Технология экологического воспитания
материал (старшая, подготовительная группа)

Гиль Людмила Владимировна

Всем известно,что осознанное,правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология 59.56 КБ

Предварительный просмотр:

              Технология развития экологической культуры детей.

               Автор: Гиль Л.В.

Актуальтность использования технологии:

Всем известно, что осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. В начале года я детям старшей группы задаю вопрос: Ребята, назовите, каких животных вы знаете? Ответы всегда одинаковы: заяц, кошка, собака, медведь, корова, тигр и т.д.  - Молодцы, ребята, - говорю, -  хорошо, но вы называете только зверей, а назовите мне других животных. Дети в тупике. Они не понимают, о чем я говорю и что я от них хочу. А при отсутствии знаний трудно ждать от детей гуманного отношения к животным, а значит, и поведение детей будет нестабильным и непредсказуемым. К сожалению, часто вижу малышей, которые топчут жуков и муравьев, ловят кузнечиков и бабочек, а рядом стоящая мама не замечает преступного поведения ее ребенка. Предлагаемая экологическая программа позволяет всесторонне охватить эту тему, систематизировать знания детей о животных, выработать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к животным, что благоприятно отразится и на поведении ребенка по отношению к природе.

Цель программы: Формирование начал экологической культуры у старших дошкольников через ознакомление детей с животными.

Задачи:

- Сформировать у детей первичные представления о многообразии мира животных: зверях, птицах, рыбах, насекомых, пауках, земноводных и пресмыкающихся;

- Сформировать у детей положительное и бережное отношение к животным, навыки экологически грамотного поведения;

- Научить вычленять главные (обобщенные) признаки разных групп животных, делать зарисовку общих признаков, т.е. научить моделировать;

- Развивать элементы логического мышления детей с использованием кругов Эйлера и классификационного древа;

- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

- Развивать у детей память, воображение, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность;

- Привлечь родителей к работе по экологическому образованию своих детей.

 Содержание работы по экологическому воспитанию:

1.  Образовательная деятельность: Разработано перспективное планирование реализации программы на год и 36 занятий с целями и примерными планами проведения. Программа предусматривает проведение одного специального занятия по экологии в неделю со всей группой детей. Разработаны технологические карты  ежедневного планирования.

2. Моделирование, с помощью которого были разработаны экологические схемы-модели  (32 цветные иллюстрации - модели).

3. Развитие элементов логического мышления детей с использованием кругов Эйлера и классификационного древа;

4. Использование проектной деятельности. В течение года было проведено 4 проекта: «Планета зверей», «Страна птиц», «Царство рыб», «Мир насекомых»;

5. Мониторинг по усвоению данной программы

6. Совместная работа с родителями по реализации программы.

 Работа с родителями: 

Одной из главных задач программы является привлечение родителей к экологическому образованию детей. Не секрет, что на современном этапе необходимо поднять уровень экологического образования не только у детей, но и у родителей. Родители часто не задумываются о том, какой пример они подают детям, отдыхая на природе или просто гуляя с ребенком по улице. В реализации программы родители были равноправными партнерами. С родителями заранее проводились беседы, где подробно рассказывалось о программе и каждом предстоящем проекте, его цели, задачах и содержании, а также о возможной помощи при реализации проекта. Поиск сведений о выбранном их ребенком животном, написании вместе со своим ребенком им писем и тайно от ребенка «ответов» от них, изготовление соответствующих костюмов или атрибутов, помощь ребенку в подготовке презентации выбранных животных и другая помощь.

Организация экологической среды в группе: 

Важное значение имеет организация экологической среды в группе. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно, в любое время рассмотреть схемы и модели, придуманные на занятиях, провести опыты и эксперименты в лаборатории, поиграть в игры экологического содержания, решить ребус или сделать поделку из природного материала. Очень важно, чтобы в группе, на уровне глаз ребенка всегда висели основные схемы: «Природа», «Живая природа», «Неживая природа», «Животные». Далее эта цепочка продолжается в зависимости от изучаемой темы. Так от общего понятия «Природа» можно прийти к конкретному названию животного. Эти знания дети используют в играх. В нашей группе очень популярна игра «Угадай-ка» с опорой на схему. Один ребенок загадывает любой объект природы, другие дети грамотно задают вопросы от общих к частным. Загадавший слово ребенок обязан отвечать только «да» или «нет». При освоении игры дети опираются на висевшие схемы. К концу года дети играют на улице, дома, в любое свободное время и без всякой опоры.

Моделирование: 

Огромное значение в программе уделяется моделированию. Дети учатся сами составлять модели. Вначале дети создают модели, с помощью которых мы выделяем какую-либо одну группу животных, получаем обобщенное представление о ней. Вторая модель дает обобщенное представление о жизни и развитии животных данной группы, наглядно показывает их «круг жизни», у насекомых, например, их два, с полным и неполным превращением. Эти понятия обговариваются с детьми и зарисовываются в виде моделей.

Далее рассматриваем различия животных по внешнему виду, образу жизни, месту обитания, питания. Получается, что каждая группа животных очень разнообразна, и их тоже условно делим на 3-5 групп. Например, птиц мы условно разделили на перелетных, кочующих, оседлых и домашних, придумали к ним модели-обозначения.

