Методический материал по лексической теме "Животные Севера и жарких стран"
методическая разработка (младшая группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

Дидактические игры, пальчиковые гимнастики, произведения, загадки по теме: "Животные Севера и  жарких стран".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДС «Золушка» г.Волгодонска

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Животные Севера и жарких стран».

Младшая группа №2 «Сказка»

Воспитатель:

Лебедева О.А.

 

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: лев, львенок, львица, грива, хвост с кисточкой, шерсть, хищник, тигр, тигренок, тигрица, обезьяна, обезьянка, зебра, зебренок, копыта, полоски, бегемот, бегемотик, кожа, складки, слон, слониха, слоненок, хобот, бивни, жираф, жирафенок, шея, крокодил, крокодильчик, пасть, клыки, носорог, носорожек, рог, кенгуру, кенгуренок, сумка, Африка, Индия, Австралия, леопард, леопардик, верблюд, верблюжонок, черепаха, гепард, пустыня, охота, джунгли, удав, горилла.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ловкий, хищный, быстрый, грозный, сильный, пушистый, полосатый, острые когти, мощные клыки, цепкая, смышленая, смешная, крупный, неуклюжий, травоядный, огромный, толстокожий, высокий, пятнистый, длинный, зубастый, зеленый, скользкий, злой, сытый, голодный, неповоротливый, длинноногий, быстроногий, медлительный, сумчатый.

ГЛАГОЛЫ: бегает, прыгает, ходит, охотится, подстерегает, набрасывается, рычит, кормит, крадется, скрывает, прыгает, лазает, играет, подражает, ловит, ищет, чистит, пасется, щиплет, прячет, плавает, ныряет, нежится, срывает, набирает, поливает, наклоняет, вытягивает, защищается, сбивает, прячет в сумке.

Игра «Опиши зверя»

Тигр – рыжий, хищный, полосатый…
Жираф – высокий, пятнистый, с длинной шеей…
Обезьяна – вертлявая, смешная, длиннохвостая…

«Семейка»

Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок
Слон – слониха – слонёнок
Тигр – тигрица – тигренок
Лев – львица – львенок
Медведь – медведица – медвежонок
Кенгуру – кенгуру – кенгуренок и т.д.

«Сравни животных»

Белый медведь – это северное животное, а жираф — южное. Медведь — животное хищное, а жираф – травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта.

Предложите ребёнку сравнить льва и дельфина, оленя и слона.

«Чей хвост, чья голова?»

У льва – львиный хвост, львиная голова.
У тигра –
У кенгуру –
У дельфина –
У оленя –
У моржа –
У обезьяны –

«Закончи слова»

В жарких странах живут сло …, бе …, зе …, обе …, лео …, ти …, жи …, вер …, носо …, кен …. На севере живут ме…, мо…, тю…, пе…

«Кто у кого?»

У оленя – олененок – оленята
У моржа - ………… - ……….
У медведя - ………… - ………….
У совы - ……………. - …………..

Игра «Подскажи словечко»

.Раз в глубоком тёмном иле рыбку рыбаки ловили,

А к ним в сети угодил злой зелёный... (крокодил).

Панцирь крепкий, как гранит, от врагов он защитит,

И под ним не знает страха медлительная..(черепаха).

В Антарктиде среди льдин ходит важный господин,

В чёрный он одет сюртук, крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук, на ногах надеты ласты.

Вы узнали господина, птицу важную -... (пингвина)?

Слышите могучий топот? Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон! Это африканский... (слон).С. Васильева

Пальчиковые гимнастики

«Прогулка на Север»

 Раз, два, три, четыре, пять           (Ритмично сжимают и разжимают

                                                       кулачки.)

На Север мы пошли  гулять!       ( «Идут»  по столу указательным

                                                        и средним пальчиками)

 Повстречаем мы моржа,              На каждое название животного

И медведя, и песца,                      загибают по одному пальчику)

Доброго тюленя,

Быстрого оленя.

 Вокруг света обойдём,

Мы их вспомним, назовём.           (Кулачки сжаты, в круговые движения кистями рук.)

«В саванне» 

Тигр, жираф, огромный слон,
Зебра, пума и бизон,
Два шакала, бегемот,
Вот стоит разинув рот. (На каждое название животного загибают по одному пальцу, начиная с мизинца правой руки.)
А над ними – царь зверей. (К концу стихотворения, назвав льва, разжимаем пальцы.)


«Кит»

Плавает по волнам кит,
У него веселый вид.
Любит в море кит играть,
Вверх фонтанчики пускать.
Е.А. Савельева

«Тигренок»

Эй! Не стойте слишком близко. Я тигренок, а не киска!

