«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста 5-6 лет»
рабочая программа (старшая группа)

Прокопенко Елена Сергеевна

Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.  Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_5-6_letprokopenko_e.s.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

 

Воспитателя МБДОУ «ЦРР д/с №50» Прокопенко Елены Сергеевны

на 2020-2021 учебный год

«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста 5-6 лет»

Тема самообразования: «Сенсорное развитие  у детей раннего возраста»

Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Сенсорное воспитание является  неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.

Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство,чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает  воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.

Задачи:

- расширить знания о сенсорном  воспитании детей дошкольного возраста.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)
- образование родителей по данной  теме
-совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех
органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
- приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы,    
используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать,
классифицировать предметы

Актуальность выбранной темы:

Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.  Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

ФГОС ДО

Программа «Детство»

Изучение методической литературы

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика-синтез, 2015.

Сентябрь - май

Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

 Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

 Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.

Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е.С. 

 

Работа с детьми

Сентябрь

1. Диагностика

 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

2.«Чудесный мешочек»

3. «Определи на ощупь»

1. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года.

Учить детей определять на ощупь ( найти предметы, различающиеся по одному признаку)

Октябрь

 Игры на развитие моторики рук.

  1. «Игры с прищепками»

      2.   «Сделаем кукле бусы»

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей;  научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

2. Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Ноябрь

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

1. «Узнай фигуру»

2. «Найди пару по форме »

1. Упражнять детей определять, что это за предмет,

по характерным внешним признакам, то есть по форме.

2.  Учить сравнивать предметы по форме, цвету, учить находить пару, сравнивая геометрические фигуры изображенные на образце, устанавливать сходство геометрических фигур по цвету, размеру; 

Декабрь

1. «Игра-шнуровка»

2. «Какое что бывает?»

1. Развивать у детей мелкую моторику рук. Научить ребенка подбирать 

шнурки, вставлять в их отверстия, завязывать на бантик шнурок.

2.  Учить классифицировать предметы по цвету, форме,

качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять,      подбирать

как можно больше наименований, подходящих под это

определение; развивать  внимание.

Январь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, правильное соотнесение нескольких предметов с  геометрическими  образцами.

 1.«Какая фигура лишняя?»

 2.«Катится- не катится»

1. Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

2.Познакомитьс объемными геометрическими

телами – кубом шаром.

Февраль

1. «Счётные палочки»

2.  «Мозайка из бросового    материала»

1.  Учить детей с помощью счётных палочек выкладывать различные фигурки. Учить расчленять

изображение предмета на составные части и

 воссоздавать сложную форму из частей.

2. Формирование навыков работы с бросовым материалом,

развивать фантазию ребенка.

Март

  1. «Воздушные шары»
  2. «Пальчиковые игры с грецкими орехами»

1.Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

2.Вращение между рук, катание ладонями по столу.

 

Апрель

 Игры на вкусовые ощущения и запах.

  1.«Вкусные овощи»

  2.«Вкусные фрукты»

Закрепить умение детей различать овощи и фрукты

по вкусовым качествам и запаху.

Май

Игры на слуховое восприятие.

1. «Шумящие коробочки»

2. «Определяем музыкальный инструмент»

  1. Развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы, логики, тренировка концентрации внимания.
  2.  Развивать звуковысотный, ладовый, ритмический, динамический, тембровый слух.

Работа с родителями :

- Индивидуальные беседы с родителями о сенсорном развитии.

- Консультации на тему «Сенсорное развитие детей 5-6 лет», «Воспитание сенсорной культуры».

- Семинар-практикум по сенсорному развитию.

-Родительское собрание «Развитие сенсорных способностей по средствам дидактических игр».

-Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

-Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Дидактические игры   по сенсорному воспитанию  дают  возможность проследить процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста, оценить эффективность применяемых средств сенсорного ...

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

практические советы по сенсорному воспитанию...

Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Влияние дидактической игры на сенсорное  воспитание детей дошкольного возраста Воспитатель: Танатарова Э.И.         В настоящее время...