На следующем этапе мы с детьми занимаемся «логическим» моделированием, решаем задачи на усвоение детьми понятий разной степени обобщенности по данной теме: при помощи кругов Эйлера в старшей группе и классификационного древа в подготовительной к школе группе. Дети очень любят заполнять готовые схемы (круги или линии древа) животными. Проверяют друг друга, не обходится и без спор, в которых и рождается истина.

В заключение, мы с детьми придумываем самые интересные на мой взгляд, и любимые детьми модели по охране животных. Эти модели более детализированы, и чаще всего цветные. Это уже модели-картинки, памятки, как надо вести себя в природе. Мы собрали их вместе, получилась книжка, которую дети любят рассматривать и рассказывать по ним.

Проектная деятельность: 

В наших проектах ребенок сам для себя выбирает животных, о которых он узнает, как можно больше, рисует их, пишет им письма, делает поделки, придумывает загадки и стихотворения.  Затем делится своими знаниями с другими детьми, что стимулирует его личностный рост и самореализацию. Каждый ребёнок смог проявить себя, почувствовать себя нужным, появилась уверенность в своих силах.

Дидактические игры экологического содержания:

Придуманы и изготовлены авторские дидактические игры по четырем группам животных, и одна общая «В мире животных». В процессе таких игр дети уточняют и расширяют имеющиеся у них представления о животных. Попутно развивается память, внимание, наблюдательность, речь детей, умение договариваться друг с другом.

Кроссворды, ребусы и головоломки:

Одно из направлений данной программы - это решение детьми кроссвордов, ребусов и головоломок. Данный прием является одним из способов привить ребенку интерес к изучению всего нового. По каждой теме предлагается авторская подборка различного занимательного материала.

Образовательная деятельность в режимных моментах: 

Проводится большая работа вне занятий. Мы рассматриваем картинки с изображением животных, читаем о них, придумываем свои рассказы, загадки, пишем письма животным, делаем зарисовки, проводим конкурсы художников, лабиринтов, поделок, готовим театрализованные представления и, конечно, играем.

Результаты использования технологии:

Мониторинг проводился для выявления уровня представлений детей о животных, чтоб на основе его результатов выработать и скорректировать план дальнейшей работы.

Мониторинг проводился по направлениям (цифры внизу диаграммы): 

1. Знают ли дети животных? Сформированность обобщенного понятия «животные».

2. Могут ли определить стадии роста и развития животных?

3. Знают ли особенности животного, среду обитания, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

4. Установление связей животных с климатическими условиями.

5. Знают ли, как обеспечить уход за домашними животными?

6. Готовность прийти на помощь животным.

Сравнительная диаграмма уровня достижений детей

старшей группы   на сентябрь 2018г. – май 2019г.

Сравнительная диаграмма уровня достижений детей подготовительной к школе группы   на сентябрь 2019г. – май 2020г.

По итогам мониторинга составлены диаграммы, которые наглядно показывают уровень представлений детей о животных.

По данным мониторинга дети старшей группы в сентябре имели очень слабые представления о животных,  не могли сказать, кого называют животными, или называли только зверей, мало знали об особенностях животных, и их связях со средой обитания, с климатическими условиями и т.д. Были некоторые знания о стадиях роста и развития животных, но они были разрозненными и неполными. В мае подготовительной группы  ситуация полностью меняется. Низкого уровня уже нет ни у кого, в основном высокий уровень и  средний уровень представлений о животных.

Таким образом, на диаграммах ярко видно, как в течение двух лет менялся уровень представлений детей о животных, и из преимущественно низкого уровня стал высоким и средним.

Вывод: В итоге, у детей появился активный интерес к природе, они стали экологически более грамотны. У детей появились четкие представления о животных, они уже не перепутают основные понятия, как раньше. Теперь дети хорошо знают, кого называют животными, кто к ним относится, могут назвать по 10 – 20 конкретных животных каждой группы. Дети научились составлять модели, схемы, научились планировать свои действия, оценивать полученный результат. Кроме четких представлений о животных, дети стали более гуманными, они знают, что нет вредных и некрасивых животных (в природе все нужны друг другу). У детей появился активный интерес к животным, стремление узнать о них больше, как-то помочь им, защитить их, если возникнет такая необходимость. Кроме того, благодаря экологии – развитое логическое мышление, высокая творческая активность, и навыки свободного общения со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Поможем белочке» (средняя группа) с использованием технологии экологического воспитания.

Учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение поступкам мальчиков.Закрепить знания детей об осени, активизироват...

Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС

Материал содержит интерпритацию понятия - экологическое воспитание, а также  интегрированную модель развивающей предметно - пространственной среды  в детском саду с использованием инновацион...

Мастер - класс «Инновационные технологии экологического воспитания». Младшая группа. Тема: «Бабушка Федора и герань». Конспект и презентация.

Материал представлен в виде мастер-класса. Конспект и презентация составлены на основе сюжета экологической сказки Т.Ф.Воротниковой....

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

«Технологии экологического воспитания детей в ДОО»

В последнее время приоритетной задачей воспитания и обучения детей дошкольного возраста становится развитие их личностных качеств, умение адаптироваться в социуме. Усилия педагогов направлены на то, ч...

Фотоотчет :«Экологический ай- стоппер из бросового материала» как технология экологического воспитания дошкольника во второй младшей группе "Ромашка" Апрель 2023г.

Современные дети, воспитанные экранной культурой смартфонов, компьютеров, и  других гаджетов , отличаются клиповым мышлением (клиповое  мышление — от англ.  clip,  «фра...