Рабочая программа по социально-нравственному развитию "Добрый мир"
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа по социально-нравственному развитию "Добрый мир" , рассчитанная на два года для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dobryy_mir_1.docx | 65.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
Согласовано: Утверждаю:
на заседании Заведующий
педагогического совета МКДОУ д/с №6
Протокол № ___________ ___________ Л.Е.Гладкова
от «___»_________________20___г. «_____»_____________20____г.
Рабочая программа
по социально-коммуникативному развитию
«Добрый мир»
(3-5 лет)
Воспитатели: Лохман Г.Е.
Игнатенко Н.В.
Россошь 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование раздела | Страница | |
| ||
Обязательная часть рабочей программы | ||
1. | Пояснительная записка | 3 стр. |
1.2. | Цели и задачи программы | 5 стр. |
1.3. | Принципы и подходы к формированию программы | 6 стр. |
1.4. | Характеристика особенностей развития детей 3-5 лет | 7 стр. |
1.5 | Планируемые результаты освоения воспитанниками программы | 12 стр. |
1.6 | Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений | 13 стр. |
| ||
Обязательная часть рабочей программы | ||
2.1. | Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы | 14 стр. |
2.2. | Взаимодействие с родителями (законными представителями) | 15 стр. |
2.3 | Социально-культурное партнерство | 16 стр. |
2.4 | Комплексно-тематическое планирование работы | 17 стр. |
ӀӀӀ . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 27 стр. |
3.2 | Методики и технологии реализации рабочей программы | 28стр. |
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
4.1 | Учебно-методическое обеспечение рабочей программы | 31 стр. |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа социально – нравственного воспитания «Добрый мир» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ д/с №6 г. Россоши. Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и учитывает соответствующую примерную образовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Бабаевой, Гогоберидзе.
Данная программа включена в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса МКДОУ д/с №6 с целью формирования социально-нравственной основы личности, приобщения ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».
Рабочая программа составлена на основе программы "Социокультурные истоки" И.А.Кузьмина с учетом рекомендации и комментариев по применению программы «Социокультурные истоки» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в качестве основы программы социально -нравственного воспитания образовательного учреждения, автор - составитель И.А.Кузьмин, Издательский дом «Истоки», 2015г.
Программа «Добрый мир» основывается на культурно-исторической теории Л.С. Выготского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком-дошкольником.
Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.
Сердцевину программы составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с устной литературой. Дошедший до нас фольклор нашего народа является хранителем отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность. Мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Нравственные ценности, такие, как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, раскрывают для ребенка-дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.
Еще одна группа — ценности деятельности человека. Дети начинают осваивать значение труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека.
Следующая группа — социокультурные ценности, которые всегда помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.
Присоединение детей к данной группе ценностей помогает ребенку приобрести первичный социокультурный опыт, воспринять традиции своего народа, обрести память рода, обращенную к потомкам, и, в конечном итоге, получить базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно-нравственные основы личности.
Дошкольники начинают постигать в «Добром мире» ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России: родные просторы (поле и нива), сказочный лес, братья наши меньшие, горы и реки, моря-океаны, деревни и города. Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы — одна из важнейших задач дошкольного образования и данной программы.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель:формирование духовно-нравственной основы личности, приобщения ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Задачи программы:
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
- Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.
1.3. Принципы и подходы формирования программы
1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
3. Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса
4. Принцип полноты, необходимости и достаточности содержания
5. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста.
6. Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности и в проведении режимных моментов
7. Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками
8. Принцип практической применимости педагогических подходов.
Подходы к формированию программы:
-личностно-ориентированный;
-индивидуальный подход.
1.4. Характеристика особенностей развития детей
младшего и среднего возраста
Младшая группа.
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Средняя группа.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные
задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков
из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», 98 99 большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное
условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
1.5.Планируемые результатыосвоения воспитанниками программы
В процессе реализации программы предполагается достижение следующих результатов:
Первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, доброжелательности и зависти, милосердии, совести, благодарности, трудолюбии, и др.)
Нравственные потребности, стремления, чувства:
- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;
- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;
- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
Нравственные умения и привычки:
- следовать традиции празднования именин;
- составлять рассказ о своем имени;
- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;
- дарить добрые слова; избегать дурных, плохих слов;
- анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;
- справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;
- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность);
- в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;
- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;
- бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты.
1.6. Часть программы формируемая участниками образовательных отношений.
Программа «Добрый мир » строится на принципе сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны воспитателя.
Содержательный раздел
2.1.Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Для достижения задач программы используются различные методы и приемы:
Наглядный метод
- чтение педагогов рассказов с показом демонстрационного материала.
- Экскурсии по городу, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок педагогам, детьми;
- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;
- проведение дидактических игр;
- моделирование сказок.
