День славянской письменности и культуры
методическая разработка

Куранова Наталья Александровна

 День славянской письменности и культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sts_k_dnyu_slav_pis._i_kult._-_19.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника                         

  "День славянской письменности и культуры"

для старшего дошкольного возраста

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
• Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.
       Под веселую русскую народную мелодию дети проходят и садятся. (Слайд 1)
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
-Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности. (Слайд 2)

       Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие в прошлое, что бы узнать, как развивалась письменность.

А отправимся  мы на машине времени. Внимание отправляемся. Звучит музыка. (Слайд 3)
1 станция. «Первобытная». Наскальные символы – буквы, иероглифы. Рисование угольком.
Слайд 4.Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. 
Слайд 5.Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Слайд 6. Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
Слайд 7 - Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Практическая деятельность воспитанников. Рисование.) на 2х мольбертах 2 команды, отправить команде послание в виде наскальных надписей, к примеру идём на охоту, или убили мамонта.
Дети садятся в машину времени едут дальше. (Слайд 8)
Слайд 92 станция. «Историческая». Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
Ведущий: Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием. (Слайд 10) Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно.
Педагог показывает кириллицу — славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д. (Слайд 11)
       Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. «Аз», «Буки», «Веди». Название букв  напоминали  людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой". Пусть эти старинные буквы сейчас оживут. Детям одевают  буквы: аз, буки, веди,  глаголь, добро.

Аз. Здравствуйте! Я «Аз».

Буки. А я "Буки",

Ведущий. "Аз" да "Буки", получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки".

Веди.  Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.

Глаголь. Я буква "Глаголь".

                 Глаголить - значит говорить.

Добро. Меня зовут "Добро".

               Доброта - лучшая черта характера человека.

Добро. Меня зовут "Добро".

               Доброта - лучшая черта характера человека.

Ведущий.Добрым быть совсем непросто,
                     Не зависит доброта от роста,
                     Не зависит доброта от цвета,
                     Доброта - не пряник, не конфета.

                     Только надо очень добрым быть,
                     Чтоб в беде друг друга не забыть.
                     И народы будут жить дружней,
                     Если будем мы с тобой добрей.

Дети исполняют песню  о дружбе

Ведущий: Молодцы, хорошо вы пели!
                 А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
                 В ту пору книги писали от руки песцы, одну книгу писали несколько лет.        

                 Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, по этому люди стали  

                 думать, как бы упростить этот процесс. (Слайд 12)
                 А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня

                 Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это    

                 трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать    

                 много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать

                 книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво  

                 украшены. (Слайд 13)
Предложить детям вырезать заглавные резные буквы.
Отправляемся на следующую станцию. (Слайд 14)
3 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры. (Слайд 15)
Ведущий: Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и  

               водить хороводы, играть в игры.
               И сейчас, ребята давайте поиграем в игру «Ручеёк», становитесь парами друг за          

               другом!

Игра « Ручеёк»
Ведущий:  Замечательно играли! И мы с вами отправляемся на следующую

                    станцию. (Слайд 16)
4 Станция «Сказочно - загадкино"(Слайд 17)
1) 33 сестрички сели на странички.
   Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
   Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
2) Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
   Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
3) Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
    Как ты ее называешь? (Букварь)
    Буква к букве – будет слово,
    Слово к слову – речь готова.
    И напевна и стройна,
    Музыкой звучит она.
    Так восславим эти буквы!
    Пусть они приходят к детям,
    И пусть будет знаменит
    Наш славянский алфавит.
Пословицы (читают дети или ведущий):
1.  Ум без книги, как птица без крыльев.

2. Что писано пером, не вырубишь топором.
3. Не красна птица пером, красна умом.
4. Хорошую книгу читать не в тягость.
5. Испокон века растит человека.
6. Золото добывают из земли, а знания с книги.
7. Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать. 
8. Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век. 
9.Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги. 
10. Книга для ума, что теплый дождь для всходов. 
11. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 
12. Хлеб питает тепло, а книга питает разум. 
Ведущий: Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.

