Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий направленных на сохранение здоровья ребенка
методическая разработка

Твердохлебова Наталья Анатольевна

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР-д/с №15»

Система работы

по  использованию здоровьесберегающих технологий направленных на сохранение  здоровья ребенка

                                                     Систему разработали:

Воспитатель Твердохлебова Наталья Анатольевна

старший  воспитатель Дутченко Ольга  Владимировна

Ваше здоровье - есть результат

Любви к самому себе.

                  От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Главной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация  права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешного обучения в школе. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья.  Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.  

             Ухудшение состояния здоровья детей долгое время рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, как показывают исследования Института возрастной физиологии РАО, что не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье, комплекса педагогических факторов. Я поддерживаю утверждение В.Б. Базарного, что «…здоровье детей» – не только медицинская, но и серьезная «педагогическая категория».

       Функция здоровьесбережения – функция командной работы, это целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Каждый член команды должен качественно выполнять свою часть работы для достижения максимального оздоровительного эффекта. Управление в данном контексте подразумевает координацию деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения, направленной на исполнение своих функциональных обязанностей с наибольшей эффективностью.

        Чтобы забота о здоровье ребенка являлась одним из приоритетов всего педагогического коллектива и проходила на профессиональной основе, необходимо четко продумать взаимодействие всех участников образовательного процесса. Это будет возможно в том случае, если комплексное планирование подчинено здоровьесберегающему аспекту, а действие родителей, воспитателей, узких специалистов, медицинского персонала интегрально .

       

 

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы»

 В.А.Сухомлинский

             Чтобы стать властелином своего здоровья, надо научиться этому искусству. Учиться управлять своим здоровьем надо с момента рождения. Каждая минута жизни ребенка в детском саду работает на укрепление его здоровья; организация пребывания детей в учреждении очень продумана и насыщена.

        Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

     Разработка   системы работы по оздоровлению воспитанников привела коллектив нашего дошкольного учреждения к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и их   просвещении в вопросах здорового образа жизни. Роль педагога дошкольного учреждения состоит в организации педагогической деятельности, сберегающей здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающей ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.  

           Для решения одной из насущных проблем современного общества - сохранение и укрепление здоровья детей,  поставлены цели - сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.  Разработаная система работы, построенная с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирающаяся на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

         Для проведения целенаправленной работы по укреплению  здоровья воспитанников   поставлены задачи:

1.Внедрение оздоровительно-воспитательной системы, направленной на осуществление комплексного подхода в воспитании здоровой гармонично развитой личности:

  • разработка оздоровительно-воспитательной системы, интеграция оздоровительной деятельности в образовательную;
  • создание условий для психофизического благополучия детей в дошкольном учреждении и семье;
  • формирование у детей  привычки думать и заботиться о своем здоровье;
  • дифференциация содержания образования и организационных структур с учетом уровня здоровья и развития детей;
  • использование здоровьесберегающих технологий при коррекции нарушений в физическом и психическом развитии детей;
  • комплексная оценка уровня здоровья воспитанников с учетом вегетативного статуса;
  • создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе;
  • мониторинг оздоровительного эффекта деятельности дошкольного учреждения;
  • усилить взаимодействие  дошкольного учреждения  и заинтересованных структур по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников;
  • предоставление возможностей для развития личности ребенка, его нравственных чувств и привычек.

2.Активизация семьи для решения проблем воспитания, обучения, оздоровления:

  • сотрудничество и преемственность в вопросах воспитания, обучения, оздоровления;
  • содействие семье в адаптационный период;
  • привлечение родителей к работе Советов педагогов, медико-педагогических совещаний;
  • сотрудничество с семьей по проблеме формирования здорового образа жизни у детей;
  • усилить взаимодействие семьи и заинтересованных структур по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  ребенка.

     Методологической основой построения системы работы по использованию здоровьесберегающих технологий являются принципы, методы и средства, выражающие специфические закономерности данного направления.

          Общеметодические принципы – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий к ним относятся:

  • принцип сознательности -  нацеливает на формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к своему здоровью;
  • принцип активности – предполагает высокую степень инициативы и творчества;
  • принцип наглядности -  учет особенностей мышления;
  • динамичности – интеграция программ в разных видах деятельности;
  • систематичности и последовательности – предполагает непрерывность процесса;
  • доступности – учитывает индивидуальные особенности возраста детей;
  • непрерывности – предполагает чередование нагрузок и отдыха;
  • цикличности – предполагает повторяющуюся последовательность;
  • комплексного междисциплинарного подхода – учитывает тесную связь между медицинским  персоналом и педагогическим коллективом;
  • формирования  ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
  • связи теории с практикой - приучает применять знания по формированию и укреплению здоровья на практике.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

  1. средства двигательной направленности (физминутки, движения, минутки покоя, зрительные гимнастики, двигательный режим);
  2. оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, витаминизация блюд, ионизация воздуха);
  3. гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).

     В рамках реализации системы  оздоровления  применяются три группы методов:

Практические:

◊    создание здоровьесберегающей  и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в учреждении; демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;

◊ организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность;

◊   проведение закаливающих процедур, оздоровительных гимнастик и массажей;

◊ проведение совместных мероприятий с родителями.

Словесные:

☺ беседы;

☺ чтение художественной литературы;

☺ заучивание стихотворений;

☺ дидактические игры;

☺ подвижные игры;

☺ развлечения;

☺ моделирование ситуаций;

☺ консультации;

☺ наблюдения.

Наглядные:

◘ организация выставок, конкурсов;

◘ сбор фотоматериалов;

◘ рассматривание иллюстраций;

◘ аудиовизуальная техника;

◘ информационные стенды;

◘ театрализованная деятельность;

◘ личный пример взрослых.

             Система работы строится на основе модульных блоков.

             Первый модульный блок

Организационно-педагогический

№ п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

Советы педагогов

1.

Организационный

Обсуждение  утверждённых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ  

 сентябрь

Заведующий  ДОУ

2.

Организационный

«Пути оптимизации здоровья дошкольников. Определение групп здоровья, физической нагрузки, утверждение нормативных документов обеспечивающих образовательно-оздоровительный процесс»

Сентябрь

Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра

.

 Промежуточный

Результаты реализации системы образовательно-оздоровительной работы в ДОУ

Декабрь

Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра

Семинары - практикумы

1.

«Здоровьесберегающая педагогика  как одно из средств в реализации новых технологий в оздоровлении воспитанников»

Цели: интеграция педагогической и лечебно-профилактической деятельности для разностороннего развития ребенка; внедрение методов и приемов здоровьесбережения

 Октябрь  

Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра

2.

Здоровьесберегающий подход к проблемам комплексного оздоровления

 Октябрь

Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра, педагог-психолог, соц.пед.

3.

Часто болеющие дети кто они? Современный подход к профилактике и лечению респираторных инфекций

 Ноябрь

Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра, педагог-психолог, соц.пед.

4.

Экспресс игра «Оздоровление дошкольников по принципу «Не навреди»!»

 Декабрь

Воспитатель ФИЗО, психолог

5.

Рациональная организация режима питания, как одно из средств оздоровления

 январь

Врач, медсестра

Воспитатель ЗСТ

5.

Музыкальная и изобразительная терапия в лечебной педагогике

 Февраль

Муз.рук,

 воспитатель ИЗО

Июнь

Врач, медсестра

Профилактика и коррекция минеральной и витаминной недостаточности у детей и взрослых.

 Март

Врач, медсестра

Интеграция социально-педагогической и медико-психологической реабилитации детей дошкольного возраста

 Апрель  

Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра, педагог-психолог, соц.пед.

Итоговый

Результаты реализации системы образовательно-оздоровительной работы в ДОУ

Май

Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра, педагог-психолог, соц.пед

Солнце- друг или недруг.

  июнь

Врач, медсестра

воспитатели

6.

