Музыкально-литературная гостиная, как эффективная форма гражданского патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья

Качунина Анастасия Романовна

Гражданского патриотическое выоспитанме детей и музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2019g_kachunina_a.r.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Качунина А.Р.,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего №19 «Светлячок»

г. Губкин Белгородская область

МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Воспитание в нашей стране всегда стояло на первом месте, было сутью образования личности. Проблема патриотического воспитания является частью социально-нравственного воспитания.

Всё начинается с детства. Воспитание чувства патриотизма у детей - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, играют огромную роль в становлении личности ребенка. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Если не развивать у дошколят духовно-нравственные качества, невозможно воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией, которые будут гордиться успехами своей страны, её историей, традициями и культурой, свершениями своего народа, будут хранить память о своих предках, уважать защитников Отечества. А это и есть основные задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. Реализация этих задач проходит в различных формах образовательной деятельности в пяти образовательных областях.

Так как я являюсь музыкальным руководителем, то реализацию задач  по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста я преломляю через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка».

Одной из эффективных форм воспитательной работы при ознакомлении дошкольников с историей Великой Отечественной войны, а так же организации художественно-творческой деятельности детей я считаю музыкально-литературную гостиную.

Музыкально-литературные проводятся по разным темам, но теме Великой Отечественной войны мы посвятили цикл музыкально-литературных гостиных «Мы помним! Чтим! Гордимся!».

Проведение музыкально–литературной гостиной подразумевает включение разных элементов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение), коммуникативной деятельности, изобразительной деятельности (знакомство с живописью, рисование, создание художественных образов), восприятие художественной литературы и театрализация, драматизация литературных произведений.

При организации слушания музыки используем в основном образцы классической музыки (Д. Шостакович Симфония №7 («Ленинградская»), 2-я симфония Р. Щедрина,  1-я симфония «Хроники блокады» Б. Тищенко). Дети с восторгом и трепетом погружаются в музыкальные образы созданные композитором, и сопоставляют их с образами войны. Слушание классической музыки зачастую сопровождается показом хроники военных лет, фотографий, картин знаменитых художников о войне, мультфильмов («Воспоминание», «Солдатская лампа», «Василёк»), посмотрев эти мультфильмы детям наглядно даются представления об армии, о родах войск, боевой технике, о далёком тяжёлом времени. Например, слушая «Ленинградскую симфонию» Д.Шостаковича дети рассматривают картину художника М. Добужинского «В Ленинграде».

Исполняя и слушая песни военных лет, дети  знакомятся с народными песнями («По сырым окопам…», « На поле танки грохотали…», «Спою я песенку, да партизанскую…») и авторскими песнями («Темная ночь» Н. Богословский, «Смуглянка», «Эх, дороги»   А.Новиков, «Катюша» М. Блантер). По моему мнению, песни военных лет не должны забываться, они – часть истории нашего государства и легко запоминаются ребятами. Так же пользуются популярностью у детей патриотические песни современных детских композиторов  (А. Филипенко «Бравые солдаты»,  Ю. Чичкова «Будем в армии служить!»).  Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Особое место при проведении музыкально-литературных гостиных отводится чтению художественной литературы о войне. Дети читают стихи о войне («Жди меня и я вернусь» К. Симонов, «Мальчики» Б. Окуджавы, «Василий Теркин» А. Твардовский), отрывки из рассказов («Сын полка» В. Катаев, «Три девочки» Е. Верейская, «Мальчики из блокады» А. Крестинский) создают инсценировки по мотивам литературных произведений о войне.

Впечатления о прочитанных, услышанных, увиденных произведениях музыки, литературы и живописи дети передают в своих творческих работах – рисунках, поделках, стихах.

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

 В заключение хочу сказать, что дети должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю. Нравственное отношение к действительности — это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор поведения. Если ребенок способен чувствовать красоту в музыке, это говорит об уровне его нравственного развития. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

Литература:

  1. Александрова Э.И. «Система патриотического воспитания в ДОУ» изд. «Учитель», 2007г.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»
  3. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста. / Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В. М.:УЦ “Перспектива”,2012. – 248 с.
  4. Кормишенкова Е. М. Патриотическое воспитание учащихся образовательного учреждения средствами музыки / Е.М. Кормишенкова // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. - № 10. - C. 72-73.
  5. Куприна Н. Подготовка студентов к воспитательной работе средствами музыки / Н. Куприна // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12. – С. 88–95.
  6. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: пособие для учителя / В. И. Максакова. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с.
  7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова.- Ярославль: Академия развития, 2003.-260 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

данный материал раскрывает систему работы ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста в формировании гражданско - патриотических чувств...

Гражданско - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Данный материал освещает работу МДОУ по вопросам гражданско - патриотического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста...

Материалы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17447740","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"307","width":"480"}}]]Материалы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старш...

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

ФГОС ДО обозначили среди основных приоритетов  организацию эффективного гражданского и патриотического воспитания. представляем вашему вниманию опыт гражданско-патриотического воспитания детей ст...

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Актуальность занятия обусловлена: 1.     Необходимостью в современном обществе формированию личности ребёнка, его воспитание чувств через мир положительных эмоций, через обязательн...

Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...