Программа по самообразованию воспитателя Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
рабочая программа (средняя группа)
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе, как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рукавичка»
Программа по самообразованию воспитателя
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Составила:
Соловьева Марина Владимировна
Воспитатель высшей категории
Г.О. Бор
2019-2020 уч.год
ФИО педагога: Соловьева Марина Владимировна
Специальность: воспитатель
Образование: высшее
Стаж педагогической работы: 12 лет
Квалификационная категория: высшая
Дата начала работы над темой: 01.09.2019 год
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2020 год
Введение
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе, как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Цели:
- повышение педагогического уровня;
- формирование положительного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у детей;
- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;
- развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
Задачи:
-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
-Осуществление систематической работы с детьми;
-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать его не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
-Соблюдение элементарных правил поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
-Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
-Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.
Выход темы:
- консультации для родителей
-консультация для педагогов
-картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей
-проведение родительского собрания "Природа глазами ребенка"
Формы и методы работы с родителями и детьми:
-Родители:
-сотрудничество через консультации
-родительское собрание
-беседы
-совместное изготовление и приобретение дидактического материала
Дети
Формы
- наблюдения
-НОД
-экскурсии
-труд в природе
-экологическая тропа
-эксперименты и опыты
-дидактические игры
-проекты
Наглядные методы:
-целевые прогулки;
-наблюдения;
-показа сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, плодов;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Перспективный план работы по обучению детей экологическому воспитанию на 2019-2020 учебный год.
Название блока | период | НОД | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
«Растительный мир» | Сентябрь-октябрь | Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали» Лепка:«Кисть рябины», «Овощи и фрукты» Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени» | Диагностика уровня знаний Рассказ по картине Левитан«Березовая роща» (описание берёзы). Чтение художественной литературы по теме. Загадывание загадок. Изготовление гербария из листьев. | Рассматривание иллюстраций, альбомов. Наблюдение за уборкой урожая. Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке». |
«Животный мир» | Ноябрь-декабрь | Чтение художественная и познавательная по теме Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных» Лепка «Животные леса» | Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует» Загадывание загадок | Оригами-животные. Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки» |
«Мир птиц» | Январь —март | Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?» Чтение художественной литературы. Рассказывание по картине «Грачи прилетели». Рисование «Птицы на кормушке». | Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»; «Зачем помогать птицам зимой»; «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой». Загадывание загадок. Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв и ноги» Оформление огорода на подоконнике (высадка рассады). | Наблюдение за птицами на кормушке. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни Дидактические игры: «Собери картинку». |
«Комнатные растения» | Апрель — май | Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения». | Беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?» Загадывание загадок | Дидактическая игра «Живая и неживая природа». Рисование «Комнатный цветок». |
Перспективный план работы с родителями и педагогами на 2019 -2020 учебный год.
Название блока | Месяц | Мероприятия для родителей | Мероприятия для педагогов |
«Растительный мир» | Сентябрь-октябрь | Изготовление гербария. Разработка дидактических игр по теме. «Осенний вернисаж» -изготовление поделок из природного материала | Папки-передвижки: «Расскажите детям об осени» (зиме, весне, лете). |
«Животный мир» | Ноябрь-декабрь | Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные». Подготовка стендовой информации для родителей. | Консультация «Воспитание любви к природе» |
«Мир птиц» | Январь —март | Изготовление кормушек. Разработка рекомендаций для родителей по проблеме. Изготовление альбома «Птицы». | Выставка методической литературы, дидактических игр, пособий, методических разработок |
«Комнатные растения» | Апрель — май | Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате». Выставка работ. | Акция «Дома для птичьих семей». Консультация «Экология безопасности» |
Перспективный план работы по самообразованию
Список используемой литературы:
1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.
3. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.
4. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
5.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 96 с.
6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 512с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском садуЗадачи:-Овладение методами экологического воспитания, совершенствован...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Программа по самообразованию воспитателя. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...

План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...

Рабочая программа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе»
Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так ка...

Программа самообразования воспитателя Тема: «Экологическое воспитание детей в различных видах деятельности»
Программа самообразования воспитателя Тема: «Экологическое воспитание детей в различных видах деятельности»...