Психологические сопровождения ребенка в процессе адаптации

 Август

Психолог

Второй модульный блок

Занятия с детьми

         Тематическое планирование занятий с детьми строится по блокам:

  • «Здоровье – это сила»
  • «Человек  - венец природы»
  • «Чтобы не случилось беды»
  • «Привычки и поступки»
  • «Советы Доктора Айболита»
  • «Культура движения и прикосновения »
  • «Основы культуры взаимоотношения полов»
  • «Мир как поле чудес»

Беседы и вечера развлечений

 

Сентябрь

  1. Музыкально – оздоровительный вечер развлечений «Путешествие в страну знаний»
  2. Занятия «Знакомство со свойствами лесных грибов и ягод»
  3. Вечер развлечений: «Тит и Варфоломей путешествие в лесное царство»

      4.  Кукольный спектакль «Витаминки растут на ветке», «Витаминки  растут на грядке»

Октябрь

  1. Беседа о здоровой пище «Полезные продукты»
  2. Досуг «Веселые овощи»
  3. Профилактические мероприятия -  «Мы простуды не боимся»

Ноябрь

  1. Театрализованное представление «Чаепитие друзей»
  2. Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста «Топ-хлоп малыши»

Декабрь

  1. Правила хорошего питания «Польза и вред от сладких продуктов»
  2. Занятия по ОБЖ «Правила поведения на новогодних праздниках»

Январь

  1. «Зимушка-зима» - оздоровительные досуги
  2. «Помни русские обычаи - пей полезный вкусный чай» - праздник чая

Февраль

  1. КВН – «Витамины и здоровый организм»

      2.  В гости к бабушке  «Травушке» - занятие путешествие 

Март

1.«Папа, мама, я – здоровая семья» мероприятие с родителями

1.Кукольный спектакль «Витаминки растут на ветке», «Витаминки растут на грядке» Апрель

Всемирный день здоровья

  1. Оздоровительный досуг с элементами навыков здорового образа жизни и участием  родителей «Все надо спортом заниматься»
  2. занятия «Свойства организма и уход за ним»

Май

  1. Веселая АБВГДейка  или что мы знаем о ПДД
  2. «Вкусный праздник»

Июнь – август

Летний  оздоровительный период

Третий модульный блок

Взаимодействие с родителями

 

Сентябрь

  1. «Гимнастика вдвоем»
  2. «Активные формы отдыха»
  3. «Культурно-гигиенические навыки приема пищи в домашних условиях»
  4.  Вечер развлечений: «Тит и Варфоломей путешествие в лесное царство»

Октябрь

  1. «Витаинно-овощная- фруктовая азбука»
  2. Досуг «Веселые овощи»
  3. «Витамины и минералы незаменимые компоненты питания»
  4. «Чтоб ребенок не болел -  сделайте прививку!» - наглядная агитация

Ноябрь

  1. «Правила поведения за столом, которые следует помнить и выполнять»
  2. «Питание ЧСБ»
  3. Профилактика простудных заболеваний «Мы простуды не боимся»

Декабрь

  1. «Правила организации питания дома»
  2. «Пища для согрева души и тела»
  3. «Режим питания»

Январь

  1. «Психологические аспекты организации питания»
  2. «Праздник чая»

Февраль

  1. «Закаливать ребенка можно и продуктами питания»
  2. «Тренажер мой друг»
  3. «Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье»

Март

  1. «Если хочешь быть здоров» - практическое занятие
  2. «Папа, мама, я – здоровая семья»
  3. «Как быть здоровым душой и телом»

Апрель

Всемирный день здоровья

  1. «Случайны ли несчастные случаи» о закономерностях  бытового травматизма
  2. «Маленькие предметы не игрушка для детей»
  3. «АБВГДейка» правила дорожной безопасности
  4. Проведение  оздоровительных досугов с участием родителей «Все надо спортом заниматься»

Май

  1. «Как правильно использовать летний отдых»
  2. «Уроки дорожной азбуки»
  3. «Безопасное поведение дошкольников на улице»

Июнь – август

Летний оздоровительный период

Четвертый модульный блок

Взаимодействие с заинтересованными структурами

п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

ответственный

1.

Взаимодействие  с учреждениями культуры

1-2 раза в квартал

Зам.зав по УВР,

администратор театра

2.

