Педагогические условия развития мелкой моторики детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Хименко Ольга Владимировна

Представление, что при любом двигательном

тренинге упражняются не руки, а мозг,

вначале казалось парадоксальным и лишь с

трудом проникло в сознание педагогов.

 Н.А. Бернштейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_usloviya.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия

развития мелкой моторики детей раннего возраста.

 Хименко Ольга Владимировна

Представление, что при любом двигательном

тренинге упражняются не руки, а мозг,

вначале казалось парадоксальным и лишь с

трудом проникло в сознание педагогов.

 Н.А. Бернштейн

Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего

развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в

этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на

которой в дальнейшем строится вся психическая деятельность. Чем раньше начата

активная работа по стимуляции развития, тем выше обучающий эффект.

Великие русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень

большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. И.М.

Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда

мышечными ощущениями». (И.М. Сеченов. Избр. произведения. М.-Л.,АН СССР, 1952

г., т.1,стр. 87). Чем лучше развита мелкая мускулатура рук, тем лучше развиты речь,

мышление, внимание, интеллект, творчество. Это связано с величиной проекции руки в

двигательной проекции и её близость к моторно-речевой зоне.

М.М. Кольцова, Л.В. Фомина выявили следующую закономерность: если развитие

движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах

нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое

развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше

нормы.

Развивая мелкую мускулатуру рук детей раннего возраста необходимо проводить

работу, направленную на:

- развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно —

правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние),

учитывает в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы

ребенок хватает одной рукой, большие — двумя руками), ребенок учится хватать

предметы по-разному — кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и

большим пальцами;

- развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно

совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих

действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек.

 - развитие подражания движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать

 движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих

полезных навыков ручных действий;

- развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами

рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более

тонкими и дифференцированными.

Для развития мелкой моторики у детей раннего возраста были определены следующие условия:

Педагогические условия развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Система

педагогического

воздействия.

Учет психофизиологических

особенностей детей.

Работа

с детьми.

Взаимодействие с

родителями.

Интеграция всех видов деятельности.

Совместная деятельность педагога и ребенка.

Создание предметно – - развиваю

щей среды.

Контроль длительности занятий.

Доступность материала.

С

мена видов деятельности.

Четкая структура занятий.

Перенос знаний в разнообразные ситуации.

Совмещение элементов игры и обучения. обучения.

Положительная оценка.

Тренировка мускулатуры рук.

Дидактические игры.

Консультации.

Семинары практикум

ы.

Родительские собрания.

Папки – передвижки.

Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения

им близлежащего пространства, поэтому в ранний период детства особенно важна

организация предметной среды, в том числе для сенсорного развития и

совершенствования мелкой моторики пальцев рук. Работа с дидактическим материалом

организуется в группе по двум направлениям:

 1. Проведение игр-занятий с подгруппой детей и индивидуально.

 2. Стимулирование самостоятельных действий детей с дидактическим материалом.

Работу с детьми по развитию мелкой моторики можно разделить на несколько блоков:

Работа с детьми.

Тренировка мускулатуры рук. Дидактические игры.

Рассмотрим первый блок работы – тренировка

мускулатуры рук. Для того чтобы добиться свободы движения пальцев рук детей,

использовались следующие приёмы:

 - массаж - один из видов пассивной гимнастики. Массаж рук проводим в начале

пальчиковой гимнастики, на занятиях для снятия напряжения, после сна во время

корректирующей гимнастики и в ходе индивидуальной работы.

 - пальчиковая гимнастика является активной пальчиковой деятельностью и даёт

отличный стимул для развития речи. Её проведение не должно быть очень

продолжительным. 2-3 минуты в день вполне достаточно для того, чтобы

стимулировать мелкую моторику рук ребёнка. Упражняем руки с предметами, без

предметов, сидя за столом, проводим игровые упражнения, а также упражнения с

мячами, шариками и верёвочками...

 - «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных истории, сказок

при помощи пальцев. Множество увлекательных и забавных игр по развитию мелкой

моторики можно придумать, используя самые обычные вещи. Например, из вязаных

перчаток легко сделать персонажей «Топа» и «Шлёпа», которые приходят к детям и

играют вместе с ними. Дети хорошо запоминают стихи и с удовольствием участвуют в

играх. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям

ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Поскольку на второмтретьем году жизни речь ребенка представляет собой комплекс «слово + движение,

действие, жест, мимика», то параллель «стишок + пальчиковая игра» активизирует его

развитие.

2. блок – Дидактические игры.

Игры для развития мелкой моторики рук проводятся с использованием самых

разнообразных предметов, а также специальных игрушек, принцип действия которых

подразумевает движения кистями и пальцами рук. Малышам часто с трудом даются

нелегкие задачи, поэтому в работе необходимо соблюдать следующие условия:

- не допускать переутомления ребенка;

- игры подбираются по уровню сложности, в зависимости от возраста ребенка и его

умений;

Массаж.

Пальчиковая гимнастика Игры с изобразительными материаламиИгры с естественными материалами

природы.

Игры с предметами.

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки.

- занятие обязательно обыгрывается – придумывая интересный сюжет игры, используя

сюжетные игрушки.

Использовались следующие виды дидактических игр:

- игры с предметами и материалами :

– детям предлагалось нанизывать кольца (шарики, кубики) на стержень; выполнять

 упражнения с резиновыми грушами или надувными игрушками; сортировать мелкие

 предметы; конструировать; наматывать и разматывать нитки или ленточки («Кто

быстрее», «Ниткопись», «Волшебный гребень»); надевать предметы на кисти рук;

использовать крупную мозаику; составлять бусы; шнуровать предметы; завязывать

узелки, заплетать косы; отстегивать и пристегивать прищепки; запускать пальцами

волчки; открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок,

бутылок; выкладывать фигуры из палочек.

- игры с естественными материалами природы - пересыпание сыпучих материалов;

 отпускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

- игры с изобразительными материалами.

- очень полезно использовать пластичные материалы (В этих играх развивается сила

рук.) Когда малыш разминает тесто или глину, происходит самомассаж ладоней и

пальцев, развиваются мышцы рук. Например, предлагалось детям сделать «ямки»,

надавливая на него прямым указательным пальцем или всеми пальцами одновременно,

вдавливать предметы (семена, бусины, фасоль, горох).

- пальчиковые сказки – в этих играх развиваются тонкие дифференцированные движения

пальцев рук. Для пальчиковых сказок были изготовлены маленькие куклы, которые

надеваются на пальцы. При помощи этих фигурок разыгрываем небольшие

сюжеты, в которых дети поочередно двигают разными пальцами – когда тот или

иной персонаж говорит, двигается или кланяется.

 Таким образом, развитие мелкой моторики имеет особое значение для развития

ребенка раннего возраста, так как действия с предметами являются в этот возрастной

период наиболее доступной формой приобретения знаний об окружающем мире.

Совершенствование мелкой моторики пальцев оказывает положительное воздействие не

только на сенсорную сферу ребенка, но и на своевременное развитие речевого аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста

Материал для использования педагогами  на занятиях, для игр дома с родителями...

Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...

"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста

"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...

Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу.  ...

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Подготовила и провела: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна Цель: Познакомить р...

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи

План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...