«Важность патриотического воспитания в ДОУ»
статья (подготовительная группа)

Абрамова Алена Анатольевна

В статье говорится о необходимости патриотического воспитания. особенно в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_patrioticheskogo_vospitaniya_v_dou.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад №69 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района

Санкт- Петербурга.

«Важность патриотического воспитания в ДОУ»

Воспитатель: Абрамова.А.А

СПБ-2020г.

Хотелось бы вспомнить слова великого педагога Василия Андреевича  Сухомлинского…. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования с учетом ФГОС ДО является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков, молодёжи. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств.

Цель патриотического воспитания - развитие  нравственных качеств личности ребенка, воспитание ребенка в традициях отечественно народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Традиции это  нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению и складывающиеся под влиянием нравственных принципов. Народные игры, русские народные сказки, песни, русская  народная  кукла это все  средства духовно-нравственного воспитания детей.

Задачами патриотического воспитания являются - Знакомство детей с разнообразием жанров русского народного творчества, народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора. Познакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям. Формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках.

Актуальность.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию. Я считаю что, развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

И именно поэтому своей темой по самообразованию в прошлом году я выбрала «Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к истокам русской народной  культуры».

В своей работе с детьми я использовала хороводные игры, русские народные сказки и потешки, пословицы. Вместе с детьми слушали русские народные песни, проводили беседы по выбранной теме. Детям были представлены такие презентации как: «Русская изба», «Игрушки с секретом» (филимоновская игрушка – свистулька), «Пасха – светлое Воскресенье Христово» и др.  Рассматривали русский народный  костюм куклы и иллюстрации. И конечно проводилась работа с родителями: консультации

 «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «История народной игрушки»,  «Мы живём в России» и другие. Проводились совместные мастер-классы, посиделки. Была изготовлена картотека народных игр, картотека игр по патриотическому воспитанию. Изготовлена игра «Народные промыслы». В конце учебного года я провела занятие по развитию речи с элементами народного фольклора: «Волшебный сундучок».

Самостоятельно изготовила атрибуты для занятия: русскую печь, часы  с кукушкой, кукол, сундук. В этом году я решила продолжить работу в том же направлении и взяла тему по самообразованию «Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста и приобщения их к истокам родной культуры».

Работа по выбранной  теме поможет продолжить знакомство детей и их родителей с историей русской народной культурой, народной куклой;

с народными праздниками, традициями и народными играми.

Создаст условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству. Разовьет творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника. Привлечет внимание родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей. Поддержит у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

    Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

     Когда девочка подрастала, мама дарила ей куколку «Ведучку», которая передает дочери свои знания о том, как ладить отношения с этим миром. Именно об этой куколке написано в сказке «Василиса прекрасная». Сюжет в русской народной сказке «Снегурочка» возник из древнего славянского обряда сожжение куклы «Костромы» символа Богини земли и плодородия, а также олицетворения зимы. Само слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. Этот обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и в сказке, Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Русская народная кукла «Крупеничка»

В русской народной сказке о красавице Крупеничке, которую похитил татарский хан, Богомолка пожалела девушку, превратила в гречишное семечко и спрятала Крупеничку в кисет, в котором принесла ее к родному дому. А чтобы татарский хан не смог отыскать Крупеничку, схоронила её в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик. Так появилась на Руси гречиха.

Традиционно куклу «Крупеничку» наполняли гречишным зерном или пшеницей. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте, в красном углу. Это была главная кукла в семье. Первые горсти отборной гречихи или пшеницы для посева брали из нее.

      О русских народных куклах можно рассказывать очень долго, их великое множство.(показ кукол)

     В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги и родители, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с детьми. Народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности. Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются  усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других. Я думаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Важность трудового воспитания деятельности в формировании личности ребенка»

Основные задачи трудового воспитания детей§обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;§ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;§воспитание интереса к труду, трудолюбия и самост...

"Важность патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста".

Формируя у детей нравственно- патриотические ценности, необходимо опираться на модель патриотического воспитания: семья - детский сад - родной город - родная страна –наша армия.В связи с этим, п...

ВАЖНОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В современном мире патриотическое воспитание дошкольников актуально, ведь именно в этом возрасте происходит формирование основных нравственных качеств ребенка. Результат, которые видят педагоги, может...

Важность патриотического воспитания в детском саду.

Воспитание патриотизма в детях – многомерный процесс, в основе которого находится развитие нравственной чувствительности.Любовь к Родине, преданное и ответственное отношение к ней, желание...

Важность патриотического воспитания детей в детском саду

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, пред...