С. Я. Маршак «Обезьяны»

Обезьяны, обезьяны
Любят спелые бананы.
Любят прыгать, кувыркаться,
Любят на ветвях качаться. Назови его скорей. (

 

«Верблюд»

Вот верблюд – живое чудо. (сжать кулачки)

Два горба есть у верблюда. (соединить кулачки на сгибе пальцев)

«Дикобраз»

Ежик вырос в десять раз – (прижимают ладони одну к другой, раздвигают пальцы веером)

Получился дикобраз.

«Обезьяны»

Там, где с деревьев свисают лианы, (пальцы раздвигают в стороны)

Разные в джунглях живут обезьяны: (сжимают и разжимают пальцы)

Лазают там шимпанзе, павианы, (загибают поочередно пальцы)

Есть и гориллы, и орангутанги.

«Где обедал воробей?»

- Где обедал воробей? (машут перекрещенными ладошками)

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва (на каждое название животного загибают пальцы на обеих руках)

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы. 

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил (изображают раскрывающуюся пасть животного)

Чуть меня не проглотил.

«Пингвины»

Два пингвина пошли гулять, (руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают)

А вторые – догонять. (указательные пальцы начинают «скакать»)

Третьи пингвины – бегом. («скачут» средними пальцами)

А четвертые – пешком. (не спеша передвигают безымянные пальцы)

Пятые поскакали (кулаки раскрываются полностью: «скачут» мизинцы)

И в конце пути упали. (расслабленные ладони падают на стол)

«Моржи»

У нас просторный водоем. (соединяют пальцы обеих рук, изображая водоем)

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прохладна и свежа, (потряхивают кистями)

Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене («плывут»)

То на боку, то на спине. (кладут руки на стол ребром, затем ладошкой вверх)

 

Массаж пальцев

«НА СЕВЕРЕ БЕЛЫЙ МИШУТКА ЖИВЁТ…»

На севере белый мишутка живёт,
Но только, как бурый, он мёд не сосёт.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.
(массировать пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждую строчку)

 

Читаем детям:

Животные жарких и холодных стран — Чарушин Е.И.

Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре.

Лев

Берегитесь, зебры — полосатые лошади! Берегитесь, быстрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы!  Лев на охоту вышел!   Будто гром прогремел и прокатился по кустам и зарослям. Это львиный рёв, львиное рыканье. И все звери притаились.  Лев всех сильней, всех страшней. Грива у него густая, когти острые, зубы крепкие.   Кого он этой ночью поймает?

Пингвины

Это совсем удивительные птицы — на других не похожи. Они летают в воде, а не по воздуху. Нырнут и так сильно машут крыльями-коротышками, так быстро летят под водой, что рыбу догоняют. А ходят пингвины тоже особенно, по- своему: столбиками. Издали кажется, что это человек идёт в чёрном пиджаке и белом жилете. Однажды заплыл корабль в неведомые холодные края. Хотели моряки к берегу пристать — и вдруг видят: на льду выстроилось целое войско! Подплыли ближе. А войско вдруг разом, как по команде, бултых головой в воду! Тут только и поняли моряки, что это не люди были, а птицы.

Слон

Ветка в лесу не хрустнула, лист не шевельнулся — из густых зарослей джунглей неслышно вышел огромный дикий слон Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как брёвна, уши как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать. Никого не боится такой силач, никто ему не страшен.

Бегемот

Бегемот еле ходит на своих ногах-обрубках. Жир на нём так и трясётся. Притащится этот толстый обжора на поле — всё поле сожрёт, а что не сожрал — сомнёт. И уйдёт потом в реку спать; дремлет и нежится на воде, как на самой мягкой перине. Выспится, отдохнет — и давай веселиться. Тут, в воде, он совсем не неуклюжий, а очень проворный зверь. Плавает, ныряет, водоросли со дна достаёт, а то разинет свою пасть — а она у него огромная, как раскрытый чемодан, — и заорёт, будто десять лошадей разом заржали.

Северный олень

На Севере снег да лёд, и лето бывает короткое-короткое. Сена там не накосишь, ни корову, ни лошадь зимой не прокормишь. Только северный олень умеет там жить. Он копытами снег разгребает, достаёт лишайник — ягель. Чьё молоко пьёт на Севере человек? Оленье. На чем ездит? На олене.  Чьё мясо ест? Оленя.  Не прожить без оленя в тех местах человеку.

Орангутанг

Это большая рыжая обезьяна орангутанг. По-малайски орангутанг — лесной человек. Малайцы про орангутанга рассказывают сказку. Будто был он раньше человеком и жил, как все люди, в деревне. Потом не захотел работать и ушёл в лес на деревьях жить. Весь рыжей шерстью оброс и сделался обезьяной.

