Вежливость - основа нравственности
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Марку Елена Ивановна

Цели:

Дать возможность родителям задуматься над проблемами воспитания культуры речи у детей, привитие основ нравственности;

Привлечь к совместной работе по овладению культурой речи детьми;

Обогащение социального опыта ребёнка.

Задачи:

Добиваться перехода нравственных навыков в привычку.

Научить использовать обязательные формы вежливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели:

Дать возможность родителям задуматься над проблемами воспитания культуры речи у детей, привитие основ нравственности;

Привлечь к совместной работе по овладению культурой речи детьми;

Обогащение социального опыта ребёнка.

Задачи:

Добиваться перехода нравственных навыков в привычку.

Научить использовать обязательные формы вежливости.

Оборудование: магнитная доска с афоризмом - эпиграфом по теме собрания, анкеты, памятки для родителей “Секреты воспитания вежливого ребёнка”, памятки для родителей  «Основы нравственных отношений в семье»; игрушка (маленькая кукла),вопросы для самоанализа (на доске), фишки, благодарственные письма, магнитофон, проектор, ноутбук, видеозапись с ответами детей,  чудо-мешочек

Вступительное слово педагога.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы собрались для того, чтобы вновь  делиться успехами ваших деток, наших воспитанников. Ваши дети так любят вас, гордятся вами, подражают во всём и мы, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаём: вас есть за что любить, чем гордиться. Вы действительно являетесь достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости. Нам приятно отметить, что за всё время работы, мы не встречали отказов на наши просьбы: помочь в оформлении группы к учебному году, к праздникам, принять участие в конкурсах и выставках, праздниках и развлечениях, оформлении участка, изготовлении и приобретении дидактических пособий для образовательной и игровой деятельности, принимаете активное участие в жизни детского сада и группы. Огромное вам, спасибо.

Тема сегодняшнего нашего собрания - “Вежливость – основа нравственности».

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.

“Ничто не ценится так дорого и обходится так дёшево, как вежливость”.

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, разговоре, приёме гостей – словом во всём, с чем мы выходим в общество.

   Лет 300 назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Пётр I указывал: “Никто не имеет права, повесив голову и потупив глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…”.

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения, культуры общения? Об этом и пойдёт сегодня разговор, в ходе которого мы найдём ответы на многие вопросы.

 ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЯМ:

-Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребёнок?

-Умеет ли ваш ребёнок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?

-Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры речи и хороших манер?

-С чего начинать воспитание культуры? Вот какой совет дал автор книги “Азбука вежливости” Л.Смирнова-Гангнус.

“Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливо - живой сказки, которая должна войти в ваш дом”.

Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании, ибо возраст детей от 3-7 лет назван психологами игровым. В игре и нужно учить ребенка быть вежливым.

Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения.

Многократные упражнения способствуют выработке привычки здороваться, прощаться, благодарить, осваивать определённые нормы поведения.

- “Здравствуйте! Что особого тем мы сказали друг другу? Просто “здравствуйте”, больше мы ничего не сказали. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку сделалась радостней жизнь?”

Мы, взрослые, знаем: вежливое слово становится волшебным, когда в нём появляются лучики солнца и тепла. А как научить ребёнка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по-особому, приветливо, с улыбкой?

Давайте рассмотрим некоторые жизненные ситуации:

Ситуация:

Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи - “здравствуйте”. Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи “здравствуйте”. Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?”

Вопросы:

- Какие бы советы дали вы матери?

- Как бы сами поступили в такой ситуации?

Обобщение:

Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.

Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Детям трудно понять, что разговор взрослых перебивать неприлично, а если нужно срочно что-то спросить?

Ситуация:

Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься?

- Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же.

- Не суйся, когда взрослые разговаривают.

- Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.

Ребёнок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?

- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.

- Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Вопросы:

- Были ли ошибки в поведении матери? Какие?

- Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?

Обобщение: Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать:

он не умеет слушать;

проявляет агрессию к тому, кого перебивает;

хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной);

не обладает достаточным запасом терпения;

не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности).

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, ибо мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза “Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас” станет поистине волшебной.

- Что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? (Ответы)

Обобщение:

Не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет.

Если постарше - надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят.

Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок).

Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор.

Послушайте отрывок из стихотворения Э. Асадова “Воспитать человека”.

“А что до красот языка родного,

То все хрестоматии – ерунда,

Коль чадо от папочки дорогого

Порой наслышится вдруг такого,

Что гаснут аж лампочки от стыда!

Как быть? Да внушать можно то и сё,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут всё очень сложно и очень просто: -

Будьте хорошими. Вот и всё!”.

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками “Секреты воспитания вежливого ребёнка”. Прочитайте их (прилагаются памятки).

- Каково ваше мнение? Согласны ли вы с данными советами?

- Если да, то какой из них считаете наиболее значимым?

- Какие из этих секретов вы использовали на практике и имели положительные результаты? Поделитесь опытом.

Известная поэтесса А.Барто в одном из стихов писала: “Когда не ладятся дела, мне помогает похвала” и этими суждениями пригласила нас к раздумью:

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом, или надо хвалить за результат?

-Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка ?

-Есть ли успехи?

