Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников
статья на тему

Шахова Екатерина Андреевна

Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников.

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.

   Как же сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Дети так часто попадают в чрезвычайные ситуации и становятся их жертвами из-за свойственной им повышенной любознательности и  такой же неосторожности, из-за неосмотрительности. Но истинная причина бед детей и обусловленных этим несчастий их родителей лежит  гораздо глубже. Она в отсутствии знаний о различных опасностях и правилах поведения при столкновении с ними, реальных представлений о последствиях чрезвычайных ситуаций, навыков оказания первой помощи себе и другим пострадавшим. Дошкольный возраст важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладывается прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования.  

Поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы подготовить их как можно раньше к встрече с различными опасными жизненными ситуациями и научить справляться с ними.

Целью работы нашего дошкольного образовательного учреждения является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (в соответствии с ФГОС ДО).

Она реализуется путём решения нескольких задач:

  • усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улицах города;
  • ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми, легковыми машинами, трамваем, автобусом; с профессией – регулировщик; воспитание культуры поведения в общественном транспорте;
  • формирование навыков по практическому применению полученных знаний в играх, на прогулках и в повседневной жизни за пределами детского сада;
  • становление личностных качеств – активности, самостоятельности путём формирования у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки на основе адекватных действий в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого;
  • развитие у детей: речи, мышления, творческих способностей, навыков координации движений с движениями других людей и перемещением предметов, способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
  • расширение словарного запаса; формирование языковых и речевых средств;
  • осуществление контроля за уровнем усвоения знаний по правилам дорожного движения.

Основное содержание и направление работы определятся программой для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, целями развития и спецификой контингента воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, своеобразием предметно-развивающей среды учреждения.

В дошкольном учреждении (в условиях групп, функциональных помещений, на территории детского сада) созданы оптимальные условия для реализации ДОУ целевого компонента работы по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города

1. С целью повышения компетентности детей, сотрудников детского сада, родителей имеются различные источники для получения информации по вопросам безопасности на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Методический кабинет оснащен  детской художественной литературой для детей, познавательной и публицистической литературой  для педагогов и родителей.

С другой стороны интеграция происходит за счёт разнообразных форм работы с детьми – помимо специально организованных занятий, используем игры, развлечения, отдельные режимные моменты (гигиенические, оздоровительные процедуры).

С целью координации деятельности педагогических участников образовательного процесса составляются совместные планы, чтобы избежать повторений и последовательно развёртывать определённые темы. Так, инструктор по физическому воспитанию использует в своей работе обучение на лыжах, скейтборде, самокатах,  комментируя выполнение физических упражнений, рассказывает об их пользе, опираясь на знания детей о строении организма человека. Музыкальные руководители  разучивают песенный, танцевальный и игровой репертуар, входящий в структуру досугов и развлечений по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Воспитатели в ходе бесед валеологического направленности с детьми привлекают материал из разделов программы «Безопасность», объясняют детям зависимость между соблюдением правил поведения на улице – оказанием первой помощи – возможной инвалидностью человека. Воспитателями группы, как участниками всех форм работы специалистов детского сада, организуется предварительная работа с детьми и продолжается начатая работа в ключе, заданном коллегами, в повседневной жизни группы с учётом возрастной и индивидуальной адресованности.

2. Работа с детьми по освоению правил дорожного движения строится на основе преемственного взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи, что решает задачу сделать родителей нашими союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на улицах города. А также выработать единые подходы по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у дошкольника.

Наиболее эффективными формами работы педагогов группы с родителями являются:

  • Организация встреч (общих, групповых, индивидуальных) с целью информирования родителей о совместной работе.
  • Ознакомление родителей с работой группы, детского сада по реализуемой программе, с результатами обучения детей (собрания, открытые занятия, наглядная информация, выставки литературы, продуктов детского творчества). Организация совместных мероприятий с участием родителей.

В результате целенаправленной работы по формированию безопасного поведения между педагогами группы и родителями достигнуто полное взаимопонимание в соблюдении единых требований семьи и детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улицах города, практическому применению и соблюдению ими правил, в том числе по правилам дорожного движения.

3. В организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мы тесно взаимодействует с:

  • районным инспектором по пропаганде ГИБДД Курортного района, который принимает активное участие:
    – 
    в образовательной работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения, как на этапе формирования знаний (беседы с детьми, рассматривание иллюстративного материала), так и на этапе закрепления и практического применения полученных знаний (участие в досуговых мероприятиях, играх);
    – 
    в информационном просвещении родителей на родительских собранияхВ пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная информация, одним из содержаний которой является обращения инспекции ГИБДД к взрослым жителям города.
  • С «ДДТ на реке Сестре»  по проведению различных мероприятий: выставок, конкурсов;
  • с центром психолого-методической социальной службы  для консультаций  по работе с родителями и педагогами.
  • с объектами культуры города:
    – 
    деткой библиотеки, в процессе посещения которой сотрудники библиотеки проводят беседы с детьми, досуговые мероприятия, производят обмен книг для детского чтения, методической и публицистической литературы для организации работы с детьми педагогами.
  •  Учреждение имеет определённые успехи в работе по данному направлению. В 2013 году детский сад стал победителем районного  конкурса «Дорога и мы» с опытом работы по организации работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».

В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня,  она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...

Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия взрослых и детей» «Акция – как форма работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма».

В настоящее время в нашем детском саду совершенствуются, обновляются формы и методы работы с детьми при обучении правилам безопасного поведения на дорогах.Мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме к...

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников

Презентация опыта работы и пояснительная записка....

Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме

Мастер – класс на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»Цель: Повышения уровня ИКТ-компетентности пед...

Мастер-класс "Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме"

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них....

Организация работы по взаимодействию с родителями воспитанников по вопросу формирования основ безопасного поведения у дошкольников.

В детском саду работа с родителями по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста выстроена через различные формы, но все они заложены на «фундаменте» традиционных и нетр...