«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»
материал по обж (старшая группа) на тему
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал возможным реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда, и именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасного поведения
старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО
Введение
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал возможным реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.
В соответствии с ФГОС ДО, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда, и именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому безопасному поведению на улицах города.
Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности на улицах города является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.
Актуальность: по результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
На базе ГБОУ СОШ № 1 СП детский сад № 27 в старшей группе "Сказка" начал работать кружок "Светофорик".
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население страны растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей дошкольного и школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного пиетета.
Цель:
- формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города, во дворе и городском транспорте.
Задачи:
- определить содержание начальных знаний и способов поведения на улицах города, доступных для освоения детьми 5-6 лет в ДОО;
- определить возможные достижения детей 5-6 лет, в результате реализации комплексно-тематического планирования кружковой деятельности "Светофорик";
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).
Ожидаемые результаты:
- развитие компетентного подхода: совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения ПДД, а также ориентирование ребенка в ближайшем пространственном окружении, умение наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владение навыками безопасного поведения в этих ситуациях;
- расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- формирование навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
- умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
- повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Основная часть
1. Теоретическое описание модели
Травма (от греч. trauma) — это повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.
Детская травма — это повреждение развивающегося организма человека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям.
Дорожно-транспортная травма – это смертельная или несмертельная травма, причиненная в результате аварии на публичной дороге с участием, по меньшей мере, одного движущегося транспортного средства. Самыми уязвимыми пользователями дорог являются дети, пешеходы, велосипедисты и пожилые люди.
Дорожно-транспортный травматизм представляет собой совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.). Дорожно-транспортный травматизм занимает третье место по смертности людей в возрасте от 5 до 44 лет, уступая лишь ИБС и депрессивным состояниям.
Травмы, полученные в результате ДТП, нередко сопровождаются увечьями и гибелью людей. Эти травмы и увечья характеризуются наибольшей тяжестью, высокой летальностью, длительным лечением в стационарах (свыше 30 суток), большими материальными затратами.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит всех людей, так как за последние годы увеличилось число автолюбителей и как следствие увеличилось количество ДТП. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, используя только доступные для детского понимания методы и приемы, соответствующие возрастным возможностям детей. В этом направлении работы должны принимать участие и родители, и педагоги дошкольных образовательных учреждений, а в дальнейшем и школа. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения.
Классификация детского травматизма по типовым ситуациям подразделяется на X групп и V группа - дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Ежегодно в стране под колесами автомобилей гибнет около 30000 (более 200000 травмированных) человек, каждый десятый из них - ребенок! На наших дорогах луҹше смотҏеть не на светофор, а на машины. Сами правила ДТП дети знают неплохо.
2. Описание изменений в образовательном процессе
В системе дошкольного образования произошли серьезные изменения. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы. Во-вторых принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(ФГОС ДО), который введен в действие с 01.01.2014 г. Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, условиям реализации указанной программы и результатам ее освоения детьми.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие - образовательные области:
1.социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4.художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
Все эти изменения поставили педагогов ДОУ перед необходимостью по новому выстраивать образовательное пространство.
Согласно требованиям ФГОС ДО формирование основ безопасности детей в социуме актуальна в дошкольном образовании. Основные стороны личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольное учреждение возлагается особая ответственность по воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Воспитательно-образовательный процесс предусматривает создание педагогических условий для ознакомления детей с различными видами опасностей. Вся работа направлена на формирование у детей правил поведения в опасных нестандартных ситуациях, развитие у них самостоятельности и ответственности, а именно: предвидеть, распознать, классифицировать, избежать, правильно действовать в опасной ситуации.
2.1. Содержательно-образовательный блок
Ответственные | Сроки выполнения | Результат | |
1-й этап – Подготовительный | |||
Изготовление вместе с детьми и расстановка дорожных знаков на площадке детского сада. | Воспитатель | Сентябрь | Пополнение предметно-развивающей среды. |
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения (с родителями). | Воспитатель | Сентябрь | Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД. |
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним. | Воспитатель | Октябрь | Закрепление с детьми ПДД. |
Сюжетно-ролевые игры: «Механики», «Водители и пешеходы». | Воспитатель | В течение года | Закрепление ПДД. |
Рассматривание проблемных игровых ситуаций: | Воспитатель, инструктор по физ. развитию, инспектор ГИБДД | В течение года | Закрепление ПДД. |
Родительское собрание «Как знакомить детей с ПДД». | Воспитатель | Октябрь | Закрепление знаний родителей о ПДД. |
Укрепление материально-технической базы: | Воспитатель, администрация ДОУ, инструктор по физ. развитию, инспектор ГИБДД, родители | Сентябрь | Укрепление материально-технической базы. |
Выпуск буклета для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников». | Администрация ДОУ, инспектор ГИБДД | Сентябрь-октябрь | Информированность родителей. |
Педагогический час «Обучение детей ПДД» (для педагогов ДОУ). | Инспектор ГИБДД | Ноябрь | Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства. |
2-й этап – Основной | |||
Семейный конкурс макетов «Любимые уголки родного села». | Воспитатель, дети, родители | Декабрь | Воспитание у детей интереса к родному городу, развитие конструктивных и творческих способностей. |
«Авария на дороге» – тренинговая адаптивная (социальная) игра с сюжетно-ролевыми действиями. | Воспитатель, педагог-психолог ДОУ | Январь | Закрепление умения различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге. |
«Перекресток» – досуговая развлекательная игра. | Воспитатель, Муз. руководитель | Февраль | Закрепить умение различать дорожные знаки. |
«Почему шумит улица?» – экскурсия. | Воспитатель | Март | Знакомство детей с различными видами транспорта. |
Участие в работе семинаров по ознакомлению детей с ПДД. | Воспитатель | В течение года | Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства. |
3-й этап – Заключительный | |||
Проведение детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено». | Воспитатель, муз. работник, физ. инструктор | Июнь | Закрепление знаний по ПДД у детей и их родителей. |
2.2 Контрольно-оценочный блок
Контроль за результатом педагогической деятельности осуществляется на основе:
- беседы;
- тестирование;
- устный опрос;
- наблюдение за ребёнком.
Достижения новых образовательных результатов у дошкольников можно оценить по следующим показателям:
- знает о правилах дорожного движения;
- владеет знаниями;
- умеет принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения в социуме;
- способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений правил дорожного движения.
2.3 Ресурсный блок
1. Научно-методические условия:
Образовательная Программа СП ГБОУ СОШ № 1 г.о.Чапаевск - ДС № 27 разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Материально-технические условия:
- макет по правилам дорожного движения «Перекресток»;
- многофункциональное панно «Волшебный город ПДД»;
- дидактические игры;
- настольно-печатные игры;
- художественная литература;
- атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм;
- наглядно-дидактический материал;
- телевизор с DVD проигрывателем.
3. Нормативно-правовые условия:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ФГОС ДО";
- "Федеральный государственный стандарт дошкольного образования";
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- "Конвенция о правах ребенка".
4. Информационные условия:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 144с.
- Белая К.Ю., , Зимонина В.Н. , Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: М.: Просвещение, 2009.
- Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения: М.: Сфера, 2008.
- Клименков В. Обучайте дошкольников правилам движения: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: М.: Просвещение, 2010.
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.
5. Организационные условия
- Составление годового плана работы по ознакомлению детей старшего возраста с правилами дорожного движения.
- Оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы по ПДД.
- Приобщение специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) к организации образовательного и воспитательного процесса.
Заключение
Формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города, во дворе и городском транспорте необходимо начинать как можно раньше, т.е. в детских дошкольных учреждениях, а закреплять в школе – на практическом уровне.
Существует такая житейская аксиома: чем раньше начнешь готовить ребенка к самостоятельной жизни, тем более развитого, жизнеспособного человека получишь.
Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети.
Список источников и литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 144с.
- Белая К.Ю., , Зимонина В.Н. , Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: М.: Просвещение, 2009.
- Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения: М.: Сфера, 2008.
- Клименков В. Обучайте дошкольников правилам движения: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.
- Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13» от 15 мая 2013 г.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.
Интернет ресурсы
- http://www.dou25-ars.ru
- http://www.pedportal.net
- http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
- http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «НА УЛИЦАХ ГОРОДА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ
В данном метериале отражен опыт нашего детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-652750-1486896987.jpg)
Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».
Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-652750-1486896987.jpg)
Рубрика "Воспитатель года" Конкурсный материал. Методическая разработка «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».
Методическая разработка...
Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.
Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/05/picture-1160262-1567672534.jpg)
Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе
Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и на дороге
Понятие «дорога» входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Дети становятся то пешеходами, то пассажирами, то «водителями». И время от времени оказываются в ситу...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/02/picture-1111300-1549123413.jpg)
Формирование эколого - патриотических представлений дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО
Цель проекта:Формирование активной действенной позиции по отношению к природе, предполагающей развитие высших нравственных чувств – гуманизма и справедливости (помочь, защитить, позаботиться)....