"Развитие эмоционально-личностной сферы детей. Арт-терапия как метод воспитания детей"
консультация

Наталья Николаевна Берникова

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Помимо того, что ребенок развивает ме5лкую моторику, а вместе с ней и память, речьи мышление, он еще и выражает свои эмоции. Однако здесь не обойтись без помощи родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_art-terapiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия как метод воспитания детей

Психика ребенка достаточно чувствительна к внешним воздействиям. Поэтому придумано множество методик, которые помогают родителям во всестороннем развитии и воспитании детей. Об одной из таких методик – арт-терапии – мы сегодня предлагаем поговорить.

Психика ребенка достаточно чувствительна к внешним воздействиям. Поэтому придумано множество методик, которые помогают родителям во всестороннем развитии и воспитании детей. Об одной из таких методик – арт-терапии – мы сегодня предлагаем поговорить.

Кстати, это понятие следует понимать дословно как излечение искусством: используя искусство можно "излечить" плохое поведение ребенка, путем гармонизации психического состояния через развитие способности к самопознанию и самовыражению.

Плюсом этой методики является то, что процесс развития и воспитания проходит плавно и, что самое главное, совершенно незаметно для ребенка. При этом творчество запускает механизмы "самоизлечения", благодаря чему ребенок получает возможность обратиться к внутренним ресурсам, которые ранее не были востребованы.

Основные техники арт-терапии

Существует несколько техник арт-терапии, которые можно использовать в домашних условиях.

РИСУНОК

Это стандартное направление арт-терапии. С помощью рисунка диагностируют стабильность психики и эмоциональное развитие ребенка. Эта техника имеет несколько направлений – сюжетный рисунок, хаотический, диагностический, тематический и произвольный. Любая из этих техник может быть использована для домашних занятий. Простые практические занятия и определенная свобода малыша приведут к хорошим результатам. Пусть ребенок чертит хаотические линии, пусть меняет цвета, это позволяет ему самовыражаться.

КУКЛЫ

Незаменимый инструмент, активно используемый в период раннего развития детей. Это могут быть как привычные нам куклы, которые можно купить в любом магазине, так и деревянные фигурки или самодельные игрушки. С помощью кукол малыш начинает знакомиться с окружающим миром. Игра с куклами позволяет ребенку адаптироваться в обществе. В арт-терапии применяет не только сам игровой процесс, но и работа по изготовлению кукол, когда ребенок принимает самое активное участие в создании нужного образа.

ПЕСОК

Принимая любую форму, песок становится практическим воплощением детской фантазии. Игры с песком не только увлекательны, но и позволяют развивать моторику, фантазию и координацию малыша.

ТАНЕЦ

Целительные свойства танца известны с первобытных времен. Занятия хореографией способствует улучшению состояния здоровья и социально-коммуникативных навыков детей. Кроме того, во время танца ребенок раскрепощается и учиться выражать свои эмоции.

МУЗЫКА

Ученые доказали: музыка оказывает положительное влияние даже на растения. Поэтому не удивительно, что прослушивание музыкальных произведений стало неотъемлемой часть эстетического воспитания детей. Музыка помогает формировать вкус ребенка, его мышление и восприятие мира.

ДЕТСКОЕ АРТ-ИСКУССТВО

Арт-искусство – очень увлекательное занятие, которое вызывает интерес не только у детей, но и их родителей. Именно поэтому мамы и папы с радостью занимаются вместе со своим малышом, превращая тем самым занятия арт-терапией в семейный досуг. Отметим, что рисование, лепка или создание кукол позволяет как проявить фантазию и развить моторику рук, так и воспитать у ребенка эстетический вкус.

Предлагаем вам для ознакомления несколько вариантов занятий арт-терапией.

СКАЗОЧНОЕ ДЕРЕВО

Даже малыши в трехлетнем возрасте уже могут создать живописные полотна, которые дополнят интерьер ничуть не хуже, чем шедевры знаменитых художников. Стоит только немного помочь ребенку. Например, можно начать обучение с рисования сказочного дерева.

Для этого нужно взять:

- лист бумаги (обычной писчей);

- акварель или гуашь, что привычнее;

- несколько кисточек разного размера;

- ветошь, тряпки;

- баночку для воды.

Если используется гуашь, то с помощью капельки воды, добавленной в каждый цвет, немного размачиваем краски.

Лист бумаги кладется на стол, рядом устанавливаются краски и вода, под рукой всегда находится тряпочка. Теперь можно начинать.

Дерево рисуется, начиная со ствола. Поскольку дерево сказочное, то ствол может быть сине-коричневым, или оранжево-фиолетовым. Сочетание может быть любое. От вертикальной линии ствола в центре листка нужно сделать несколько ответвлений.

Затем берется краска контрастная или подходящая по тону. Она наносится рядом с нарисованным контуром. Таких линий может быть много.

