«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры», доклад
консультация

Нина Вячеславовна Голышева

Уровень обр. орг.,

консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 11.03.2019г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

(АОУ детский сад № 10 «Лучик»)

Консультация для воспитателей

 «Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2020-21\Голышева\3.3.2 Выступления на научно-практических конференциях,методических объединениях\3. Консультация для воспитателей\IMG-20201221-WA0081.jpg

Подготовила: воспитатель  

Голышева Н.В.

г. Долгопрудный

11.03.2019г.

Экологическое воспитание дошкольников посредством игры

Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.

Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.

Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

В  дидактических экологических играх ребенок приобретает всесторонний опыт взаимодействия с окружающим миром.  Ребенок усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду и учится выполнять реальную природоохранную работу.
Экологические игры в детском саду очень важны для формирования у маленьких детей представления об окружающем мире, живой и неживой природе.

Экологические игры мы включаем во все режимные моменты для развития личности ребенка и его экологического сознания.

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры.

Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.
В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараемся снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.

Играя с детьми, формируем первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

Развиваем способности детей к познанию мира природы. Формируем навыки рационального природопользования в повседневной жизни, обучаем элементарным нормам поведения в природе. Воспитываем гуманное отношение к живым организмам.

Цель экологического образования: формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи экологического образования:

Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Формирование знаний о природе.

Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.


Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

специфических характеристик;

тематического распределения содержания;

формы организации и меры регламентации;

направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

Творческие игры:

сюжетно-ролевые;

театрализованные;

строительные.

Игры с правилами:

дидактические;

подвижные

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

игры на тему «Живая природа»;

игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют:

самостоятельную игровую деятельность ребенка;

совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:

сенсорно-моторные;

предметные;

игры с перевоплощением;

социальные;

соревновательные.

По тематике:

«Где живая и неживая природа?»

«Соседи по планете.» (Живая природа.)

«Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»

«Кому где нравится?», «Кто где живет?»

«Что где растет?»

«Кому что нужно?»

«Что такое?», «Кто такой?»

«Почему так бывает?» (Связь живой и неживой природы.)

«Почему мы такие разные?»

«Как можно и как нельзя?» (Правила поведения в природе.)

«Мы все нужны друг другу.»

«Природно-рукотворное.»

Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Домашние и дикие животные», «Что растет в поле?» (на огороде, в саду, в лесу», «Какого растения не хватает?», «Чьи детки на ветке», «Зоологическая столовая», «Путаница», «Найди дерево или куст по описанию», «Живые цепочки» и др. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь и формируют экологические знания и культуру.

Игры – предложения: «Что было бы…», «Весной листья на деревьях растут, а зимой…», «Чтобы ты сделал, если увидел сломанную веточку…», «Цветы засыхают, потому, что…», «Птицы могут летать, потому что…» и т.д. Эти вопросы активизируют мышление, логику, развивают экологические знания и воспитывают экологическую культуру поведения в природе.

Игры – загадки. В основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы: «Что такое природа», «Почему идет дождь» . В основе их лежит общение, заинтересованность, доброжелательность. Игра активизирует эмоциональные и мыслительные процессы.

Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Перелет птиц», «Найди свой листок», «Собери урожай» , способствуют эмоционально воспринимать природу, воспитывать экологическую культуру в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями .

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин (овощи или фрукты), «Путешествие в лес», «Зоопарк» . Через игру дети отображают наше отношение к окружающему миру, к природе. Закрепляют умение вести себя со сверстниками, с близкими и с окружающими людьми, закрепляются нормы поведения в природе и, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

Игры — драматизации и театрализованные игры проводятся на основе литературных произведений: «Рукавичка», « Заюшкина избушка», «Утка с утятами», «Красная шапочка» . Дети уточняют явления природы, объекты живой и неживой природы.

Строительные игры с природным материалом (песок, глина, желуди, листики, шишки, камешки, снег, вода ), через такие игры дети познают свойства и качества материалов, развивают наблюдательность и интерес к природе, совершенствуют свой чувственный опыт.

Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности»

Раскрывается теоретическое обоснование необходимости воспитания экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного повежения, бережного отношения и любви к природе с помощью дида...

Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».

Тема доклада:«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».   Подготовила: воспитатель группы «Карапузики»Ферафонтова О.А. г. Долгопрудный29.05.2...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 29.05.2019г....

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников посредством игры"

Педагогический совет. Протокол №4.Тема: «Итоги работы ДОУ за 2018-2019г»...

Доклад " Экологическое воспитание дошкольников посредством игры "

Доклад  " Экологическое воспитание дошкольников посредством игры "...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...