Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре (средняя группа) на тему

Воеводина Ангелина Михайловна

Почему эффективные методики развития гибкости у детей привлекают такое внимание педагогов и родителей,  обеспокоенных физическим состоянием чад? Все просто. Дело в том, что сегодня процентный показатель здоровых детей неутешителен и составляет не более 4% от всех детей дошкольного возраста.

С каждым годом этот показатель ухудшается, и все больше детей еще до того, как поступают в школу, начинают испытывать проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Если родители или педагоги заметили у ребенка дошкольного возраста проблемы с осанкой, то должны обязательно принять меры, не дожидаясь усугубления ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему эффективные методики развития гибкости у детей привлекают такое внимание педагогов и родителей,  обеспокоенных физическим состоянием чад? Все просто. Дело в том, что сегодня процентный показатель здоровых детей неутешителен и составляет не более 4% от всех детей дошкольного возраста.

С каждым годом этот показатель ухудшается, и все больше детей еще до того, как поступают в школу, начинают испытывать проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Если родители или педагоги заметили у ребенка дошкольного возраста проблемы с осанкой, то должны обязательно принять меры, не дожидаясь усугубления ситуации.

ДЛЯ ЧЕГО РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ГИБКОСТЬ?

Развитие гибкости у ребят дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Упражнения для развития гибкости помогут:

  • укрепить суставы и связки;
  • укрепить мышечные волокна;
  • сделать мышцы более эластичными;
  • предупредить травмы.

Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем. От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей.

Ребята дошкольного возраста очень часто гибкие от природы, по крайней мере большая их часть. Тем не менее это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Со временем, если не внедрить в жизнь дошкольника занятия,  направленные на развитие гибкости, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.

Гибкие и пластичные дети не только более активные и ловкие. При всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению. Выполняя физические упражнения, ребенок с нормально развитой гибкостью потратит в разы меньше энергии, чем сверстники, а значит, меньше устанет.

Дополнительно стоит отметить, что дети, активно работающие над упражнениями, развивающими гибкость, отличаются легкой эффектной походкой и практически идеальной осанкой, которой удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.

Развивать гибкость у детей дошкольного возраста нужно начинать с раннего детства. В 2-3 года малышам гораздо проще выполнять упражнения на растяжку, чем в более старшем возрасте. Если заниматься с крохой с рождения, к моменту поступления в школу он не утратит природной гибкости, заложенной в нем на генетическом уровне.

Гибкость -- это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п. Пассивная гибкость развивается в 1,5-2,0 раза быстрее, чем активная. (. Попов А.Л. ).