Поверх ствола и веток другой краской наносятся листья. Чем гуще листья, тем объемнее крона. Можно помогать себе пальцами. Листья должны быть разноцветными, ведь дерево волшебное. Корни дерева прикрываются сказочными цветами.

После высыхания шедевр готов. Его можно украсить оригинальной рамочкой и повесить в детской, гостиной или любой другой комнате. А если вы такой шедевр хотите продемонстрировать всем, то можно сфотографировать его и разместить фото в соцсетях.

ОРИГИНАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО СВОИМИ РУКАМИ

Монтессори-педагоги уверены, что зеркало является обязательным инструментом развития ребенка. Именно с его помощью малыш учиться самоидентификации и наблюдению за собой со стороны. Кроме того, зеркало можно использовать в качестве основы для занятий арт-терапией. Работа с зеркалом не только заинтересует ребенка, но и позволит сделать оригинальную деталь интерьера. Например, можно сделать зеркало в морском стиле. Для этого нужно взять:

- обычное зеркало любой формы;

- ракушки, морские звезды, бусины, любые материалы морской тематики;

- клеящаяся бумага;

- клей (супер-клей);

- ножницы и пинцет.

Зеркало и детали декора нужно тщательно вымыть с жидкостью для удаления жира. Затем хорошо просушить и лишь тогда приступать к украшению.

На зеркало наносится клеящаяся бумага в виде рамы. Затем на эту раму аккуратно нужно начать приклеивание ракушек. Стоит вначале разложить все украшения, чтобы создать симметричный красивый рисунок и только затем приступать к приклеиванию.

С помощью пинцета приклеивается каждое украшение отдельно. Причем вначале нужно приклеивать большие детали и только затем приступать к мелким. Клей наносится непосредственно на деталь, которая приклеивается.

Нужно помнить, что ракушки и морские звезды – это хрупкие элементы и с ними нужно работать очень аккуратно.

Пустующее пространство затем заполняется маленькими деталями (камушками, бусинами, ракушками). Если есть морской песок, то можно налить клей в такие пустые отверстия и насыпать туда песок. После высыхания клея лишний песок сдувается.

Последний штрих – нанесение прозрачного лака на всю поверхность декора. Кроме того, лак усилит конструкцию, и рама прослужит дольше.

Развитие эмоционально-личностной сферы детей.

Арттерапия в работе с дошкольниками

Основные цели арт-терапии - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности. В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, создавая некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения физического развития, страдающими соматическими заболеваниями.

«Рисунок, как игра, компенсирует права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему» (Ленц Ф., 1999).

Диагностическая методика исследования тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В., методика исследования самооценки по методу Дембо Рубинштейна, цветовой тест Люшера, применяемые в работе, подтверждают результативность применения арт-терапевтических методов в работе с детьми. Для того чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе арт-терапевтических игр и упражнений детям предлагаются различные материалы (краски, уголь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, глина, песок). В конце каждой игры происходит обсуждение чувств, вызванных работой с тем или иным материалом. В ходе игр можно использовать музыку. Она воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик, снимает внутреннее напряжение, также используется движение и танец, сочинение историй.

Кроме лечебного эффекта, рисунок несёт в себе и диагностическое значение. По детскому рисунку можно не только рассказать о возможных психологических проблемах ребёнка, но и определить уровень интеллектуального развития, степень психологической зрелости.

При выборе художественных материалов следует помнить, что такие материалы как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие – пастель, краска, глина – способствуют более свободному выражению эмоций. Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. При работе с детьми, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов. Такие материалы, как краска или глина, могут дать возможность более активной сенсорной стимуляции и избавиться от негативных эмоций. Несмотря на кажущуюся простоту метода, арт-терапия позволяет лечить неврозы, повышенную тревожность, страхи, низкую самооценку, трудности взаимоотношений с окружающими, последствия стрессовых ситуаций.

Арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, более успешными детьми, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. Арт-терапевтические игры и упражнения развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования, активизируют функцию воображения детей. Дети с богатой фантазией более успешно решают нестандартные задачи, легче переживают неприятности и чаще завоевывают уважение среди сверстников.

Упражнение «Имя»

Цель: учить ребенка лучше понимать себя, развивать его коммуникативные качества. Детям дается задание придумать и нарисовать свой символ (предмет, который, по мнению ребенка, отображает его самого) на бумажном кружке. Далее каждый по кругу называет свое имя и показывает свой рисунок.

Упражнение «Придумаем сказку»

Цель: развивать воображение и творческое мышление ребенка, учить взаимодействовать с другими детьми и уважать чужое мнение. Дети поочередно подходят к листу ватмана, разложенного на полу в центре комнаты, и рисуют на нем что-нибудь, например: домик, озеро, цветок, солнышко, деревья, горы, облака. После того как сказочная страна нарисована, дети могут заселить ее сказочными героями, для этого взять небольшие игрушки и расположить их на листе. Затем детям предлагается сочинить небольшую сказку по цепочке.