Взаимодействие с общественностью

1-2 раза в квартал

Зам.зав по УВР, председатель совета микрорайона

3.

Взаимодействие с правоохранительными органами (инспектора ГБДД,  ВДПО)

1-2 раза в квартал

Зам.зав по УВР,

 ответственные инспектора

4.

Взаимодействие с учреждением здравоохранения

Постоянно

Зам.зав по УВР,

Медперсонал поликлиники

Пятый модульный блок

Мониторинг сформированности культуры

здорового и безопасного образа жизни воспитанников

п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

Ответственный

1.

Наличие аналитических данных о формировании ценностей  здорового и безопасного образа жизни у воспитанников

Сентябрь

Январь

Май

Воспитатели

2.

Отслеживание динамики показателей здоровья воспитанников (общего показателя здоровья, показатель заболеваемости, травматизма, эффективность оздоровления ЧБД)

Ежемесячно

Врач, медсестра

3.

Подбор и собрание картотеки диагностических материалов

Ежемесячно

Воспитатели Врач, медсестра

4.

Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности  воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников дошкольного учреждения, комплексностью и системность работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья, а так же на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении

Сентябрь

май

Педагог-психолог,  воспитатели ДОУ

             Оздоровительные мероприятия проводятся не только в соответствии возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка. Во время пребывания детей в детском саду, педагоги систематически и целенаправленно обучают детей методам здоровьесбережения. Уже начиная с младшего возраста, на всех  педагогических мероприятиях, воспитатели используют принципы психофизического раскрепощения и оздоровления в воспитательно-образовательной деятельности: располагают учебно-наглядный материал в разных частях группы, который дети находят и используют в своей работе; проводят занятия в режиме смен динамических пауз у стола, у мольберта, используют игровые методы и приемы, которые вызывают положительные эмоции детей, и помогают ребенку в период адаптации или кризиса.

             В группе среднего возраста основной упор делается на пик развития познавательных способностей детей – «Они впитывают все как губка», поэтому, знакомя детей с частями тела, педагоги параллельно обучают детей элементам «Игрового массажа» автор А. Уманская, К. Динейки. В продуктивных видах деятельности, педагоги включают пальчиковую гимнастику, т.к. утомляемость детей данного возраста еще очень велика.

         В комплексе утренней гимнастики и как часть педагогических мероприятий воспитатели включают комплексы «гимнастики маленьких волшебников» автор Т.В. Нестерюк.

          В старшей и подготовительной к школе группе, учитывая длительность, количество педагогических мероприятий, а также повышенную умственную активность детей, педагоги используют упражнения помогающие снять напряжения, выполняют дыхательную гимнастику, элементы массажа (автор А. Уманской, К. Динейки).  

         

        Важнейшие целевые индикаторы системы работы по    использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении:

1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий.

2.Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях).

3.Активное участие всех участников образовательного процесса в совместной деятельности по здоровьесбережению.

4.Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

5. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

6.Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

             Таким образом, спланированная и реализуемая система   работы позволит поднять на более высокий уровень образовательный процесс дошкольного учреждения с учетом здоровьесберегающих условий, планомерно и оперативно управлять внедрением комплексной системы оздоровления детей, повысить профессиональный уровень педагогического коллектива. В результате сформировавшейся системы оздоровительной работы в учреждении предполагается не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к мероприятиям по привитию навыков здорового образа жизни, но и хорошие стабильные результаты  по снижению уровня простудных заболеваний, улучшение показателей физического развития и подготовленности воспитанников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии направленные на сохранение и стимулирование здоровья"»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛМРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ  «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит ...

Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.

Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....

Из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"Однм из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. В настоящее врем...

Здоровьесберегающие технологии направленные на развитие психических и физических качеств ребенка в детском саду.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13944423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...

Тренажерно-информационная система «ТИСа» как здоровьесберегающая технология на занятиях по физической культуре

Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья детей как ценности, а также формирование мотивации к физкультурным занятиям.Тренажерно-информационная система «ТИС...