Крокодил

Лежит крокодил в тёплой воде на самом солнцепёке, греется. Зубастую пасть закрыл, гребенчатым хвостом не шевельнёт. Будто просто гнилая коряга валяется в воде, а не живой зверь. Лежит крокодил в воде у самого берега, ждёт добычу. Придёт зебра или антилопа к реке воды напиться — он ударит зверя своим сильным хвостом, сшибёт с ног, ухватит зубастой пастью и утащит в воду, на дно.

Морж

Морж толстый, тяжёлый. Будто громадный кожаный мешок с жиром.

Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как вёслами, воду загребает.

Нырнёт глубоко под воду и пасётся на дне морском, как корова на лугу. Водоросли жуёт, ракушки ищет, а когда наестся вдоволь, выплывет кверху, обопрется на край льдины или на берег своими клыками, подтянется и вылезет весь из воды. Ляжет на камни и отдыхает.

Белый медведь

Белый медведь — это зверь-бродяга. Шуба у этого бродяги тёплая, её мороз не прохватывает. Густая шерсть в воде не мокнет. Нипочём ему ни мороз, ни вьюга, ни ветер, ни ледяная вода. Ходит, бродит белый медведь по льдам, по снегам; поймает добычу — рыбу или моржонка, наестся и сразу завалится спать, прямо тут же на льду. А когда выспится, опять побредёт. Высматривает, вынюхивает, кого бы поймать, чем бы снова брюхо себе набить. Ныряет он ловко, бегает быстро, плавает легко. Такой долго голодным не останется, добудет себе еду.

Носорог

Трещат сучья в лесу, качаются и трясутся деревья. Это напрямик сквозь тропическую чащу ломится громадным зверь — носорог. Нипочём ему колючки и шипы, твёрдые сучья и пни. У него шкура толстая и крепкая, как броня: копьё от неё отскочит, стрела сломается. Пробьёт такую шкуру только пуля из винтовки.У носорога большой рог на носу, а глаза маленькие, слепенькие. Он плохо ими видит. Ничего толком не разберёт, а сразу бросается бодаться. Вспыльчивый зверь и подозрительный.

Загадки про животных

В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый, в пятнышках... (Жираф)

Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый ... 
(Морж)

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда… (Пингвин)

Он зеленый и большой,
Зверь он очень знаем злой.
Хвост длиннющий иногда,
Ходит только не спеша.
Плавать быстро он умеет,
И добычу ждет, не млеет.
В джунгли кто гулять ходил?
Дети, это… 
(Крокодил) 

 В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он - ...
 (Тюлень)

Эта птица – великан
Что живёт среди саванн
По равнине может мчаться
Быстро так, что не угнаться 
(Страус) 

Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из - под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)

 Появился с пышной гривой,
Из-за зелени ветвей
Хищник гордый  и красивый.
Он в саванне "царь зверей".
Смотрит грозным, важным взглядом.
Страшен зверям его гнев.
С ним стоять опасно рядом.
Он большой, суровый…
(Лев)

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты  далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день… (Северный олень)

 У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто же это? Кто такой?
Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это ... 
(Слон)

Что за коняшки —

На всех тельняшки. (Зебра)

Зверь я горбатый,

Но нравлюсь ребятам.(Верблюд)

Тем, кто речку угодил, нос откусит... (Крокодил)

Некрасивый он, пожалуй...

Вместо носа -шланг пожарный

Уши вроде опахал ростом с башню отмахал. (Слон)

На носу он носит рог

И зовётся...( Носорог).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын... (Жираф)

По пустыне он идёт,

Груз несёт, не ест, не пьёт.

Передать бы два-три блюда

Для несчастного... (Верблюда)

Толстокож и неуклюж

Этот зверь, любитель луж.

Гром гремит, когда идёт

Большеротый... (Бегемот)

Царь зверей, его мы знаем,

И, конечно, уважаем.

Всем опасен его гнев.

Догадались, это — … (Лев)

В воде с рыбами живёт

 Очень крупный… (Бегемот)

Можно с ним и поиграться.

Только надо опасаться.

Раз -и и вместо всяких игр,

Вам клыки покажет… (Тигр)

Он выше, чем парта,

Он выше, чем шкаф.

Его вы узнали, Ведь это… (Жираф)
 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в рамках проекта "Земля - наш общий дом" "Знакомство с животными севера и жарких стран"

Во время "путешествия" дети  расширяют и углубляют свои представления о животном мире севера и жарких стран....

Рекомендованные дистанционные задания для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом комплексного-тематического планирования. Лексическая тема "Животные севера и жарких стран "

В реалиях современной действительности вопросы дистанционного обучения детей неожиданно выходят на первый план. Предлагаю подобранный материал с учетом тематического планирования для дошкольников, пос...

Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)

Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...