КОНКУРС

«КАК ВЫ ХВАЛИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ и вообще…»

(Игрушка-куколка передаётся по кругу)

Обобщение: Похвала помогает в достижении результатов. Давайте возьмём девиз:

“Ни одного дня без похвалы”. И дома и в детском саду будем искать возможности хвалить ребёнка, и мы увидим, что произойдут перемены, у детей появится желание быть воспитанными.

- А сейчас я предлагаю вам как бы со стороны посмотреть на своих детей, проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.

(Если ребёнок выполняет правило - кладёте красную фишку, если не всегда и не совсем правильно - жёлтую, нет – зеленую.)

-Ребёнок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.

-Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.

-Не показывает пальцем на окружающих, предметы.

-Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы - извиняется.

-При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит “До свидания”.

-Не говорит грубых (матерных слов).

-Говорит спокойным тоном, во время разговора смотрит на собеседника.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем нужно поработать с детьми, используя примеры, похвалу и упражнения.

   Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость маленьких детей, обусловленные высокой пластичностью их нервной системы, способствуют формированию у них характера, основы которого закладываются в первые пять лет жизни. Впечатления, которые ребёнок получает в первые годы жизни, оказываются наиболее глубокими.

   Из практики работы стало заметно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если выражают их, то в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. К сожалению, достаточно часто страдают дети с задержкой речевого развития, проблемами в общении, страхами, обеднённой эмоциональной сферой, проблемами самовыражения, заниженной самооценкой, проблемами, связанными с семьёй.

Занимаясь в этом году в рамках проекта «Семицветики» по нравственно-духовному воспитанию  с  детьми, мы ставили перед собой ряд важных задач:

раскрывать сущность полярных понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют;

знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его к конкретной ситуации;

учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности и др.).

Овладение психологической азбукой помогает ребёнку понимать и оценивать поступки других людей, распознавать их психическое состояние, развивать в себе такие важные качества, как сочувствие и сопереживание, укрепляет нравственные ориентиры.

В процессе работы мы поняли, что ребёнку нужна только наша любовь и принятие его таким, какой он есть. И он раскроется, как цветок, и потянется к вам, впитывая всё доброе и светлое, что мы ему несём.

Мы увидели блеск в глазах детей, уверенность в своих возможностях, смелость в достижении цели. Мимика детей стала более выразительной и пластичной, они смело вступают  в дискуссии, а самое главное – это интересно им самим: познать самого себя, оценить себя. Посмотреть на себя как бы со стороны.

Родителям предлагаются памятки «Основы нравственных отношений в семье».

(Анализ анкет – видеоматериал  с детьми)

А теперь мы  хотим поблагодарить родителей за воспитание у детей культуры общения.

(Вручение благодарственных писем родителям)

“Уважаемые Наталья Владимировна, Александр Евгеньевич. Рады сообщить вам, что Никита проявляет качества джентльмена, умеет вовремя извиниться, говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины. Спасибо, вам!”.

“Уважаемые, Светлана Валерьевна, Владислав Валерьевич. Благодарим вас за воспитание у дочери Оли хороших манер. Умение вести себя, знание правил поведения, позволяет ей быть приятной в общении с детьми и взрослыми. В этом ваша большая заслуга”.

“Уважаемая Тамара Владимировна. Спасибо Вам, за то, что уделяете большое внимание воспитанию культуры общения ребёнка. Благодаря Вашему труду и примеру Герман своевременно познал секреты волшебных слов, общения к взрослым по имени и отчеству”.

Быстро летит время, растут дети, и наступит час, когда они придут к вам за советами по воспитанию своих детей. Что скажите вы?

“Бьёт по стеклу хрусталь лучом, ковры разбросаны по стенам,

Мы твёрдо знаем, что почём, но забываем о бесценном”.

Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность.

Воспитан ли ваш ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли, ему чуткость, внимательность, предупредительность?

На эти и другие вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от вашего желания и умения.

Так пусть же нам, взрослым, хватит сил, терпения, любви, для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры.

Решение собрания.

Заключительная часть.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Основы нравственных отношений в семье"

Нравственное отношение – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и...

Вежливость - основа культурного поведения

Ребенок должен чувствовать уважительное отношение к себе. Взрослые дожны создать ситуацию, где ребенок будет чувствовать, что он равный среди других....

«Психолого-педагогические основы нравственного развития в дошкольном возрасте» на тему:«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста."

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, с...

Деловая игра с родителями "Роль родителей в нравственном воспитании детей" + памятки "Основы нравственных отношений в семье"

Нравственное воспитание - процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих ее моральный облик. Ребенок с первых дней связан с окружающими его людьми. Он пытает...

Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического воспитания на основе ознакомления детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области в соответствии с

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, сред...

Мастер-класс для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию «Основы нравственно — патриотического воспитания в семье»

Патриотизм – это не значиттолько одна любовь к своей Родине.Это гораздо больше… Это сознаниесвоей неотъемлемости от родины инеотъемлемое переживание с нейее счастливых и несчаст...

Мастер-класс для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию  «Основы нравственно - патриотического воспитания в семье»

Мастер-класс для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию  «Основы нравственно - патриотического воспитания в семье»...