Педагогическая мастерская
учебно-методический материал

Волегжанина Алёна Геннадьевна

   Использование кейс-метода как форма развития самостоятельности и инициативности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys-metod.doc772 КБ
PDF icon keysy.pdf2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Шелеховского района

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Шелеховского района «Детский сад № 4 «Журавлик»

 

       

Педагогическая мастерская

Использование кейс-метода как форма развития самостоятельности и инициативности дошкольников

 

Волегжанина Алёна Геннадьевна, воспитатель

г. Шелехов, 2020г.

Сл 2 Уважаемые коллеги, я предлагаю посмотреть вам видеофрагмент (ВИДЕО)

Как вы считаете, какую проблему поднимает видеофрагмент? (с позиции родителя – недостаток  - дефицит внимания родителей к детям). А какие шаги можно предпринять чтобы решить эту проблему?(больше проводить времени с ребенком, продумать больше совместной работы; пересмотреть свое время, чтобы больше проводить время с ребенком).

Сегодня мне хотелось бы вас познакомить с одним из методов современной педагогической технологии проблемного обучения. Это кейс – метод, с его помощью воспитатели могут моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.

Сл 3 Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Название кейс-метод произошло Сasus (от лат. – запутанный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик.

Сл 4 Подготовка любой кейса – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.

Сл 5  1-й шаг – определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей. (например, учить детей находить нестандартные выходы из ситуации)

Сл 6  2-й шаг – описать кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку. Это необязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира. Например, в рассказе Н. Носова «Живая шляпа» мальчики увидели «Живую» шляпу.

3-й шаг – подвести к кульминации кейс: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения. Проблема в том, какие эффекты могут быть в этой ситуации? Дети примеряют поступок на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.

4-й шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которые воспитатель предлагает детям. Поиск путей решения – несколько вариантов. Какие возможные преграды возникнут при нахождении выходов из этой ситуации, дети делают умозаключения, ища свой – правильный ответ.

Сл 7 Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят готовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.

Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить кейс – метод в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться. При этом воспитатель сможет разнообразить материалы и виды деятельности с ними.

В младшей группе мы можем предложить поразмышлять о пользе и вреде чего либо – проблемные ситуации с элементами ТРИЗ:

Солнце- это «Хорошо или плохо?» Хорошо, так как греет, плохо, так как может сжечь…

ТРИЗ

КЕЙС

1 этап

Поиск сути (выход из ситуации)

Нет правильного решения, эффективных - несколько

2  этап

Тайна двойного хорошо - плохо

Содержание противоречит друг другу, имитируя жизненную ситуацию

3 этап

Решение противоречий с помощью сказок и игр (чтобы скрытся от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку,, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик). По длительности не ограничен.

Решение кейса ограниченно во времени

В средней группе,  можно познакомить детей с линейной моделью и моделью – лесенка (круговая). При познавательной деятельности, уточняя свойства снега у детей, мы задаем вопрос, а как они считают, какой снеговик растает быстрее – в одежде или без нее? Работая в парах или подгруппах, используя модели и карточки, дети ищут пути решения данной проблемы.

В старшей группе  широко используем проблемные ситуации: однажды девочка собралась с бабушкой в магазин. Бабушка составила список покупок и попросила внучку взять его с собой. Дойдя до магазина, а они шли долго, а когда оказались у самого прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может. Задача воспитателя: создать условия, чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер»

Надо попросить продавца прочитать – Продавец не в настроении и не хочет читать

Может , Нина, прочтет – Нина не умеет читать

Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.

Подготовительная к школе группа – использует дискуссию (карточка) Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора.

Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.

Сл 8 Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу или плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному. Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с ними так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.

Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.

Таким образом, с помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.

Сл 9 Кейс-метод – вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств:

  • социальные и естественно-научные проблемные ситуации;
  • словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
  • фантазийные ситуации и нелепицы;
  • фото- и видеоролики;
  • объекты и явления окружающей действительности.

Сл 10 Какие бывают кейсы

Сл 11  1. Кейс-прогнозирование

Сл 12 2. Кейс-неоднозначная ситуация

Сл 13 3. Кейс-проблемная ситуация

Сл 14 4. Кейс-диспут

Сл 15 5. Кейс с добавлением проблемной ситуации

Сл 16  Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, не останавливаться на достигнутом.

Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога.

А также использование кейса призвано облегчить педагогам общение с родителями в конкретных ситуациях, способствовать более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор и позитивное отношение к детскому саду.

Сл 17 Работа с родителями

Направлен на:

*способность вести конструктивный диалог;

* способность формировать проблематику и выбирать наиболее актуальные решения.

Адресован

Родителям воспитанников ДОУ

Ситуация

Посмотрите на иллюстрацию. Утром все дети как всегда собираются возле воспитателя и делятся своими впечатлениями. Кто-то ездил с родителями на Байкал. Маша в гости к бабушке. Петя с папой и старшим братом играли в космонавтов и др. У Васи родители были заняты, но ему купили много игрушек. У него планшет, где можно было играть в разные игры, во дворе у него есть горка и песочница, а так же большой телевизор, где можно смотреть много мультфильмов.

Проблема

Почему Вася отвернулся?

Комментарий

Снижение уровня развития речи детей, замена живого общения на гаджеты

Цель воспитателя побудить родителей видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы. С каждым годом гаджеты заменяют общение взрослых и сверстников у детей. Всё начинется с банального: папа устал, мама на пределе, малыш ноет, но стоит включить смртфон- и в семье моментально воцаряется мир. Малыш готов весь день проводить в компании с планшетом. Отсюда снижение уровня речевого развития, которое создает трудности не только для формирования связной, грамматически правильной речи, но и для их успешной коммуникации и социализации. Нельзя также забывать о сохранности физического и психического здоровья ребенка.

Работая с родителями способствует повышению педагогической культуры, вовлечение родителей в деятельность ДОУ, происходит совместная работа по обмену опытом.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста» образовательная технология: «Педагогическая мастерская - метод проектов»

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11.2009 г...

Педагогическая мастерская – как средство повышения профессиональной компетентности

Эффективным средством повышения профессиональной компетентности педагогов служат психолого-педагогические мастерские.Основные задачи мастерских:·        осозна...

Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"

Представлены материалы из опыта работы  воспитателя  МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска  Дунаевой А.Л. по  использованию  приёмов  технологии  развития  критического ...

Педагогическая мастерская для воспитателей "Значение самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников"

Ребенок пришел в детский сад. И очень хорошо когда он встречает там своих друзей. Занимается, играет с увлечением....

Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015

Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система  физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...

педагогическая мастерская - инновационные педагогические технологии

Технология Клубный часТехнология "Квест игра"...