Обратить внимание на сундучок.

Ведущий. Что это у нас тут такое? Сундучок. Давайте, посмотрим, что там лежит.

                 Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок.

 (Достаёт тарелку и яблоко).

- Посмотрите, волшебное яблочко на тарелочке.

  Катись, катись яблочко.

  Катись по тарелочке.

  Покажи нам добрую сказку.(Катает)

- Что я здесь увидела! Сказку. Отгадайте загадку, что за сказку я увидела на тарелочке.
1) Девочка добрая в сказке жила,
    К бабушке по лесу в гости пошла.
    Мама красивую шапочку сшила,
    И пирожков дать с собой не забыла.
    Что же за девочка-лапочка.
   Как зовут её? … (Красная Шапочка) (Слайд 18)

-  Молодцы, отгадали загадку.

    Катись, катись яблочко,

    Катись по тарелочке.

    Покажи нам добрую сказку.
2) Я мальчишка деревянный,
    Вот и ключик золотой!
    Артемон, Пьеро, Мальвина –
    Дружат все они со мной.
    Всюду нос сую я длинный,
    Моё имя … (Буратино)

-  Молодцы, отгадали загадку.

    Катись, катись яблочко,

    Катись по тарелочке.

    Покажи нам добрую сказку.
3) Трое их живёт в избушке,
    В ней три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки
     Кто герои этой сказки? (Три медведя)

-  Молодцы, отгадали загадку.

   Катись, катись яблочко,

   Катись по тарелочке.

   Покажи нам добрую сказку.
4) В лесу тёмном на опушке,
    Жили дружно все в избушке.
    Маму дети поджидали,
    В домик волка не пускали.
    Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

-  Молодцы, отгадали загадку.

    Катись, катись яблочко,

    Катись по тарелочке.

    Покажи нам добрую сказку.
5)Исполнила три желания, 
   Но старику в наказание
   За старухины три ошибки 
   Все обратно взяла (Золотая рыбка)... 

-  Молодцы, отгадали загадку.

    Катись, катись яблочко,

    Катись по тарелочке.

    Покажи нам добрую сказку.
6)  Бабка старая, бабка древняя, 
     Черный кот, костяная нога,
     В русских сказках злодейка первая.
     Дети, это же (Баба Яга)... 

-  Молодцы, отгадали загадку.
    Мы путешествовали в прошлого и узнали как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, по этому давайте будем беречь книгу.
Вот ребята, и закончилось наше сказочное путешествие, я предлагаю сесть на свои места и отправиться обратно в детский сад. (Слайд 19)
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать. (Слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коментарии к слайдам мультимедийной презентации:"День славянской письменности и культуры." Беседа.

Данный материал является приложением к мультимедийной презентации: "День славянской письменности и культуры". Я предлагаю комментарии к слайдам презентации, в которых рассказана история появления "Дня...

День славянской письменности и культуры

Конспект досуга, посвященного празднованию дня славянской письменности и культуры...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши буквицы. День славянской письменности и культуры».

Программные задачи: познакомить детей с культурой и наследием своего народа посредством введения их в книжную культуру; приобщать к нравственным устоям на примере святых Кирилла и Мефодия; воспитывать...

Сценарий праздника в старшей группе "День славянской письменности и культуры"

Цель: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, ...

Презентация к празднику "День Славянской письменности и культуры"

Презентация к празднику "День Славянской письменности и культуры"...

"День славянской письменности и культуры"

quot;День славянской письменности и культуры"...

Методическая разработка проект: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками (Рождество Христово, Пасха Красная, День славянской письменности и культуры, День Святой Троицы)

На сегодняшний день мы имеем много пособий по духовно-нравственному воспитанию, которые необходимы в нашей работе. Для меня, как человека православного, очень близок православный календарь. Именно поэ...