Проект "Родители и детский сад"
проект (средняя группа)

Трубникова Ирина Николаевна

Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_roditeli_i_detskiy_sad.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

учителя-дефектолога Трубниковой Ирины Николаевны

Тема: «Детский сад – семья – дети»

Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов. 

     Срок реализации: октябрь – март

     Тип проекта: долгосрочный.

     Вид проекта: практико – ориентированный.

   Участники проекта: родители и дети, педагоги.

    Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
     Актуальность темы продиктована необходимостью сохранения окружающей природы: улиц, леса, парка, а также продолжением экологического воспитания детей и родителей, созданием позитивного образа чистого города.

    Экологическое воспитание дошкольников — это становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

    Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

•  физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

•  эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

•  условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

    Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

    Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

    Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Задачи проекта:

  • Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  • Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  • Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  • Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  • Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Организация деятельности  в рамках проекта


Октябрь

  • Привлечь родителей к созданию стенгазет, поделок из природного материала для выставки.
  • Консультации для родителей «Безопасность детей на природе», «Осенние витамины».
  • Привлечь родителей к сбору природного материала во время поездок на природу в выходные дни.

Ноябрь

  • Провести консультацию «Как научить ребенка беречь природу».
  • Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
  • Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.
  • Домашние чтения «Стихи об осени».

Декабрь

  • Консультации на тему: «Здравствуй, зимушка-зима», «Игры детей на свежем воздухе зимой».
  • Субботники по расчистке участка от снега.
  • Домашние чтения «Прочитайте книги о зиме».

Январь

  • Консультации для родителей: «Будьте здоровы», «Прогулки с детьми».
  • Субботник по постройке зимнего участка для детей.
  • Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».

Февраль

  • Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Игры экологической направленности с целью обучения детей беречь и охранять природу.
  • Проведение анкетирования для родителей на экологическую тему.

  •  Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу».

Март

• Консультации на тему: «Мир природы и ребёнок», «Пришла весна - красна».

•  «Экологический десант» - привлечь родителей к уборке снега на участке.

•  Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

• Творческий конкурс для родителей и детей на тему «Город любимый и родной – нет тебя красивее».

• Разработка сценария интеллектуально-творческой  игры  «В гармонии с природой».

Продукты проекта для родителей

• Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

•    Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.

•    Участие родителей в субботниках.

• Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

  • Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
  • Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Продукты проекта для  детей

 •  Участие в изготовлении поделок к различным конкурсам.

 •   Обогащение знаний об экологии, способах защиты природы, развитие  словаря на данную тему, связной речи.

 •  Знание детьми дидактических игр и упражнений на экологическую тему.

  • Совместной с родителями трудовая деятельность на участке и в уголке природы.

Продукты проектов для педагогов

•  Разработана методическая база по данной теме.

•  Планирование по теме «Работа с родителями в экологическом воспитании дошкольников».

 •   Просветительская и консультативная деятельность с родителями: цикл консультаций для родителей.

•  Сценарий  интеллектуально-творческой  игры  «В гармонии с природой».

Список использованной литературы

•        Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

•        Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

•        Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

•        Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

•        Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - N 5. - С. 22-27.

•        Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.

 

Приложение 1

Анкета для родителей

«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

•        Ф.И.О.

•        Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

•        Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

•        На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

•        Как часто вы с ребенком совершаете выезды на природу?

•        Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

•        Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

•        Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?

 •  Подумайте, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).

Приложение 2

Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу»

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

• Оказывает ли общество влияние на природную среду?

• Может ли  мораль  (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

    Вопросы  к ситуации.

    Правильно ли поступила мать?

    Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

    Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

    Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

     Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой    в    саду,    заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

    Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

    Вопросы к ситуации.

    Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

    Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе с взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

    Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

• Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.

Приложение 3

Интеллектуально-творческая игра

«В гармонии с природой».

    Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.

    На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.

Конкурс 1. «Разминка».

    Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.

1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)

2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

3. Как называется растительный мир? (Флора)

4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)

5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)

6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)

7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

8.Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

9.Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

10.Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)

Конкурс 2. « Урожай плодов».

    Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.

    Музыкальная пауза.

Конкурс 3. «Загадалки».

    Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.

Информационная справка для зрителей

«Известное об известном»

•        Самый крупный:

-из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров

-из птиц – страус 90 кг, высота 270 см

-из змей – анаконда длина 5-10 метров

2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м

Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности

Самые длинные – ротанговая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину

3.Быстрее всех:

бегает гепард

плавает меч-рыба

летает стриж

4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота

– 36 метров.

5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.

Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.

6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.

7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.

8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.

9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.

10.При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.

Конкурс 4. «Угадай мелодию».

    Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.

    Подсказки:

1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)

2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)

3. То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)

4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)

5. О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)

6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)

7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в цвету)

8. Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)

 

Конкурс 5. «Домашнее задание».

    Командам дано задание -  нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим критериям.

Конкурс 6. «Театр-экспромт»».

    Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.

1 команда – басня «Свинья под дубом»

2 команда – басня «Ворона и лисица»

жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.

    Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?

    «…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С.А.Маршак. «Двенадцать месяцев»).

    «Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов «Каменный цветок»)

    «…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

( Х.К.Андерсен  «Дюймовочка»)

    «Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев «Цветик-семицветик»).

    «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».)

    «В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом». (Н.Н.Носов  «Приключения Незнайки и его друзей»).

Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ».

    Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.

    Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:

1 команда – тема «Подводный мир»

2 команда – тема «Царство снежной королевы»».

    Жюри оценивает творчество воспитателей, нетрадиционность изображения.

Игра для болельщиков «Перевертыши».

Конкурс 8. «Дуэль».

    Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ.

1. В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.

2. Деревья покрылись инеем – к теплу.

3. Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.

4. Если осина в сережках (цветет богато) – то будет богатый урожай овса.

5. Зацвела осина – пора сеять морковь.

6. На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.

7. Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.

8. Много сока в березах – к дождливому лету.

9. Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.

10. Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.

11. Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.

12. Зазеленела черемуха – пора сеять картофель.

13. Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.

14. Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.

    Подведение итогов конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...