Консультация для воспитателей "Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников"
консультация

Знобищева Ольга Михайловна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Методы формирования основ

безопасного поведения у дошкольников»

    Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольной организации необходимо осуществлять в двух направлениях:

- устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке,

- воспитание безопасного поведения у самих дошкольников.

    Методы подразделяются:

- наглядные (показ, демонстрация и пр.),

- словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.),

- практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.).      

    Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших дошкольников, но на материале, отражающем специфику возрастных возможностей детей.

     Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать.    

    Следует поддерживать заинтересованность детей, совмещая упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников - это пример окружающих ребёнка взрослых.

  1.  Наглядные методы.
  • В группах младшего дошкольного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом.
  • Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме.
  • Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей. Можно посоветовать педагогам использовать мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью.
  • Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий - современные разновидности наглядного метода.    Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям - очень популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группах младшего дошкольного возраста целесообразно самому педагогу вести ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например: как поступить, если разбилась чашка? и др. такие жизненные ситуации, обсуждаемые на примере персонажа, не несут личностной эмоциональной окраски и воспринимаются большинством детей достаточно адекватно. Напоминание о разыгранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций, представленных в постановке кукольного театра, позволяет предупредить нежелательное поведение ребенка.
  •  С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать практические опыты с использование микроскопа, лупы. Это послужит наглядным примером при рассказе о вреде поедания снега.
  • Сравнительные наблюдения, экскурсии - очень действенные разновидности наглядного метода. Они позволяют максимально приблизить детей к объектам и получить колоссальный сенсорный опыт. В группах младшего дошкольного возраста предпочтения отдается простейшим наблюдениям. В старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофору, в пожарную часть или понаблюдать за действиями пожарных во время учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей и формируют уважение к профессионалам, которые спасают жизни людей.

    2.   Словесные методы.

  • Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к группе словесных методов. Для данного метода характерно обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано. Так, увидев на участке с младшими дошкольниками дворовую кошку и обсудив особенности её внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей: «Можно ли гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при общении с чужой кошкой?»  Ситуативно индивидуальное общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме: «Почему нельзя прятаться в шкафчике для одежды», «Что делать если Маша плачет?», «Как безопасно достать кубик из-под шкафа?».

    Ситуативное общение также направлено на формирование у детей умения выполнять поручения, просьбы взрослых и сверстников: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается». Со старшими дошкольника во время группового общения в качестве введения в тему последующего занятия можно побеседовать о том, что такое пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?», а затем предложить найти ответы на эти вопросы в ходе совместной деятельности со взрослым и сверстниками. Объяснение, напоминание, словесная инструкция - самые распространенные разновидности данной группы методов, позволяющие детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками. В процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения. Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить.

  • Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма востребованная разновидность словесного метода. Классическая детская художественная литература дает массу примеров, которые полезно обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных установок и усвоения ими правил безопасного поведения в природе и социуме. Художественное слово пронизывает всю жизни маленького ребенка, задавая определенный ритм (стихотворения, потешки) и образец поведения (классическая проза) в типичных ситуациях. Начиная с чтения «Девочка чумазая» А.Барто и потешки о пожаре в кошкином доме дошкольники постепенно приобретают навыки эмоциональной отзывчивости: сочувствуют привлекательным персонажам литературных произведений, сопереживают им, откликаются на радостные и печальные события.
  • Беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций.

Беседа - запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруппой детей. Так, беседуя о значении режима в жизни человека, можно предложить детям 4-5 лет ответить не следующие вопросы: «Как ты узнаешь о том, что голоден, хочешь пить, устал или пора спать? Когда это бывает? Когда дети завтракают, гуляют, играют, отдыхают? Знаешь ли ты режим дня в своем детском саду? Какой режим дня у тебя в выходные дни?».  Обсуждая со старшими дошкольниками тему, связанную со сбором и употреблением в пищу съедобных грибов, целесообразно предложить детям вспомнить и рассказать, как они собирали грибы в лесу: с кем они ходили в лес; кто им объяснял, какие грибы можно, а какие нельзя собирать; как правильно собирать грибы в лесу? Какие блюда из грибов они знают, какие любят. Поинтересоваться, кто из детей знает, как лучше сохранить грибы на зиму? Такой прием, как решение проблемных ситуаций, целесообразно использовать в общении с детьми начиная со средней группы.

      2.  Практические методы. 

  • Игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с использованием презентаций), компьютерные игры, игры придумывания.
  • Игровые упражнения и игры с правилами используются во всех возрастных группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности. Так, задание «Сгруппируй опасные и безопасные предметы в доме (на улице, в лесу, в транспорте)», предложенное для выполнения одному ребенку или подгруппе воспитанников, является игровым упражнением. А это же задание, предложенное в форме соревнования: «Чья команда быстрее сгруппирует опасные и безопасные предметы в доме», является игрой с правилами, т.к. у игроков появляется возможность сравнить результаты собственных игровых действий с результатами соперников.
  • Игры с правилами, компьютерные игры используются преимущественно в группах старшего дошкольного возраста и способствуют повышению интереса детей к изучению предложенного материала.
  • Игры - придумывания также вводятся в практику взаимодействия с детьми старших групп и представляют собой рассуждения на тему «Что было бы, если бы...», а также их разновидности : « Рассмотри картинку и расскажи, что потом случилось с изображенными героями», « Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?» и др.    
  • Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во всех возрастных группах. Воспитатель создает условия для возникновения и развития активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад», «Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного поведения: «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита», «Чужой хочет проникнуть в дом» и др.

     Критерием успешного усвоения детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социиуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях «Один дома», «Чужой рядом»).

  • Ситуативно - имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода используется в группах младшего дошкольного возраста для обработки у детей навыков безопасного обращения с предметами быта ( обойти няню, несущую кастрюлю с горячим супом, и др.) Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке используются в практике взаимодействии со старшими дошкольниками и способствуют конкретизации представлений о правилах дорожного движения для пешехода и пассажира транспортного средства.

     Применение этих разновидностей практического метода способствует воспитанию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

  • Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера позволяет отработать навыки правильного и безопасного поведения младших дошкольников в конкретных ситуациях. Так, при выполнении творческих заданий взрослый может предложить детям разыграть сценку по сюжету знакомого произведения; изобразить при помощи мимики и жестов радостного и грустного воробышка; вспомнить и исполнить стихотворение, в котором говориться о пользе воды в жизни человека; сымитировать действия при пожаре в игровой комнате и др. К заданиям продуктивного характера относится применение всех видов средств изобразительной выразительности для достижения поставленной задачи: «Починить сломанный светофор» (аппликация), «Подобрать нужные колеса машине» (конструирование) и т.д.  
  • Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр - традиционно используемые в работе со старшими дошкольниками. Например: составление « Энциклопедии безопасности в картинках для малышей», изготовление настольных игр по теме « Дорожная азбука» и др.
  • Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов способствует обобщению представлений детей о различных аспектах безопасного поведения. Формат может быть разным.
  • Изготовление книжек-самоделок доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к. даёт им возможность почувствовать себя авторами книг. Тематика книжек-самоделок отражает актуальные детские интересы детей. Тематика в младшем дошкольном возрасте: «Я расту», «Азбука эмоций», «Наш друг - светофор», «Что я люблю» и т.д. Тематика для детей старшего дошкольного возраста: «Наши достижения», «Кладовая природы», « Планета наш общий дом», «Аптека в лесу» и т.д. Привлекать к изготовлению книжек -самоделок можно и родителей воспитанников.
  • Изготовление классификационных таблиц - очень полезный для структурирования представлений детей об опасных и безопасных способах поведения в различных ситуациях. Классификационная таблица разделена на две части: «Опасно- безопасно», «Хорошо-плохо», «Можно - нельзя». Для ее заполнения потребуются картинки по теме. По окончании выполнения задания вместе со взрослым проверяется его правильность.
  • Проведение тренингов. Тренинги - групповая форма взаимодействия взрослого с детьми, позволяющая снять у детей ощущение проблем и трудностей, направленная на сплочение дошкольников в группе, формирование чувства общности у всех участников тренинга. Тренинг общения направлен на обучение детей умению легко заводить новых друзей, правильно их выбирать, эффективно решать проблемные ситуации. Н-р: Тренинг «Чужой человек». Инструкция: « Давайте вспомним сказки «Снежная королева» и «Приключение Буратино». Какая беда случилась с главным персонажами этих сказок? Действительно, и живой, и деревянный мальчик ушли с чужими людьми, и попали в беду. А знаете ли вы, как следует поступать, если незнакомец предлагает вам пойти с ним, чтобы посмотреть интересные мультфильмы или поискать вместе потерявшегося щенка? Педагог выделяет правильные ответы детей и предлагает проиграть ситуации: побежать домой, закричав: «Ко мне пристает чужой»; не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы; сказать ему: «Мама мне запрещает уходить со двора. Вы чужой, я с вами никуда не пойду… Позову полицию». Можно проиграть эти сценки и повторить слова с детьми индивидуально и хором.

       Тренинг « Если Чужой пытается приникнуть в дом». Инструкция: «Давайте вспомним сказки «Кот, петух и лиса» и «Волк и семеро козлят». Какое правило нарушили персонажи этих сказок?»

  • Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ...

Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников

Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников...

«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...

Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....

"Формирование основ безопасного поведения младших дошкольников в игровой деятельности"

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...

Консультация для воспитателей "Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников"

Методы формирования основ безопасносного поведения у дошкольников...

Консультация " Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника "

Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольникаКонсультация для воспитателей...