Упражнение «Прекрасный сад»

Цель: познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения и эмоциональной сферы. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное, чтобы ты мог описать свой цветок. Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаг, формируя огромный красивый сад. Затем можно послушать музыку и изобразить свой цветок в танце.

Аналогично выполняется упражнение «Страна зверей».

Детям предлагается вообразить себя каким-либо зверем, нарисовать. Рассказать об этом животном. С кем оно дружит, чего боится, о чем мечтает, чему радуется. Затем изобразить в танце придуманный образ.

Упражнение «Рисуем на спине»

Цель: снятие напряжения, тактильных страхов, физическая и эмоциональная стимуляция Дети разбиваются на пары. Встают друг за другом. Ребенок, стоящий сзади рисует пальчиком на спине ребенка, стоящего впереди различные образы (человечка, солнышко, лесенку, домик, кораблик, тучку с дождем). Партнер по игре должен отгадать, что нарисовано.

Упражнение «Рисунок в круге»

Цель: развитие рефлексии, познание внутреннего мира ребенка. Детям раздаются вырезанные из бумаги круги и предлагается с двух сторон нарисовать рисунок на тему: «Добро и зло», «Белое и черное», «Радость и горе», «День и ночь», «Веселье и грусть». Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.

Упражнение «Волшебные руки»

Цель: развитие воображения, чувств и представлений; гармонизация эмоционального состояния Детям предлагается на листе бумаги обвести силуэт ладоней. Затем им предлагается раскрасить (оживить) силуэты ладоней так, как хочется. Разбиться на пары и под музыку изобразить пантомиму друг с другом: «Наши руки знакомятся», «Руки поссорились», «Руки помирились», «Руки дружат». Детям предлагается послушать тихую музыку, закрыть глаза и представить, что их руки стали волшебными и изобразить порывы ветра, распускающиеся цветы, стебли трав, крылышки бабочек, птичьи крылья, ветви дерева. Затем обсудить свои ощущения.

Упражнение «Спонтанное рисование под музыку»

Цель: осознание чувств; стабилизация психоэмоционального состояния ребенка Детям предлагается рисовать все, что захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные в процессе слушания музыки, свободно выражаются на бумаге (музыка со звуками леса, шумом моря, журчанием ручья).

Упражнение «Рисование на стекле под музыку»

Цель: используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных» замечаниями взрослых, учебными неуспехами, нагрузкой, завышенными требованиями. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, лишенное монументальности и постоянства, можно не нести ответственности за результат. Ребенок имеет право на ошибки и исправления.

Вариант 2.

Цель: совместное рисование на одном стекле учит детей сотрудничеству, формирует умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать свою точку зрения. Показывает привлекательность «помогающих» отношений. Дети рисуют парами на укрепленном вертикально стекле гуашью. Темы рисунков: «Радость», «Волшебный сад», «Тайны океана» «Полет в космос», слушают и рисуют музыку. Вариант 3. Цель: развитие фантазии, воображения; снятие эмоционального напряжения. На стекле можно нарисовать маркерами своих любимых сказочных героев.

Упражнение «Два качества»

Цель: развитие творческого и речевого мышления.

Предлагается нарисовать то, что одновременно может быть зеленым и пушистым, сильным и добрым, сладким и легким, красивым и ядовитым, пугающим и веселым.

Упражнение «Рисуем маску»

Цель: получение данных о взаимодействии ребенка с миром, выражение эмоций Детям предлагается с помощью различных изобразительных средств (восковых мелков, карандашей, гуаши, угля) раскрасить заранее приготовленные педагогом шаблоны для масок, наполнить маски своим содержанием. Перед началом работы педагог рассказывает о том, что для чего в разных культурах применяются маски, что маска может означать для человека, одевшего ее. После завершения каждый маску надевает на лицо, рассказывает о том, что хотел изобразить. Желающие могут станцевать танец своей маски под музыку.

Упражнение «Талисманы»

Цель: развивать позитивные эмоции, развитие эмпатии Детям предлагается из круглых кусочков картона изготовить символические «магические круги», островки доброты, счастливые талисманы, а затем подарить их другу.

Список литературы:

1. Копытин А. И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когито-центр. 2012г.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь. 2006г.

3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.

5. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. СПБ: Речь, 2008 г.

6. Зинкевич-Евстигнееева Т. Д. Практикум по креативной терапии. СПБ: Речь, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ посредством метода Арт-терапии "

Теоритический анализ литературы по теме "Развитие эмоционально-личностной сферы детей  с ОВЗ посредством метода Арт-терапии"...

"Развитие эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ посредством метода Арт-терапии "

Теоритический анализ литературы по теме "Развитие эмоционально-личностной сферы детей  с ОВЗ посредством метода Арт-терапии"...

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.

Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области  и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...