Словесный метод используется при:
- чтении литературных произведений;
- чтении стихотворений детьми;
- беседах с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных), сюжетно-ролевых,
дидактических, игр драматизации и др.
- чтении литературных произведений вне занятий;
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтений литературных произведений родителями.
Практический метод используется при:
- организации продуктивной деятельности дошкольников;
- проведении игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
- пошива кукол к сказкам;
организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, вик торин;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями;
- изготовлении детьми наглядных пособий для занятий.
2.2.Взаимодействие с родителями
(законными представителями)
Работа с родителями является важным ключевым элементом реализации программы «Добрый мир». Осознавая тот факт, что решающую роль в социально – нравственном развитии ребенка играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей у ребенка только в детском саду. Такую работу необходимо проводить как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Программаставит следующие задачи:
- Объединить усилия детского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей.
- Осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей.
- Обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно – нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.
- Повышать педагогическую культуру родителей.
2.3. Социальное партнерство
- с культурно – образовательными учреждениями (музыкальная школа, школа искусств, краеведческий музей, детская районная библиотека, районный дом культуры, Дом ремесел);
- с научно – методическими учреждениями;
- организация совместных мероприятий.
2.4.Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения, младшая группа
Месяц | Тема | Занятия | Задачи |
Сентябрь | «Любимое имя» | 1.«Зайка, зайка попляши, свое имя назови» Игровое упражнение «Назови свое имя». Беседа на тему «Мое имя» 2.«Ласковое имя» Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?» Игра «Это мое имя» | 1.Первоначальное знакомство с социокульту- рной категорией «Имя». 2.Мотивация на совместную деятельность ребенка и воспитателя. 3.Развитие чувства само--ценности у ребенка. |
Октябрь | «Доброе слово» | 1.«Чудесный сундучок» Работа в круге. Беседа о добром отношении друг с другом. Чтение рассказа «Как кактус свое получил» 2 «Здравствуй, Катя!» Сюжетно- дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя». Ресурсный круг «Доброе слово». | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Слово». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. |
Ноябрь | «Ласковая песня» | 1.«Спи моя радость усни» Разговор с детьми в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать». 2. «Ласковая песенка» Ресурсный круг «Колыбельная песня». Разучивание песни «Спи моя радость усни» | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Песня». 2.Развитие умения слушать друг друга |
Декабрь | «Праздничная песня» | 1.«В лесу родилась елочка» Оформление страницы альбома: аппликация «Мы любим нашу елочку» (продуктивная деятельность детей.)
Ресурсный круг «Новогодняя елочка». Рисование новогодней елки | 1.Дальнейшее наполнение категории «Песня». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей друг с другом. 3.Развитие функции произвольности и умения управлять своими действиями у детей. |
Январь | «Любимый образ» | 1.«Моя мама». Ресурсный круг «Мамочка моя». Чтение рассказа «Сон о мамах» 2.«Любимый образ» Оформление страницы альбома: рисунок «Солнышко для мамы». 4.Игра «Поможем маме» | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Образ». 2.Формирование способности понимать чувства других людей. 3.Развитие умения проявлять доброе отношение к людям. |
Февраль | «Образ света» | 1.«Чтобы солнышко светило, радость детям приносило» Разговор в круге о солнышке. Чтение рассказа «Для чего солнцу равновесие», «Как солнце за полдня плохим стало» 2 «Озорное солнышко» Игра «Солнышко и дождик». Ресурсный круг «Позови солнышко» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие умения выражать свои добрые чувства. 3.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Март | «Добрый мир» | 1 «Пришла весна, открывай ворота» Разговор в круге на тему: «Добрый мир». чтение «Почему все люди братьями зовутся» 2 «Нет милей дружка, чем родная матушка» Ресурсный круг «Добрый мир» 3.Игра «Наседка и цыплята» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие мотивации на общение друг с другом. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Апрель | «Добрая книга» | 1.«Репка» Работа в круге: рассматривание детьми книги «Репка». Ресурсный круг «Добрая книга». 2.«Дедушкины помощники» Оформление страницы альбома «Добрая книга»: раскрашивание иллюстрации к сказке «Репка». Игра –драматизация «Репка» | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Книга». 2.Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. 3.Развитие умения слышать друг друга. |
Май | «Любимая книга» | 1. «Книга- лучший друг» Совместное чтение книг. Ресурсный круг «Моя любимая книга».
