Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
презентация

Галина Кочетыгова

«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь». А. Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx630.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 37 Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Колокольчики» (от 2 до 3 лет) Выполнила: Бурова Г.А

Слайд 2

Цель проекта : Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО Задачи проекта: Рассмотреть сущность предметно-развивающей среды в ДОО Выделить современные требования к организации предметно-развивающей среды Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения РППС, Дать характеристику предметно-игрового обеспечения в интерьере группы Практическая значимость проекта заключается в определении принципов организации предметно-пространственной среды и создания условий для полноценного развития ведущих видов детской деятельности . « У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь». А. Макаренко

Слайд 3

Актуальность проекта : В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Большую часть времени современный ребёнок проводит в детском саду, поэтому всё, что его окружает должно способствовать его развитию, отвечать кругу его интересов, радовать его, а также развивать эстетический вкус. Ребенок познаёт мир через окружающие предметы. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. В период раннего возраста малыши познают окружающий мир. Задача воспитателя, сделать это окружение для ребенка интересным, ярким, запоминающимся. Одним из определяющих фактором воспитания малышей является предметно – развивающая среда.

Слайд 4

Предметно развивающая среда - это часть образовательной среды, которая представляет собой специально организованное пространство ДО. Под пространством подразумеваются помещения, участки, а также материалы, оборудование и инвентарь для развития и воспитания дошкольников . Развивающая предметно – пространственная среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его психического и физического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении . При анализе развивающей предметно-пространственной среды учитываются следующие факты: Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе; Учет возрастных особенностей детей; Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей).

Слайд 5

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования . Доступность среды предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; Вариативность среды предполагает наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм; наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; С огласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть: Содержательная насыщеность среды предполагаетналичие всевозможного и максимального и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами

Слайд 6

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; Приказ Минобразования России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования »; Письмо Минобразования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях »; Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено ) Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский , Л.М. Кларина, Л.А. Смывина , Л.П. Стрелкова, 1993 г.); Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989 г . Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский , Л.М. Кларина, Л.А. Смывина , Л.П. Стрелкова, 1993 г .); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26 При отборе оборудования, учебно-методического и игрового материала для детского сада необходимо руководствоваться нормативно-правовой базой:

Слайд 7

Речь находится на кончиках пальцев – это всем известно. Поэтому большое значение имеет развитие мелкой и крупной моторики рук Социально-коммуникативное развитие Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: Познавательное развитие Физическое развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие способствует развитию двигательной активности детей, формирует навыки здорового образа жизни приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации, развивает мелкую моторику и фантазию детей формирует потребность детей в речевом развитии, позволяет детям познать азы общения с взрослыми и сверстниками, наладить взаимоотношения. удовлетворяет потребность детей в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность, способствует развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря.

Слайд 8

Так же в каждой группе должны быть созданы специальные зоны (центры активности) для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей . Центры активности в ДОУ: Центр развития движений. Центр безопасности Центр изобразительного творчества; Центр детской книги. Уголок уединения Центр экспериментирования и игр с песком и водой Уголок природы Центр сюжетно-ролевых игр. Уголок ряженья, театра Центр сенсорики , музыкальный уголок Центр конструирования

Слайд 9

Центр физического развития Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности, для детей поставлены игрушки-двигатели (машины, коляски, лошадки-качалки). Спортивные пособия: - Мячи большие, средние, маленькие - Мешочки для метания - Кегли Дорожки здоровья Кольцеброс Ленточки, флажки, гири, палки - Картотеки подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.

Слайд 10

Включает в себя такие тематические зоны как: - магазин (корзинки, фрукты, овощи, булочки, продукты, весы, кассовый аппарат, - парикмахерская (расчески, заколки, куклы для причесок, фен, зеркало) - кухня (набор посуды для приготовлений, набор сервиз, чашки, столовые принадлежности) - больница (ширма, мед. Одежда, медицинские приборы, кушетка) - уголок ряжения (одежда для нарядов , как для девочек, так и для мальчиков, ободки с ушками зверей для игр, шапочки, фартуки) Оборудованный театральный уголок с разными видами театра (пальчиковый, би -ба- бо , настольный, театр игрушек и др.) Центр сюжетно-ролевых игр и театра

Слайд 11

Центр безопасности Х оть малыши ещё совсем маленькие, но уже с раннего возраста знакомятся с помощью игр, игровых приёмов с такими понятиями как «светофор», сигналы светофора «красный», «зелёный», «жёлтый». Уголок содержит интерактивные рули разной формы, машинки разной формы, жезлы. Оформлен макет «дорога», используются также развивающие плакаты с наклейками . Для безопасности в быту предусмотрен бизиборд с бытовыми устройствами, замками, кнопочками, розетками, выключателями, чтобы научить правильно использовать эти знания в жизни.

Слайд 12

Центр изобразительного творчества Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, необходимы соответствующие материалы и оборудование: -Наборы цветных карандашей (4 цвета) - Гуашь , акварель - Кисти для краски - Подставки для кистей - Бумага для рисования -Емкости для промывания кистей -Салфетки -Пластилин -восковые мелки, штампы, фломастеры

Слайд 13

Центр книги. Уголок уединения В книжном уголке расположены музыкальные книги , Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме, имеющие твёрдые страницы, - Настольно-печатные игры по развитию речи Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками Б ольшое значение имеет развитие мелкой моторики, в который входят: Игры с крупами «бассейны» «Мягкие» бассейны Игры с различными видами теста Рисование на песке, манке. Картотека с пальковыми играми. Для тех кто желает уединиться и отдохнуть есть каркасный домик.

Слайд 14

Центр сенсорики , музыкальный уголок Сюда входят : пирамидки, стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, наборы: грибочки-втулки на стойке ( 4-6 элементов , различных цветов, объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы, матрешки , доски-вкладыши (с основными формами, набор объемных тел ( кубы, цилиндры , бруски, шары, диски, рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов, мозаика (восьмигранная, цветная, крупная, ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел, емкости с крышками разного размера и цвета, шнуровка , пуговицы, кнопки, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия. В уголке музыки располагаются погремушки, дудочки, гармошки, бубны, металлофон, колокольчики.

Слайд 15

Центр экспериментирования. Уголок природы Включает в себя: наполненные баночки с разными крупами, вата, разноцветные помпоны, «рыбалка», лупы, песок, тесто и др. Для игр с песком понадобятся совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки. Свободному развитию общения с взрослыми и детьми способствует приобщение человека к природе через её познание. Центр природы служит не только украшением группы, благодаря нему дети получают базовое представление о мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически.

Слайд 16

Центр конструирования Чтобы вызывать интерес детей к конструированию, в группе имеется традиционный материал для строительных игр, пластмассовый цветной, деревянный конструкторы, разного размера, кубики мягкие, развивающие кубики с цветными стеклышками; разноцветная мозаика как крупная так и мелкая, чтобы «оживить» постройки есть небольшие фигурки животных и человечков, машинки.

Слайд 17

Таким образом, при организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка . Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группах детей раннего (младшего) дошкольного возраста я учитывала требования ФГОС, отражая их во всех центрах группы. Я старалась сделать ее разнообразной, информативно богатой для того, чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период и дальнейшее нахождение малышей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»

При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребност...