.

Следом за черепахой приползла змейка. Она держала во рту красивое колечко. (« Змея»). Иришка одела его на пальчик и стала ещё красивее (повороты кистями, любуемся колечком, радуемся).
Только куклы хотели устроить бал, как вдруг видят - пчёлка летит. («Пчёлка». И.п.сесть на пятки. Согнутые в локтях руки положить на пояс ладонью наружу. Вывести вперёд плечи, стараясь соединить локти перед грудью. Вернуться в и.п. Развернуть плечи, стараясь свести локти за спиной. Вернуться в и.п.).

Подарок она принесла необходимый - букетик полевых цветов. («Цветок». Сед по турецки, руки вверх). Только все игрушки хотели пуститься в пляс, как услышали: «Подождите». И в дверь вбежала лисичка. (« Лисичка». И.п. четвереньки, прогиб спины вверх- вниз, «вилять хвостиком»). Лисичка подарила Иришке большой торт. Все игрушки уселись и стали угощаться. (Ноги прямые раскрыть в стороны, тянемся вперёд за угощеньем, мимика — вкусно).

Потом они принялись развлекать Иришку. Первыми зарезвились рыбки («Рыбки» И.п. лежа на животе, соединить руки за спиной в замок, потянуться руками назад, отрывая грудь от пола).
На середину вышел «Ванька-встанька». Он так быстро ложился и вставал, что у гостей головы закружились («Ванька-встанька», перекаты на спине).
А потом все остальные игрушки подарили большой велосипед. Тут началось настоящее веселье. («Велосипед»,лежа на спине, опираясь локтями на пол, имитировать ногами езду на велосипеде).

Вдруг заиграла весёлая музыка, все начали танцевать. («Танец». Импровизация под музыку).
Когда на другое утро дети пришли в садик, всё было как обычно, все игрушки лежали на своих местах.

4  Комплекс  «Путешествие в лес»

Мы отправимся в лес. Берем велосипеды - так быстрее доберёмся (велосипед). Вот мы и в лесу. Здесь много деревьев (Стоя на двух ногах, соединить прямые  руки над головой, потянуться вверх. Усложненный вариант – прижать одну стопу к внутренней стороне опорной ноги, отвести колено в сторону).
Вдруг слышим: кто-то по лесу идет. Это же разбойники! (мимика испуг). Что же нам делать? Давайте превратимся в разных зверей: лисят, волчат, медвежат (Дети придумывают разные позы в положении четвереньки). Но разбойники сразу же ловить их принялись. Начали звери убегать (ползание на четвереньках).
Нужно скорее в кого-нибудь другого превращаться. Давайте станем змеями и зашипим на них все вместе (змея). Испугались разбойники и убежали от нас. Превратились снова в детей (мимика радость).
А мы стали на полянку выбираться. На полянке хорошо, солнышко светит. (сед по турецки, руки вверх).
Вдруг видим: стрекозы к нам летят (лёжа на животе – поднимем прямые руки «крылья»).

Милые, стрекозки, научите нас летать! А стрекозки отвечают: « Милые ребятки, так как мы, вы все - равно летать не сможете. Но на нашей полянке есть чудесные качели. Садитесь на них, и мы полетаем вместе!» И стрекозы полетели вперёд, указывая нам дорогу (стрекоза: и.п .Встать на колени, немного раздвинув их. Руки прямые в стороны, ладони вниз. Наклоны влево - вправо.)
Пришли мы на полянку, сели на качели и стали качаться (качели:и.п.- лёжа на спине, махи прямыми руками над головой: вверх за голову, вниз- к ногам.)

Увидели мы рядом озеро. Вода в нём чистая (имитация - брызгаемся, стряхиваем водичку с ладошек).
Над озером летали ласточки (ласточка:и.п.-стоя,ноги вместе, руки разведены в стороны, ладони вниз. Стоя на одной ноге, не сгибая ее, перевести тело и вторую ногу (нога прямая с оттянутым носком) в горизонтальное положение. Руки прямые. Голова вперёд, вверх. Задержаться нужное время. То же с др. ноги.).
Так незаметно прошёл день в лесу. На прощанье, когда мы уже садились на велосипеды, чтобы ехать домой, из леса выбежал заяц.(прыжки на двух ногах).Зайчик попрощался и убежал в свой лес.
А нам пора домой. Пусть ветерок дует нам в лицо (дыхательное упр. Ветер).

Список литературы:

  1. Назарова А.Г. Игровой стретчинг: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
  2. Андреева, Е. В. Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста
  3. Ахматова, Ю.А. Статья игровой стретчинг как способ повышения интереса к физкультурным занятиям
  4. Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду
  5. Сулим, Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей дошкольного возраста

Почему эффективные методики развития гибкости у детей привлекают такое внимание педагогов и родителей,  обеспокоенных физическим состоянием чад? Все просто. Дело в том, что сегодня процентный пок...

ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РИСКАМИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

В статье рассказывается, как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья и рисками их возникновения справится с недугом, через игровой стретчинг. Описаны значения и правила проведения игрово...

Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей — одна из важнейших в современном дошкольном образовании. Организация достаточной двигательной активности детей дошкольного во...

Проект инновационной деятельности "Игровой стретчинг как средство развития гибкости и психоэмоционального комфорта для детей старшего возраста"

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников-одна из важнейших в жизни современного общества. Обозначенные в ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры предполагают, что на этапе заверше...

Нетрадиционное рисование как средство укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста

На занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у детей развиваются творческие способности.  Рисуя, ребенок учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их, свобо...