Игра-викторина «Угадай название» | 1.Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга». 2.Развитие взаимодействия детей и воспитателя. 3.Создание позитивного настроя на общение в группе. |
Второй год обучения, средняя группа
Месяц | Тема | План занятия | Задачи |
Сентябрь | «Дружная семья» | 1. «Домашнее тепло» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Дружная семья». 2. «Мама, папа, я- дружная семья» Работа в паре «Дружная семья». 3.Настольно-печатнаная игра «Семейная прогулка» (с участием взрослых). | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Семья». 2.Формирование у детей отношения к семье. 3.Формирование у детей способности договари-ваться, приходить к единому мнению. |
Октябрь | «Домашнее тепло» | 1. «Семеро по лавкам» Чтение рассказа Л. Нечаева Игра –драматизация по рассказу Л. Нечаева «Семеро по лавкам».
Ресурсный круг «Домашнее тепло». Оформление страницы альбома: раскрашивание иллюстрации к рассказу «Семеро по лавкам». | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». 2.Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. 3. Развитие умения слушать друг друга. |
Ноябрь | «Дорога добра» | 1.«По дороге с облаками» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Куда ведут пути-дороги». 2. «Вместе весело шагать…» Игра-лабиринт «Дороги добра». Работа в паре «Дороги добра». | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Родные просторы». 2.Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Декабрь | «Сказочный лес» | 1. «Снегурушка и лиса». Работа в круге, рассказывание сказки 2. «Сказочный лес» Работа в паре «Сказочный лес». Игра-драматизация по сказке «Снегурушка и лиса». | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Январь | «Добрая забота» | 1. «Плачет киска в коридоре, у нее большое горе…» Разговор в круге на тему «Как мы заботимся о животных?» Работа в паре «Добрая забота». 2.«Вышла курочка гулять Оформление страницы альбома: рисунок «Накорми цыплят». Игровое инсценированние песни «Вышла курочка гулять» | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей доброго отношения к животным. 3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. |
Февраль | «Труд земной» | 1. «Труд землян» Работа в круге: чтение детям рассказа К.Д. Ушинского «На что тебе?». Воспитатель читает рассказ дети находят иллюстрации. 2. «Чему доброму научили вас взрослые?» Ресурсный круг. | 1.Дальнейше наполнение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей уважения к труду. 3. Развитие мотивации детей на трудовую деятельность. |
Март | «Любимая сказка» | 1.Викторина «Угадай сказку». 2. «Моя любимая сказка» Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из сказки». Ресурсный круг «Моя любимая сказка». Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». 2.Воспитание у детей интереса и любви к сказке. 3.Развитие умения работать в паре. |
Апрель | «Благодарное слово» |
Разговор в круге о любимой игрушке. Ресурсный круг «Благодарное слово». 2.«Когда говорят «спасибо» Оформление страницы альбома: рисунок на тему «Сегодня мне подарили…» 5. Игры с подаренными игрушками. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. |
Май | «Светлый праздник» | 1.«Во поле березка стояла» Художественно-игровая деятельность детей. Ресурсный круг «Доброе слово березке». 2.Белая береза. Оформление страницы альбома «Украсим березку» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Младшая группа
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Любимое имя | Занятие №1 План 1. 1. Информация о целях и содержании воспитательной программы. 2. 2. Отечественные традиции имя наречения. Выступление воспитателя. 2. 3. Ресурсный круг «Имя моего ребенка» |
2 | Доброе слово | Занятие №2 План 1. Слово – главный инструмент воспитания в дошкольном возрасте. Выступление воспитателя. 2. Чтение текста «Семья и слово» 3. Работа в паре «Родительское слово» |
3 | Ласковая песня | Родительское собрание на тему «Педагогическая мастерская Тема: Воспитание милосердия» |
4 | Праздничная песня | Консультация «Роль песни в воспитании ребенка» |
5 | Любимый образ | Занятие №3 План
3. Ресурсный круг «За что я благодарен маме?» |
6 | Образ света | Консультация «Значение духовно-нравственного воспитания» |
7 | Святой образ | Анкета для родителей «Воспитание милосердия» |
8 | Добрая книга | Письменное размышление родителей на тему «Помогают ли испытания страдания быть милосердным к другим»(изготовление книги из изложений) |
9 | Любимая книга | Игровой сеанс «Любимая книга» |
Средняя группа
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Дружная семья | Занятие №1
3. Ресурсный круг «Дружная семья» Литература: Белов В.И. «Лад», ч. 1, Мир семьи. Подворье (любое издание). |
2 | Домашнее тепло | Семейный конкурс «Моя семья» |
3 | Дорога добра | Анкета «Основы нравственности» |
4 | Сказочный лес | Занятие №2 1. Об авторитете. Выступление воспитателя. 2. Чтение родителями статьи А. Макаренко «О родительском авторитете» 3.. Работа в четверке «Авторитет ложный и истинный» Литература: Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. - М.: Педагогика, 1984 г. – т.4., с. 65-72 |
5 | Добрая забота | Беседа «Дети разные нужны, дети разные важны» |
6 | Праведный труд | Занятие №3 1. О значении труда в жизни человека. Выступление воспитателя. 2.Чтение родителями ст. К.Д. Ушинского 3. Ресурсный круг «Почему важно приучать ребенка к труду?» Литература: Ушинский К.Д. Труд в его воспитательном значении. Педагогические сочинения в 6 т.: Педагогика, 1988.- т ., с. |
7 | Любимая сказка | Изготовление родителей с детьми мини книжки про любимую сказку |
8 | Благодарное слово | Рекомендации для родителей «Развитие положительных эмоций детей по средствам благодарного слова» |
9 | Светлый праздник | Занятие № 4. 1. Работа в группе «Стратегии развития семьи» 2. Ресурсный круг для родителей по итогам года «Что было наиболее значимым для вас в ходе реализации воспитательной программы?» |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Материал для работы по социально-нравственному воспитанию;
Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);
Тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотоальбомы);
Фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);
Тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятиях и т. л.);
Тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так - нельзя);
Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположен д/с), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы;
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины; русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах;
Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.)
