Консультация для педагогов «Речь и движение детей раннего возраста»
консультация
«Речь - это способность выразить свои мысли!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Речь и движение детей раннего возраста»
Воспитатель: Зайнуллина Т.В
У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев — 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова — нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков в речи. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Движения приносят радость малышам, следовательно, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие, на ориентировку в окружающем мире. Благодаря движениям руки, пальцев, ребенок познает свойства предметов. 3рительные, слуховые, тактильные раздражители побуждают его к тому или иному движению.
Очень важно в физическом воспитании детей раннего возраста не задерживаться на том, что уже усвоено ребенком, и постепенно повышать требования к нему, пользуясь присущим этому возрасту интересом к новому и стремлением (хотя и неосознанным) овладевать более сложными движениями и нормами взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков развивается специальными упражнениями.
Пальчиковыеигры и упражнения включают в себя:
-упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)
-упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)
-упражнения без предметов.
Упражнения с мячом и игры с мячом.
Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. В основном детей привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
Виды игр с мячом:
-игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.
-игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.
-игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов, элементы ТРИЗа).
Упражнения с мячом.
-игры на развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» и т.д.
-игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д..
-игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов): «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.
Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Песенка крокодила Гены» и т.д.)
Очень важно знакомить детей с художественной литературой, пользоваться наглядным материалом. Говорить четко, повернувшись лицом к ребенку, он должен видит движения ваших губ. Не употребляйте слово «неправильно»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-293761-1389957020.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие пзнавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре".
Педагог рекомендует игры и игровые упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия детей раннего возраста на занятиях по физической культуре....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-681174-1574523899.jpg)
Консультация для педагогов "Работа с родителями детей раннего возраста."
Работа воспитателей групп раннего возраста с родителями является первой ступенью единой системы взаимодействия детского сада и семьей, необходимо для полноценного развития физических и духовных сил ре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-497589-1415471127.jpg)
Консультация для педагогов "Предметно- манипулятивная деятельность детей раннего возраста"
Предметно манипулятивная деятельность является ведущей у детей от 1 года до 3 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1103997-1548518081.jpg)
Консультация для педагогов «Формирование сенсорных эталонов детей раннего возраста в игровой деятельности».
Консультация для педагогов «Формирование сенсорных эталонов детей раннего возраста в игровой деятельности»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-619409-1601996561.jpg)
консультация для педагогов "«Игротерапия в развитии детей раннего возраста»
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребенка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1171347-1572698115.jpg)
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305790-1610911814.png)
Консультация для педагогов Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успе...