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая -- в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость -- амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Общая гибкость приобретается в процессе выполнения многочисленных и  разнохарактерных упражнений, направленных на  всестороннее физическое  развитие. Среди них много упражнений,  развивающих  подвижность в  суставах. Это различные  наклоны,  вращения,  взмахи  и  т.п.,  выполняемые  с  максимальной  амплитудой. Общая гибкость является основой для развития специальной  гибкости. Специальная гибкость  приобретается  в  процессе выполнения специальных упражнений, улучшающих  подвижность именно тех  суставов, движения, в которых строго соответствуют специфике избранного  вида  спорта.  Такие  специальные  упражнения сходны  по  форме с  соответствующими  движениями избранного вида спорта, но  выполняются с  большей  амплитудой. Обязательно следует учитывать характер избранного вида  спорта: для быстрых  действий  спортсмена в целостном виде спорта нужны быстрые упражнения на гибкость,  для  силовых видов - амплитудные движения, связанные  с  проявлением  силы  и  т.д.  Но  при выборе упражнений на гибкость  следует  придерживаться  комплексного  подхода, поскольку в каждом из видов спорта движения определяются  разными  режимами  в  проявлении физических качеств. Упражнения  на  гибкость  могут  быть активными и  пассивными,  выполняемыми самостоятельно, с помощью  партнёров  или  отягощением.  Активные  в свою очередь делятся  на  упражнения, выполняемые  без  отягощения, и упражнения, выполняемые с отягощениями (гантели,  набивной мяч, гриф от штанги  и  др.) Упражнения  на  гибкость  выполняются с разной быстротой. Медленно - со слабо подготовленными  спортсменами, с большой быстротой - с хорошо тренированными  учениками. Быстрота  выполнения тесно  связана  с  особенностями  каждого  конкретного  вида  спорта.
Упражнения на  гибкость выполняются в  виде пружинистых сгибаний - разгибаний, махов, статических  напряжений, а также с  преодолением  сопротивления  в парных  упражнениях  и  на  тренажёрах.
Пружинистые сгибания  -  разгибания выполняются сериями из 3 - 5  ритмичных повторений  подряд,  с  постепенно  увеличивающейся амплитудой. Пружинистое выполнение упражнений  позволяет легче  увеличивать амплитуду, достигать  её максимальной  величины [11].
Маховые  движения выполняются в виде  однократных  и повторных  взмахов.  Использование при  этом инерции  движений позволяет  повысить их  эффективность.
Упражнения на гибкость со статическим напряжением характеризуются фиксированной  позой. Мышцы  при  этом находятся  в  растянутом состоянии 5 – 10  сек.  
В процессе  воспитания гибкости применяются  упражнения,  в которых  движения  осуществляются  с  помощью  партнёра. Их  эффективность  высока.
Упражнения на растягивание следует выполнять, постепенно  увеличивая амплитуду.  Вначале выполнение  медленное,  а  затем  всё  быстрей.  Следует  соблюдать  осторожность  при  увеличении амплитуды  в  пассивных  упражнениях  и  в  упражнениях  с отягощениями.
Для достижения  большей  амплитуды движений  в  специальных упражнениях используется какая-либо предметная  цель  (в  наклоне вперёд коснуться ладонями  пола, сделать  «шпагат» и  др.).
Развитие  гибкости требует большого  числа  повторений каждого  упражнения.  Для того,  чтобы избежать  однообразности и  монотонности многократного повторения,  а  также  предотвратить адаптационные  последствия,  которые  могут  наступить  после  длительного выполнения одних  и  тех  же  упражнений,  следует  подбирать упражнения,  несколько  различающиеся  по  форме,  но  одинаковые  по  воздействию  на мышцы.  Таким образом,  общая  сумма  повторений  упражнений,  воздействующих  на  одну  группу  мышц, будет оптимальна,  а нагрузка  на психику  резко  снизится [11].
Прежде  чем  выполнять  упражнения  с большей  амплитудой,  необходимо  усилить  кровообращение  в  тех  мышцах,  которые  будут  подвергаться  растягиванию, для  того, чтобы  мышцы  приобрели  рабочее  состояние. Недостаточное разогревание  мышц  является  основной  причиной возникновения  мышечных  травм  при  выполнении упражнений с  большой  амплитудой.  
При  выполнении  упражнений, развивающих  гибкость,  необходимо  добиваться  предельной  в  данном  задании  амплитуды движений. По мере  роста  тренированности предельная амплитуда движений  в  каждом  конкретном  упражнении будет  постепенно повышаться.  Но упражнения  эффективны лишь  в  том  случае,  когда максимальная амплитуда достигается без  болевых  ощущений.  Если  болевые ощущения  появились,  то  следует прекратить выполнение  упражнения.  Необходимо быть  внимательным, чтобы вовремя почувствовать  боль. При  этом  необходимо  учитывать,  что  боль  может  быть двух  видов  -  приятной и  неприятной, режущей. Упражнения  с  амплитудой  ниже  предельной  также развивают гибкость,  но  менее  эффективно.
Если  на следующий после  занятия  день  появляется боль  в мышцах,  которые  подверглись  растягиванию,  то  это  свидетельствует  о повышенной  нагрузке, которую нужно снизить. 
Общее  число  повторений  упражнений в каждой  группе  на  растягивание  определённой  мышечной  зоны  должно  постепенно  возрастать:  от  10 упражнений в первом  занятии  до 90 – 100  через 3  месяце  тренировок. Число  повторений одного  упражнения  зависит как  от массы мышечных  групп, которые  подвергаются  воздействию, так  и  от  формы сочленений. Для  получения максимального  эффекта от  занятий целесообразно ежедневное выполнение упражнений.  Под  воздействием регулярных тренировочных нагрузок  уровень гибкости довольно быстро повышается, при  этом с  каждым  занятием  увеличивается  и продолжительность сохранения высокого  уровня гибкости  в  течение дня.
Быстрый  рост показателей  гибкости происходит примерно на  протяжении первых трёх месяцев занятий, затем показатели гибкости  увеличиваются медленней.  Если  прекратить  упражнения на  гибкость,  то она постепенно уменьшается  и  через 2-3 месяца доходит до минимальной  величины. Перерыв  в  занятиях не желателен  более  чем на  1-2  недели.
Выделяют  развивающий и поддерживающий  режимы  воздействия на уровень гибкости. При развивающем режиме  воздействия  на  гибкость применяется  интенсивное  использование  упражнений  с увеличением нагрузки до таких величин, которые вызывают  существенные изменения уровня  гибкости.  Поддерживающий режим  воздействия  на  гибкость применяют тогда,  когда  уже достигнут  требуемый  уровень её  развития. Для  получения  эффекта  от  выполнения  упражнений необходимо  умение  расслабляться  и  правильно  дышать.  Дыхание должно  быть  ровным, глубоким и  естественным. Умение  расслабляться  -  это  качество, без  которого  невозможно  добиться каких – либо серьёзных результатов  в  любой  двигательной деятельности [21].
Без определённого навыка  практически  невозможно управлять  напряжением  и  расслаблением мышц  даже  в  состоянии покоя,  не  говоря  уже о динамическом режиме  работы. Совершенствование  способности  к  быстрому  переходу мышц  от  напряжённого  состояния  к  расслабленному -  труднее.  

Игровой стретчинг

Термин «стретчинг» происходит от английского слова «stretching» - «растягивание». Название говорит само за себя: стретчинг – это особый вид аэробики, направленный главным образом на растяжку мышц тела, развитие гибкости и эластичности. Заниматься стретчингом можно в любом возрасте, независимо от имеющегося уровня подготовки.

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.  

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

В  ходе проведения занятия решаю следующие задачи:

  1. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
  2. Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
  3. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  4. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

Значение игрового стретчинга

- увеличивается подвижность суставов

- мышцы становятся более эластичными и гибкими

- повышается общая двигательная активность

- упражнения направлены на формирование правильной осанки

- воспитываются выносливость и старательность

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного  занятия. Упражнения выполняются  в медленном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым  стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста проводится до 35 мин.

1. Пчелка. Сесть на пятки. 1. Согнутые в локтях руки положить на пояс ладонью наружу. 2. вывести вперед лечи, стараясь соединить локти перед грудью. 3. Развернуть плечи, стараясь свести локти за спиной.

2. Петушок. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. 1. Поднять левую ногу, согнув её в колене назад и взять левой рукой стопу левой ноги. 2. Правую руку поднять вверх, ладонью вперед, голова поднята.

3. Горка. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки в упоре сзади. 1. не сгибая ноги, сохраняя оттянутые носочки, медленно поднять их в вертикальное полоение, стараясь коснуться лицом коленей.

4. Муравей. Сесть скрестив ноги. Пальцы рук переплетены на затылке. 1. медленно наклонить корпус как можно дальше влево, чтобы левый локоть был обращен к полу, стараться локтем коснуться пола. 2. Оба колена как можно ближе прилегают к полу. 3 повернуть корпус влево и медленно наклонить правый локоть к левому колену. 5

5. Веточка. Лечь на спину, ноги вместе, носочки натянуты. Руки вдоль тела ладошки внизу. 1. Медленно поднять ноги в вертикальное положение (не сгибать ног в коленях, сохранять натянутые носочки) таз не отрывать от пола.

6. Бабочка. Сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. 1 колени развести. 2 руки на коленях ладонями вниз. 3. опустить развернутые колени до пола, надавливая на них руками.

 Выполняйте эти несложные упражнения хотя бы 3 раза в неделю. Упражнения дадут многое вашему ребенку: улучшится гибкость, прибавится сила, сформируется пропорциональное тело. Ваш ребенок научится владеть своим телом, получит эмоциональную разрядку, а самое главное – захочет покорять новые вершины не только в физической, но и в интеллектуальной деятельности, благодаря прекрасному самочувствию и уверенности в себе после каждого занятия стретчинг для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

            Дошкольное учреждение - это первая и главная ступень в развити детей. Именно этот возраст сензитивен к речевой способности. Поэтому основой задачей ...

Театрально - игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Творческие способности у детей необходимо начинать развивать с самого раннего детства. Театрально - игровая деятельность самая доступная для детей дошкольного возраста и она лучше всего развивает твор...

Игровая методика – как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования

Методические рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы с дошкольниками в условиях УДОД...

Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей — одна из важнейших в современном дошкольном образовании. Организация достаточной двигательной активности детей дошкольного во...

Игровой стретчинг как средство оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста

В презентации раскрываются цели изадачи игрового стретчинга, особенности развития гибкости у дошкольников.Представлены авторы современных фитнес технологий для детей. Описана методика игрового фитнеса...