Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе ДОУ посредством игровой деятельности
консультация

Назарова Светлана Ивановна

Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе  ДОУ посредством игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе  ДОУ посредством игровой деятельности

Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит ребёнок. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребёнок учится жить по определённым правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения. Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре. В общем понимании социализация — приобретение, результатом чего является включение социального в структуру личности. До 7 лет игра остаётся ведущей деятельностью детей, поэтому процесс социализации протекает в игре.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре ребёнок получает навыки взаимодействия с окружающим миром, учится регулировать свои действия и познаёт окружающий мир непосредственно в деятельности. Именно в игре осуществляется процесс социализации.

Игровая деятельность организуется: утром до завтрака и после него; в промежутках между непосредственно организованной деятельностью; широко развертываются на воздухе и занимают ведущее место после дневного сна и вечером. Задача воспитателя в этот период – так рационализировать педагогический процесс, чтобы организовать игру детей в эффективных формах, активно влиять на ее ход и взаимоотношения детей.

Общие же задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

  • Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
  • Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
  • Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
  • Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

В игровой технологии используются различные методы и приёмы:

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки (создание игровых ситуаций, обыгрывание игрушек, сюрпризность, эмоциональность, внезапность появления, исчезновения; изменение местонахождения игрушек, показ предметов в разных действиях, интригующие обстановки…)

Словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок. Разговор, беседа, рассматривание картинок, инсценировки, использование художественного слова.

Наглядные: Показ предметов и игрушек, наблюдение, рассамтривание, показ образца, разные виды театров.

Практические:  Упражнения, совместные действия воспитателя и ребёнка, поручения.

В детском саду игровой деятельности отводиться ведущее место, и ее правильная организация и развитие навыков игровой деятельности – важнейшая задача специалистов ДОУ. При этом учитываются особенности каждой конкретной группы детского сада, уровень развития детей, психологические особенности, возраст, половой состав и т. д. Одним из факторов, который также определяет особенности организации игровой деятельности – это разновозрастная группа, такие группы чаще всего комплектуются в условиях сельского детского сада. Для воспитателей существует сложность в организации и руководстве детской игрой разновозрастном коллективе из-за разности игровых интересов детей, особенностей общего уровня развития. Однако, разновозрастной детский коллектив имеет и большой потенциал для развития игровой деятельности, особенно это касается детей раннего и младшего дошкольного возраста, которые совместно с более старшими детьми быстрее и успешнее овладевают многими игровыми умениями и навыками. Для детей старшего возраста такое взаимодействие полезно с точки зрения развития коммуникативных навыков, эмпатии, положительного отношения к младшим детям, самостоятельности.

В процессе разновозрастного взаимодействия возможным становится взаимовоспитание и взаимообучение, когда дети, как старшие, так и младшие, получают новые знания, привычки, умения, закрепляют и обобщают их. Старшие относительно младших являются более опытными, своего рода наставниками, а младшие следят за поступками, поведением и деятельностью старших. Любые проблемы, которые возникают, становятся общими. В разновозрастных группах создаются эффективные условия для развития социальной компетентности дошкольников. Это происходит прежде всего благодаря тому, что в таких группах есть возможность взаимного общения и взаимодействия детей разного возраста. Разновозрастное детское сообщество имеет больший потенциал для возрастного, личностного развития дошкольников.

Что бы педагог мог организовать игровую деятельность в разновозрастной группе, он должен знать возрастные особенности детей.

Воспитанникам младшей группы, предпочтение отдается играм, в которых дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений. Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое время года в комнате или на открытой площадке, несложные строительные игры, во время которых может возникать потребность не только в индивидуальных, но и в совместных действиях, согласовании замыслов. Для указанных игр требуется материал и игрушки, побуждающие детей к движениям.

Воспитанники средней группы опыт  игровой деятельности  небольшой. Дети понимают друг, друга, реализуя свой замысел. Воспитатель корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее  самодеятельный и творческий  характер, непосредственность переживаний, веру ребенка в справедливость того, что происходит. Воспитанникам старшей группы  предоставляются широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально,  так и коллективно.

Игровая технология по развитию социализации включает в себя множество  различных игр:

• Сюжетно – ролевые игры

• Режиссёрская игра

• Театрализованные игры

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых условиях моделируют деятельность взрослых и отношения между ними. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из характерных черт. Дети сами определяют тему игры, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

Сюжеты игр разнообразны. Условно выделяют:

• Бытовые («Семья»«Детский сад»)

• Производственные («Больница»«Магазин», «Парикмахерская)

• Общественные («День рождения»«Библиотека»«Школа»

Сюжетные ролевые игры несут большую социальную нагрузку. Главное правило организации таких игр - "побольше участников, поменьше болельщиков". Эти игры имеют какой-либо сюжет, т. е. завязку, кульминацию, развязку.

Особенностью сюжетно ролевых игр в разновозрастной группе является то, что в таких играх дети учатся договариваться между собой, распределять обязанности, они постепенно привыкают к равноправному положению и взаимодействию в совместных играх. Например, в игре «Больница», есть врач и медсестра. В данной ситуации старший дошкольник выступал в роли «распорядителя» игровых действий младшего. Как врач он даёт указания медицинской сестре выписать рецепт, сделать перевязку, подобрать медицинскую карту и др. Младший ребенок должен по словесному указанию выполнить требования врача.

Игровые технологии включают в себя театрализованные игры. Актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных сказочных персонажей. 

Начиная со средней группы дети учатся сочетать в роли движение и слово, используют упражнения типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». Вначале это  всего лишь подражание старшим, но затем действия  малышей  становятся  осознанными.Дети старшего возраста, уже умеют взаимодействовать друг с другом, принимают роль. Их театрализованная деятельность более насыщена и богата.

Особое место в социализации личности ребенка мы отводим режиссерской игре. Режиссерская игра в младшей группе имеет очень простой сюжет. Малыши чаще используют предметы-заместители.Все действия производятся над одним персонажем, которого кормят, купают, одевают, выводят на прогулку и т. д. Игра детей  старшеговозраста приобретает большую динамику.Одна игрушка может наделяться разными качествами и выполнять совершенно разные роли. Такие игры дают возможность детям разного возраста, вместе играть, перенимая опыт старших.

В целях рационального построения педагогического процесса надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две – три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно–образовательную работу. Важным условием эффективного проведения игр и занятий разного вида в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу, определять дидактические задачи, программное содержание, методы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала, которая обусловлена принципом «от простого к сложному».

Практика показывает что, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Литература:

1. Давидчук Е.Г. «Организация деятельности детей в разновозрастной группе». СПб.: ФЕНИКС, 2002.

2. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». Дошкольное образование. 2004 №2.

3. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села» (в условиях разновозрастной группы). – М., 1998.

4. Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Н.И. Грачева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Разновозрастная группа. Методическое пособие». М.: Центр педагогического образования, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста посред-ством игровой деятельности

Государственное учреждение социально-реабилитационный центр «Вера» отделение «Кроха»              Методическая тема: «Социализация дете...

МАСТЕР КЛАСС НА ТЕМУ: «Развитие воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности» (из опыта работы).

Поблоковое описание из опыта работы по теме "Развития воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности". Практические упражнения....

Отчёт самообразовательной работы на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает игра, в основе которой роль, в...

Социализация детей с нарушениями слуха посредством игровых технологий

Так как до настоящего времени не разработаны специальные методики исследования уровня социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, воспользуемся последовательностью обследовани...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...