"Игровые развивающие занятие в кружке "Волшебный мир" по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста".
статья (младшая,средняя,старшая группа) по теме

Выступление на общесадовском родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rod.sobr_.2011._-_kopiya.doc57.54 КБ

Предварительный просмотр:

     Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка. Именно от того, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребёнок сможет выразить все эти знания в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

     С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

     В детском саду ребёнок обучается  рисованию, лепке, конструированию, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так , для того чтобы получить в рисунке сходство с образцом, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности формы, цвета, величины предмета. Всё это он может сделать, если у него будут  сформированы представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются и в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения ), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

     Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Поэтому, задача нашего кружка «Волшебный мир»  – помочь сформировать у детей знания об основных  сенсорных эталонах и научить использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.  

     Хочется отметить, что занятия в кружке «Волшебный мир» позволяют стимулировать развитие восприятия детей, от которого в свою очередь будет зависеть успешное обучение в детском саду, в школе. Исследования, проведённые психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Не менее важно иметь в виду и то, что чем лучше будет у ребёнка развито восприятие, тем выше будет его уровень развития творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшии нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки таких способностей лежат раннем периоде детства.

     О важном значение сенсорного воспитания в развитии детей с самого раннего возраста говорили ещё видные отечественные педагоги и психологи: А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева.. В настоящее время используется система  сенсорного воспитания дошкольников, разработанная Л.А.Венгером и его школой. В основу этой системы положены некоторые идеи М.Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею был разработан комплект развивающих материалов, ныне известных во всём мире, и методика работы с ними. М. МОНТЕССОРИ считала, для того чтобы ребёнок полноценно развивался, ему необходимо помогать и создавать все необходимые условия для этого развития, т.е. создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала развивающей, её нужно соответствующим образом подготовить и оборудовать. Среда должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно таким игровым сенсорным материалом оборудована наша сенсорная комната. Это оборудование привлекает детей своей красочностью, позволяет заинтересовать их игрой и при этом в непринуждённой форме даёт возможность развивать у ребёнка все его органы чувств.

     Перечислю основные группы сенсорных материалов, предложенных М.Монтессори и используемых нами в играх с детьми:

  1. материалы для развития зрения подразделяются на подгруппы:

- для различения размеров и развития глазомера ( цилиндры-вкладыши, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги )

-для различения цветов и их оттенков ( цветные таблички 1-4 )

-для различения формы ( геометрический комод, геометрические тела, биноминальный и триноминальный кубы )

  1. материалы для развития осязания ( доски для ощупывания, шершавые таблички, ткани )
  2. материалы для развития слуха ( шумящие коробочки, шумовые цилиндры )
  3. материалы для развития чувства тяжести ( весовые таблички и цилиндры )
  4. материалы для развития чувства тепла ( тепловые таблички )
  5. материалы для развития обоняния ( коробочки с запахами )
  6. материалы для развития вкуса ( вкусовые баночки )
  7. материалы для развития стереогнастического чувства ( сортировка, волшебный мешочек, геометрические тела )

В качестве дополнительного оборудования  в сенсорной комнате используеся «сухой бассейн» с разноцветными шарами, «тактильная сенсорная дорожка», материалы подобранные и сделанные руками наших педагогов.

Таким образом, все материалы для проведения  кружка «Волшебный мир» подобраны и направлены на развитие  всех видов восприятия детей.

      Для каждого ребёнка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребёнка.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Дидактические игры   по сенсорному воспитанию  дают  возможность проследить процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста, оценить эффективность применяемых средств сенсорного ...

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

практические советы по сенсорному воспитанию...

Рекомендации к занятиям по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста

Рекомендации к занятиям по сенсорному воспитанию  детей дошкольного возраста(из опыта работы)...

«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Период дошкольного детства является периодо...