3.2 Методики и технологии реализации рабочей программы
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
- проектная технология.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающиеся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
- активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
- обучение с учётом закономерностей детского развития;
- опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
- ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
- развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
- особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
- способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
- интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
- завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1 Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
- Семанака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать». Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. - М.,2003
- Семанака С.И. «Уроки добра» Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-7 лет. - М.,2003
- План-программа образовательно – воспитательной работы в детском саду / сост. Н. В. Гончаровой и др.; под ред. З. А. Михайловой, - 2-е изд. – СПб.: «Детство-Пресс»; 2007. – 255с.
- Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», - 2011, - 528 с.
- Шорыгина Т. А. « Беседы об этикете с детьми 5-8 лет.» М.: ТЦ Сфера, 2013, - 96 с.
- Абраменкова В. А. « Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком.» – М.: Лепта Книга. 2008, - 96 с.
- Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты.» – М.: ТЦ Сфера, 2005, - 160 с. (Программа развития)
- Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском сад : Методические материалы и педагогам в помощь психологам.» – М.: ТЦ Сфера, 2005, - 88 с.
- А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.»: Просвещение, 1985. – 176 с.
- Деркунская В. А., Рындина А. Г. «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – М.»: Центр педагогическог образования, 2012. – 112 с.
- Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей / М.»: Филологическое общество «Слово»; Эксмо, 2006. – 160 с.
- Шапиро Е. И. «Если у ребенка страхи…» - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2011, - 80 с.
- «Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Пособие-конспект для практических работников ДОУ « Автор-сост. И. А. Пазухина. – СПб.: «Детство-пресс»,2011, - 80 с.
- Зегенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Пособие для практических работников ДОУ. – М.»: Айрис-пресс, 2005, - 112 с.
- Е. Баринова. «Уроки вежливости и доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития.» изд., перераб., - Ростов на/Д : Феникс, 2013. – 253 с.
- Мосалова Л. Л. « Я и мир: конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.» – СПб.: «Детство-пресс», 2013. – 80 с.
- Игра и дошкольник. «Развитие детей старшего возраста в игровой деятельности: сборник « / Под ред. Т. И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007, - 192 с.
- Т. М. Бондаренко. « Практический материал по освоению образовательных областей: практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.» – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 560 с.
- Цвынтарный В. В. « Играем пальчиками и развиваем речь.»
- С.И. Шоакбарова. «Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников.» – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013. – 64 с.
- О. В. Акулова. «Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие\ науч. Ред.: А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 176 с.
- Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Л. С. Римашевская. «Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие\науч. Ред.: А. Г. Гогоберидзе. – СП..: ООО «Издательство «Детство-Пресс». 2013. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников на основе реализации авторской программы "Надежда России" Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы. Киров, 2007г.
Статья посвящена вопросам приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
Социально-нравственне воспитание дошкольников в условиях реализации программы"Детство""открытое занятие в младшей группе
Программное содержание:Помочь детям понять содержание стихотворения А. Барто "Уронили мишку на пол…" Вызвать эмоциональный отклик на любимое стихотворение. Развивать связную речь, уме...
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
Программа родительской гостиной по социально-нравственному воспитанию детей «Взрослым о детях»
Использование данного плана поможет родителям обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о добре, милосердии, др...
Компилятивная программа «Тропинка доброты» (Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста)
1. Концепция социального развития детей дошкольного возрастаСовременные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов...
Конспект НОД "Тру мужской и женский" по социально-нравственному воспитанию (парциальная программа "Дорогою добра")
Создать условия для формирования уважительного отношения к труду взрослых....
Программа социально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой»
Программасоциально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой» Воспитатель: Галеева Т. Г....