Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
статья по теме

Кулакова Галина Николаевна

Материал для педагогических чтений

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Тема: «Сенсорное воспитание детей дошкольного                   возраста на музыкальных занятиях»

      Назначение сенсорного воспитания очень часто рассматривается лишь в плане развития органов зрения и осознания направлено на ознакомление детей с формой, цветом, пространством. Обычно и разработка практических способов сенсорного развития идет в этом же направлении. Мало внимания уделяется развитию слуховых ощущений, лежащих в основе развития музыкального и фонематического слуха.

      Музыка воздействует на ребенка своими образами. Для выражения определенного содержания средствами музыкальных образов служит система музыкальных звуков в их мелодических и ритмических сочетаниях, ладовой организации, динамических и темповых соотношениях, в гармонических сочетаниях, в пропорциях мотивов, фраз, предложений, частей. Первоначальная основа этой системы – музыкальный звук с его четырьмя основными свойствами: высотой, длительностью, тембром, силой. С этими свойствами ребенок встречается рано, воспринимая и воспроизводя их. Для правильного формирования слуха ребенка необходимо, чтобы он слушая, слышал, сравнивал, воспроизводил звуки.

      Развитие музыкального слуха – сложный и тонкий процесс. Высота и длительность – основные свойства музыкального слуха. При малейшем их изменении мелодия искажается и может стать неузнаваемой. При изменении силы звучания этого не происходит. Основные свойства звуков и их сочетаний приобретают своеобразное значение в условиях той или иной конкретной музыкальной деятельности. Так, значительную роль играют различения ритмических соотношений при выполнении музыкально – ритмических движений. В процессе пения ведущая роль принадлежит развитию воспроизведения звуковысотных соотношений в определенных ладовых взаимосвязях. Наличие известного уровня развития музыкального восприятия позволяет ребенку услышать повышение и понижение мелодической линии, ощутить ладовую основу, установить ошибки в воспроизведении мелодических и ритмических соотношений.

     Развитие восприятия музыкальных звуков и их свойств в процессе обучения пению происходит не только тогда, когда ребенок слушает пение других, но и тогда, когда он сам поет. В этом случае речь идет о слуховом самоконтроле, чрезвычайно важном факторе, способствующем развитию восприятия звуковых отношений. Наблюдается такая последовательность: восприятие звуков мелодии песни, затем их воспроизведение и одновременно слуховой самоконтроль за качеством их исполнения. Взаимосвязь слуха и голоса, их координации приобретают решающие значения и для развития восприятия звуковысотных и ритмических отношений, и для развития певческого голоса.

        Проявления способностей к различению звуковысотных соотношений и воспроизведению их под влиянием воспитания отличается в очень раннем младенческом возрасте. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования физиологов( И. Сеченов, Н. Красногорский, Н. Щелованов), вокалистов( А.Багадуров, А. Сергеев), методистов – педагогов( Т. Бабаджан). Было бы неправильно упустить время для формирования природных данных ребенка.

        При обучении пению перед детьми нужно ставить не только задачу воспроизводить пение по данному образцу ( пропевание или проигрывание взрослым мелодии), но и задачу ориентироваться в различении звуков. Это будет способствовать формированию умений петь по представлению. Дети научатся самостоятельно оперировать звуками, у них возникает желание «музицировать» вне занятий: подбирать мелодии на ксилофоне, прислушиваться к звучанию музыкальных игрушек, напевать свои мелодии и т. д.

        Для развития звуковысотного восприятия необходимы упражнения в слуховых дифференцировках. Например, задания – различение примы (« Меняется звук или все тот же?»), нахождение самого высокого из трех последовательно взятых звуков мажорного звучания – полезны тем, что они знакомят детей с новыми возможностями звуковых сочетаний. Обычно проигрывание примы (один и тот же звук, взятый повторно) несколько озадачивает детей – у них как бы ломается уже сложившаяся формула: один звук выше, другой ниже. Эти упражнения полезны в практическом отношении, так как в непосредственном звучании музыкального произведения соотношения звуков очень разнообразны. И освоение детьми способов слуховых дифференцировок различных типов активизирует слух.

      Проверка дифференцировки звуков по их длительности особенно хорошо проходит в процессе музыкально – ритмической деятельности. Общеизвестна моторная природа чувства ритма.

      Однако в развитии музыкального слуха большую роль играют и другие ощущения.

      Опора на зрительные ощущения осуществляется при рассматривании картинок – иллюстраций. Все, что относится к более высокому звучанию, расположено относительно выше на иллюстрациях. Сопоставляя с жизненными явлениями, ребенок осознает направление мелодии, когда смотрит картинку, изображающую девочку, идущую по лестнице вверх, птиц, сидящих на ветках, бубенчики, которые расположены на различной высоте. Продолжительность звука изображается различной длиной поперечно расположенных изображений (короткие и длинные шары, флаги, узкие и широкие шаги петушка и т. д.). Таким образом, картинки дают наглядное представление о том, какой звук выше, ниже, короче, длиннее, идет ли мелодия вверх или вниз, меняются или повторяются звуки. Кроме того, с изобразительными средствами усиливается настроение музыки.

        Опора на моторно – двигательные ощущения заключается в том, что применяются различные движения детей, подчеркивающие высотные и ритмические соотношения мелодии. Этими движениями дети сопровождают свое пение. По своему характеру они напоминают отдельные элементы дирижирования.

        Известно, что восприятие музыки характеризуется эмоциональной окрашенностью. Она также не нарушает,  наоборот, приобретает большую силу, если дети встречаются постоянно с чистым звучанием интонаций и приучаются в них вслушиваться. Дети распознают чистое и фальшивое пение очень рано и почти безошибочно называют лучшим то исполнение, которое отличается точностью интонации.  

        Аналитическая деятельность при восприятии свойств музыкальных звуков также приобретает эстетический характер. Дело не только в том, что дети отличают высоту или длительность звука, главное то, что они овладевают различными способами «действования» с ними. Дети примечают сходство выразительных интонаций мелодии с различными жизненными звукоподражаниями; делают первичные обобщения способов обращения со звуками и их обозначениями в процессе музыкальных дидактических игр; заканчивают начатую педагогом мелодию, самостоятельно придумывая свою и приходя к тонике; наконец, все эти вариативные сопоставления звуков заставляют их очень активно относиться к звучанию музыки, зарождают интерес к ней.

        Все это закладывает основы сенсорного воспитания и в то же время формирует основы музыкального вкуса.

        

                      

   

       

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к занятиям по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста

Рекомендации к занятиям по сенсорному воспитанию  детей дошкольного возраста(из опыта работы)...

«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Период дошкольного детства является периодо...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...